Конспект НОД "Русские народные игрушки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Программное содержание:

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.  Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки. 

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_igrushka.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Русские народные игрушки»

Программное содержание:

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.  Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки. 

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.

Используемый материал: презентация по теме

Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, силуэт, лукошко, свистульки.

 Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?  Как вы думаете, что это такое? (слайд 2).  Да, это карта нашей Родины. 
Велика Россия наша 
И талантлив наш народ. 
О русских мастерах-умельцах 
На весь мир молва идет. (слайд 3)
Русские мастера-умельцы умеют делать своими руками необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям, вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими. (слайд 4)

Ребята, кто из вас знает, что такое ярмарка? (Ответы детей). (слайд 5)
Ярмарка – это место, где можно и купить, и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку.  Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят «русские чудеса». 
Вот нам бы побывать на ярмарке русских чудес. 
(Звучит фонограмма – музыка, смех) 
Эй, народ честной, да удачливый! 
На нашу ярмарку поворачивай! 
Что душа не пожелает, 
Все на ярмарке найдет! 
Всяк подарки выбирает, 
Без покупки не уйдет! 
Кажется, нас на ярмарку приглашают. На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Я когда там бывала, тоже их слышала, одну запомнила, да вам принесла, отгадаете – отгадка будет ваша: 
Мышку встретили подружки 
И попрятались друг в дружке, 
А которая осталась, 
Больше всех перепугалась. 
Что это за подружки? (Ответы детей). Правильно, это матрешка. (слайд6). Чем особенна эта игрушка? Из чего она сделана? Кто ее делает? Как вы думаете, с какой матрешки мастер начинает свою работу? (Предположения детей).(слайд7)

Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продают на ярмарке? 

Посмотрите, какие игрушки! (слайд 8).
Игрушки не простые, 
А волшебно расписные. 
Белоснежны, как березки, 
Простой, казалось бы узор, 
Но отвести не в силах взор.   
Это, ребята, дымковские игрушки. 
Из чего сделаны дымковские игрушки? 

Воспитатель: Давайте подойдем к следующему столу и посмотрим, чем здесь порадуют нас мастера. Может быть, кто-то из вас уже догадался? (Ответы детей).(Слайд 8)
Верно, здесь свистульки разные и у каждой свое название. Давайте их внимательно рассмотрим.  Красота, да и только! Это филимоновская свистулька.
Как вы думаете, почему она так называется?  Из чего сделана? 
В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки.
Здесь у нас еще есть свистульки.  (Слайд 9)Вот эти свистульки называются городецкими (Показывает городецкие свистульки). Есть удивительный городок на реке Волга и называется он Городец. В этом городе живут замечательные мастера, которые делают необыкновенно красивую мебель, посуду и вот такие расписные свистульки. Из чего сделаны городецкие свистульки? (Ответы детей). Верно, из дерева.

Вот какие разные у нас свистульки и все очень красивые.  Но у каждой свистульки свое звучание. Как вы думаете, почему они по-разному звучат? (Ответы детей). Верно, они сделаны из разного материла –филимоновские из глины, а городецкие – деревянные.

Ну а мы отправляемся дальше

Сложно, мне кажется, найти народ, у которого не было бы своих кукол. Куклы-обереги, обрядовые куклы и просто игрушки - эта тема необычайно широка.(Слайд 10)

Существовало множество разновидностей народной куклы. Но часто способы их изготовления базировались всего лишь на нескольких принципах.
Кукол делали из различных материалов. В дело шли и шишки, и мох, и береста. Но самыми распространенными материалами были ткань, солома 

Воспитатель: как много интересного мы увидели и приобрели на ярмарке «Русские чудеса»! Вам понравилось? О чём вы расскажете дома?  (Ответы детей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия «Народная игрушка – кукла пеленашка»

В нашем дошкольном образовательном учреждении работа по программе «Социокультурные истоки» (авторы – профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин) началась с 2010 г. Занятия по дан...

Конспект НОД "Народная игрушка"

Конспект НОД "Народная игрушка" в средней группе "Апельсин"...

Конспект занятия "Народная игрушка" МБДОУ д/с № 37 с.Запрудное Дорощенко Ольга Борисовна

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....

Конспект НОД «Народная игрушка (дымковские мотивы)» или «Поможем маме-утке»

-Продолжить знакомство с народной дымковской игрушкой.-Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвет.-Учить различать элементы дымковской росписи, рисовать кружочки с помощью тычков.- Со...

Конспект занятия. «Народная игрушка». 1 младшая группа

Конспект занятия. Познавательное развитие. «Народная игрушка». 1 младшая группа...

конспект занятия «Народная игрушка – кукла пеленашка» методическая разработка (подготовительная группа)

В нашем дошкольном образовательном учреждении работа по программе «Социокультурные истоки» (авторы – профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин) началась с 2010 г. Занятия по дан...