"Природа вокруг нас"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

Рябухина Марина Николаевна

Программа кружовой работы "Природа вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_priroda_vokrug_nas.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 111»

Программа экологического кружка

«ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»

(средняя группа)

Разработала: воспитатель Рябухина М. Н.

                                  воспитатель Дворянчикова И. Ю.

г. Ростов-на-Дону

2022 г.

Пояснительная записка

             Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят, посещающих наше дошкольное учреждение.

Полученные в детстве впечатления от родной природы очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

      В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх -летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Актуальность программы: экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Цель работы кружка: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.

Задачи:

  • Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети - это тоже часть природы;
  • Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
  • Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
  • Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
  • Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
  • Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
  • Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).

Основные направления экологического кружка:

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).

Программно - методическое обеспечение:

Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Организация деятельности и режим экологического кружка:

 Кружок проводится 1 раз в неделю (4 раза в месяц) в понедельник в 16-30 ч, продолжительностью 20 минут.

Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

Методы, используемые для реализации работы кружка:

игровые ситуации;
наблюдение;
беседа;
исследовательская деятельность;
экспериментальная деятельность.

В качестве подведения итогов планируется провести игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:       

Дошкольник может:

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

Несколько видов явлений неживой природы.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от    изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему    миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы.

Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Тематический план экологического кружка «Природа вокруг нас»

Тема

Задачи

Сентябрь

1

«Цветы на участке осенью»

Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду.

Уточнить представления детей о садовых работах осенью.

Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

2

«Что нам осень подарила»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах.

Уточнить знания детей об уходе за овощами.

Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

3

За грибами мы пойдем.

Уточнить знания детей о грибах. Познакомить с ядовитыми грибами (мухомор и поганка). Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: съедобные и несъедобные грибы.

4

Развлечение:

«К нам осень пришла!»

Развлечь детей, закрепить полученные знания о сезонных изменениях осенью.

Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры.

Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво.

Октябрь

5

«Сколько знаю я дождей»

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения.

Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.

6

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Закрепить названия детенышей домашних животных.

Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать.

7

«Как звери к зиме готовятся!»

Формировать у детей представления о разновидностях подготовке диких животных к зиме (меняет шубку, делает запасы).

Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания.

Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок.

8

Развлечение:

 «К нам гости пришли»

Развлечь детей, закрепить полученные знания о диких и домашних животных, их среде обитания.

Формировать  желание играть в подвижные и дидактические игры.

Ноябрь

9

«Осеннее дерево»

Познакомить с осенним деревом – рябиной.

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Активизировать словарь детей: рябина красная, гроздь, ягоды.

10

«Перелетные птицы»

Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг.

Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей.

Активизировать словарь детей: перелетные, юг.

11

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи.

Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья.

Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

12

Развлечение: «Синичкин праздник»

Развлечь детей, закрепить полученные знания о перелетных птицах.

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе.

Воспитывать интерес и желание играть в подвижные и дидактические игры.

Декабрь

13

«Снежинка»

Закрепить знания о снежинке.

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти.

Учить видеть красоту природы.

Активизировать словарь детей: первый снег, снежинка.

14

«Волшебная льдинка»

Познакомить детей с понятием – лёд.

Формировать интерес к определению свойств льда с помощью опытов.

Воспитывать осторожность на льду.

Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед.

15

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева.

Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев.

Формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Активизировать словарь детей: красавица, зеленая.

Январь

16

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями, жизненными трудностями зимой.

Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки.

Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно.

17

«Мороз – удивительный художник»

опыт

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы.

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Развивать воображение и творчество.

Активизировать словарь детей: морозные узоры.

Февраль

18

«Выращиваем лук на окошке»

опыт

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке.

Развивать желание наблюдать за изменениями в луковицах.

Учить создавать ситуацию опыта.

Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой.

Активизировать словарь детей: полезный, горький.

19

Комнатные растения.

Учить детей сравнивать 2 комнатных растения (на примере фото- и видео материала, дидактических карточек), находить сходства и различия.

Дать понятие, что растения выделяют кислород, которым мы дышим.

Воспитывать любовь и желание за ними ухаживать.

Активизировать словарь детей: комнатные, протирать, поливать.

20

«Полезные витамины»

Формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце.

Развивать у детей умения заботиться о своем здоровье.  Воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Активизировать словарь детей: здоровый, больной.

21

 «Путешествие по зимнему лесу»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях.

Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Март

22

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Воспитывать осторожное обращение с бездомными животными, опасно для жизни.

Активизировать словарь детей: бездомная, укусит.

23

«Птицы прилетели»

Познакомить с перелетными птицами. Способствовать обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов.

Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Активизировать словарь детей: перелетные, чирикают.

24

«Сосульки».

Звенит капель.

опыт

Познакомить с понятием – капель.

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: сосульками.

Формировать осторожность и опасность около домов.
Активизировать словарь детей: холодная, белая, капель.

Апрель

25

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев.

Дать представления об изменениях, происходящих весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Активизировать словарь детей: весенняя, греет.

26

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам – подснежникам.

Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Изучить, как появляется цветок.

Воспитывать интерес и любознательность.

Активизировать словарь детей: подснежники, нежные.

27

«Водичка – водичка»

опыт

Познакомить детей со свойствами и пользой воды для человека.

Развивать умение делать несложные выводы и проводить простой опыт по очистке грязной воды.

Закрепить значение грязной и чистой воды.

Активизировать словарь детей:  грязная, чистая.

28

Развлечение

«Русская березка»

Формировать представления у детей о русской березе.

Расширить знания об охране природы.

Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Активизировать словарь детей: красивая, белоствольная.

Май

29

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми о солнце, весенних изменениях в природе.

Учить описывать свойства солнца, подбирать прилагательные. Продолжать вызывать у детей интерес к явлениям неживой природы.

Активизировать словарь детей: солнышко, теплая погода.

30

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков.

Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме.

Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Активизировать словарь детей: страшно, испугались.

31

«Бабочка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к насекомым.

Изучить, как появляется бабочка.

Уточнить представления о внешних особенностях, названиях и среде обитания насекомых.

Активизировать словарь детей: летают, жужжат.

32

Итоговое развлечение:

«В мире природы»

Развлечь детей.

Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому.

Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх со сказочными героями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

ТЕМА: «ПРИРОДА – вокруг нас». Автор опыта: Шебанова Елена Викторовна воспитатель МБДОУ № 11 «Ромашка»

ТЕМА: «ПРИРОДА – вокруг нас».Автор опыта:  Шебанова Елена Викторовнавоспитатель МБДОУ № 11 «Ромашка»Содержание :Введение1.         «Природа – природа...

Тема: КВН «Природа вокруг нас»

Открытое занятие на ГМО в подготовительной группе....

авторская программа по экологии"Природа вокруг нас"

Природа – это уникальная книга.Ее тираж – один экземпляр!Только один! И поэтому, читая ее,Нужно беречь каждую страницу!...

Конспект занятия по ознакомлению с природой КВН «Природа вокруг нас»

Конспект занятия по ознакомлению с природойКВН «Природа вокруг нас»...

Итоговая викторина о природе для старших дошкольников «Природа вокруг нас!»

Викторина о природе для старших дошкольников «Природа вокруг нас!»...