Конспект ОД образовательной области «Познавательное развитие», Ознакомление с окружающим миром Тема: «Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Золотухина Олеся Николаевна

Знакомить детей со старинной русской жизнью. Объяснить откуда произошли русские обычаи: гостеприимство и взаимопомощь, где их исторические корни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД образовательной области «Познавательное развитие»,

Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство» 

Цель: Закрепить представление у детей о старинных народных обычаях.

Задачи:

Обучающие:

Знакомить детей со старинной русской жизнью. Объяснить откуда произошли русские обычаи: гостеприимство и взаимопомощь, где их исторические корни.

Развивающие:

Развивать навыки творческого рассказывания, умения придерживаться заданной сюжетной линии.

Воспитательные:

Воспитывать интерес истории родной страны, русского народа. Воспитывать у детей такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему; желание оказывать помощь тому, кто вней нуждается.

Материалы для занятия: дидактический комплект «Бабушкины сказки», русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»; репродукции картин русских художников: Венецианова А.Г. «Очищение свёклы», «На пашне»; Тропинина В. А. «Кружевница»; Мясоедова Г.Г. «Страдная пора. Косцы»; Маковского К.Е. «Рыбачки»; Максимова В. М. «Бедный ужин»; русские пословицы и поговорки.

Ход ОД:

Воспитатель приветствует детей, встречая их хлебом и солью.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Много гостей, много и новостей. Из каких краёв будете, как страна называется в которой вы живёте?

Дети: Россия.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, почему люди ходят в гости?

Ответ детей.

Воспитатель: Навестить родственников, поделиться новостями, повеселиться, отдохнуть, решить деловые вопросы. Русский народ всегда отличался гостеприимством. Гостеприимство – это добрая и замечательная черта человека! А, что означает слово «гостеприимство»? (ответы детей - желание и умение принимать гостей).

Послушайте русские поговорки о гостеприимстве:

Гость доволен – хозяин рад.

Для дорогого гостя и ворота настежь. 

Много гостей – много новостей. 

Гостю щей не жалей – погуще налей. 

С миру по нитке – голому рубаха.

Воспитатель: В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью. Приглашаю вас заглянуть в добрую избу, старину русскую, старину древнюю. Дети, вы знаете, почему Русь деревянной называли?

Дети: Всё строили из дерева.

Воспитатель: Давным – давно, на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. И всё-то в ней было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и многое другое. Изба состояла из большой комнаты, поделённой на перегородки. Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Печка – деревенская кормилица.  В русской печи готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги.  Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи чугунок? Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами, вкусной кашей. Ели кашу деревянной ложкой, от того пища становилась ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой. А еще гостей угощали чаем, на столе всегда стоял горячий самовар. Угощением по русской традиции всегда были сушки.

Физминутка:

Само-само-самовар,

на столе красуется,             руки на пояс, повороты влево, вправо

Дышит так, что виден пар –

Дед им все любуется,         руки в сторону, улыбаются

Сапогом его качай

Ох, как разгорается,        сжимаем кулачки и поднимают-опускают их

Пых-пыхтит как паровоз,

Ждем мы с нетерпением ,    вдох-выдох-пых

Сушки дед вчера принес

 – С чаем – наслаждение!     показать сушки пальцами

Взяли в руки все по блюдцу,

Только  надо остудить            показали ладонь и подули

Ах! Из самовара сладко,

Чай с баранками нам пить!   поклонились

Воспитатель: Как вы думаете, чем занимались мужчины и женщины на Руси? 

Ответы детей.

Воспитатель показывает на проекторе репродукции картин русских художников и рассказывает про быт крестьян.

Воспитатель: Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; девочки с матерями ткали, вышивали, плели лапти, учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды. Младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски. Всю зиму пряли нити, а весной начинали ткать.

В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище. Сыновья помогали отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

Таким образом в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

Воспитатель: Семьи у крестьян были большие и дружные. И если случалась беда, то все помогали друг другу, это называется взаимопомощь. Послушайте русскую народную сказку провзаимопомощь «Петушок и бобовое зернышко».

Воспитатель читает сказку. После чтения воспитатель задает детям вопросы по сказке:

- Как случилось, что Петушок подавился?

- Как курочка решила ему помочь?

- К кому она обратилась вначале?

- К кому ее отправила хозяйка?

- Что попросила корова?

- Что понадобилось хозяину, чтобы скосить траву?

- Получила ли курочка маслице?

- Помогло ли он петушку?

- Почему курочка так беспокоилась о петушке? Был ли петушок в опасности?

- Торопилась ли курочка спасти петушка? Как мы об этом узнаём?

Ребята, мы с вами очень любим читать сказки, а потом их обыгрывать. Давайте вы превратитесь в героев сказки «Петушок и бобовое зернышко» и старинному народному обычаю поможем петушку.