Развивающие и обучающие дидактические игры по экологии
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Гончаренко Екатерина Михайловна
Развивающие и обучающие дидактические игры для младшей группы Дидактические игры по экологии. Дидактическая игра «Найди, что назову». Дидактическая задача: Найти предмет по слову – названию. Игровое действие: Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов. Правила: Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту. Например: свекла, репа, редька, апельсин, помидор, яблоко. Во все вазы заглядывать нельзя. Оборудование: Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо видна была их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски. Ход игры. Первый вариант: Воспитатель предлагает ребенку: «найди маленькую морковку». Или: « найди желтое яблоко и скажи, какое оно по форме». Если ребенок затрудняется, воспитатель может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Второй вариант: Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы: шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Ребенок ищет названный предмет. Дидактическая игра «Угадай, что съел». Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов, стимулировать развитие воображения. Игровое действие: Угадывание на вкус овощей и фруктов. Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это. Оборудование: Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе разложить такие же предметы для контроля и сравнения. Ход игры. Угостить ребенка одним из кусочков, предварительно попросив закрыть глаза. «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же предмет на столе». Дидактическая игра «Найди такую же и назови», парные картинки животных и растений. Дидактическая задача: Найти предметы по сходству. Развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь: похожие, разные, одинаковые; развивать наблюдательность. Игровое правило: Отбирать следует только одинаковые картинки; выигрывает тот, кто не ошибется ни разу. Ход игры. Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10-12 шт.), все они разные, но среди них есть две одинаковые. Воспитатель просит кого-либо из ребят найти и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладывают в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки (они должны быть перевернуты) и незаметно подкладывает еще одну парную картинку. Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но неодинаковые, например: чашки, одинаковые по цвету и по форме, но одна с ручкой, а другая без ручки; два яблока одинаковых, но у одного есть черенок, а у другого его нет, т.е. изображенные предметы имеют слабо заметные признаки различия, которые дети не сразу замечают. Дидактические игры по развитию речи Дидактическая игра «Перекладывание цветных шариков». Дидактическая игра на дифференцирование и называние цвета. Программное содержание: Формировать умения детей различать и называть основные цвета (в данной игре - красный и синий). Учить группировать шарики по цвету, находить соответствующие корзинки. Развивать мелкую моторику, координированные движения рук. Совершенствовать умения не отвлекаться при выполнении задания. Воспитывать интерес к дидактической игре. Наглядный материал. Две куклы, красные и синие шарики. Красная и синяя корзина. Ход игры. Обращаю внимание детей на красивых кукол, и говорю: - Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли две куклы: Катя и Маша. Ребята, как зовут кукол, которые к нам пришли? (Ответы детей) (Куклы здороваются с детьми) - Куклы пришли к нам с корзинками, одна красная, а другая синяя. Еще они принесли шарики тех же цветов. Показываю все детям. Какого цвета принесли куклы корзинки? А какого цвета шарики? (Ответы детей) Куклы просят вас помочь им разложить шарики по корзинкам. Давайте разложим красные шарики в красную корзину, а синие шарики в синюю корзину. Ребята, в какую корзинку мы будем класть красные шарики? А синие, в какую корзинку? (Ответы детей) Раздаю каждому по шарику. Затем сажусь за стол, ставлю на него корзинки Егор и Полина, подойдите к столу. Егор, какого цвета у тебя шарик? Правильно Егор, у тебя красный шарик. Егор, положи свой красный шарик в красную корзиночку. Ребенок выполняет задание. Егор, ты положил шарик в какую корзинку? Какого цвета? (Ответ ребенка) Полина, а у тебя какого цвета шарик? Правильно, у тебя синий шарик. Положи свой синий шарик в синюю корзиночку. Неправильно Полина, ты положила синий шарик в красную корзиночку. Возьми свой синий шарик и положи его в синюю корзиночку. Молодец теперь правильно. Полина, в какую корзиночку надо положить твой синий шарик? Садитесь, дети, на место. Вызываю опять двоих детей и снова предлагаю назвать цвет своих шариков и положить в корзинки тех же цветов. - Ребята, куклы благодарят вас за то, что вы помогли им разложить шарики в нужные корзинки. Куклы уходят и говорят вам до свидания. Дидактическая игра «Какой?» Цель: учить детей различать и называть цвета: красный, желтый и зеленый (для старшей подгруппы), красный и зеленый (для младшей). Ход занятия. Дети сидят за тремя сдвинутыми в один ряд столами. На столах стоят подставки (или лежат подносы) с карандашами трех или двух цветов. Воспитатель обращает внимание детей на карандаши, подчеркивает, что они разные: «Вот красные карандаши. Красными карандашами рисуют красные флажки, красные цветы. (Показывает заранее приготовленный рисунок.) Есть на подносах желтые карандаши. Какие? ( Хоровой и индивидуальные ответы.) Желтыми карандашами хорошо рисовать желтые одуванчики. (Показывает карандаш и рисунок с желтыми одуванчиками.) А зеленый карандаш (показывает) похож на травку. Я не дорисовала травку (показывает незавершенный рисунок) и хочу, чтобы вы помогли мне. Возьмите зеленый карандаш. Зеленый, как травка... Какие у вас карандаши?» Тому, кто ошибся и взял не тот карандаш, воспитатель предлагает дорисовать травку. Сделав несколько штрихов, малыш, кик правило, замечает свою ошибку. Замечают ее и остальные дети. Те, кто ошибся, спешат сменить карандаши. Всем предоставляется возможность порисовать травку зелеными карандашами. Затем даются аналогичные задания на отыскивание и называние карандашей желтого и красного цвета. Далее воспитатель декламирует: Карандаши - хороши! Выбирай любой! У кого какой ? Каждый ребенок называет цвет выбранного им карандаша. Если кто-то ошибается, ему опятьтаки предлагают порисовать на л пето бумаги со следами нужного карандаша. Это задание можно предложить детям выполнить повторно. Различение и называние цвета предметов. Дидактическое упражнение «Паровоз». Цель: продолжать упражнять детей в различении и назывании цветов; учить отчетливо и по возможности длительно произносить звук у. Ход занятия. Дети сидят за поставленными в ряд столами. На подносах лежат карандаши трех (для старших детей) и двух (для младших) цветов. Воспитатель разрешает всем взять с подноса по карандашу: «Выбирайте любой!.. У кого какой ?» Он проверяет, как выполнено задание, уточняет цвет карандаша. Упражнение повторяется 2-3 раза. Далее педагог предлагает взять карандаш определенного цвета: «Найдите красный карандаш». Приглашает собаку Бобика проверить, как выполнено задание. Если оно выполнено правильно, Бобик лает; если нет - рычит, сердится. Упражнение повторяется 2-3 раза. Педагог убирает карандаши и показывает игрушечный паровоз. Приглашает послушать, как гудит паровоз: уууу (произносится достаточно громко и протяжно), просит малышей погудеть всем вместе и по одному. Затем воспитатель организует игру «Позови паровоз».«Уууу»,- гудит ребенок, и паровоз «едет» на этот звук. Если малыш гудит тихо или «песня» получается очень короткой, паровоз может «не услышать» ее. Воспитатель обращает на это внимание ребенка и предлагает погудеть громче или гудеть дольше. В заключение игры желательно давать детям послушать, как гудит заводной озвученный паровоз. Далее воспитатель прицепляет к паровозу вагончик и сообщает, что в вагончике лежат картинки, которые дети сейчас будут рассматривать (задание только для старшей подгруппы). Дети берут по одной картинке, называют изображенный предмет и его цвет: «У меня красный мяч»; «На моей картинке зеленый крокодил»; «Посмотрите, какой у меня цыпленок желтенький» и т. д. Дидактическая игра «Узнай и назови овощи». Цель: учить детей узнавать и называть овощи; понимать и выполнять инструкцию «возьмите по одному»; повторять за воспитателем несложные фразы. (По ходу занятия следует использовать в речи собирательное существительное овощи.) Ход занятия. Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит на его столе, лежат овощи. «Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли вы их»,- говорит педагог и достает морковь, лук, картофель, помидор , капусту. После того как овощи будут названы, кладет их обратно в корзину. Если это целесообразно, спрашивает о цвете, размере, назначении овощей. «Дети,- продолжает воспитатель,- кукла Машенька (берет куклу) решила сварить суп. Она взяла большую кастрюлю, налила в нее воды и поставила на плиту. (Выполняет названные действия.) Теперь Машеньке потребуются овощи: морковь, лук, картошка и капуста. Что тебе, Машенька, принести? Тебе нужна картошка? Картошка нужна. Дети, кто хочет принести Машеньке картошку?» Воспитатель ставит корзину с овощами на детский стул, чтобы детям удобно было брать из нее овощи. «Иди, Митя, найди в корзине картошку,- приглашает педагог ребенка. - Что у тебя в руке?.. Валера, что достал Митя?.. Отнеси, Митя, картошку Машеньке. Скажи: я принес тебе картошку... Чтобы суп получился вкусным, надо в него положить лук. Кто найдет луковицу? Что это?.. («Лук, луковица».) А теперь надо найти морковь. Скажи, Катя, Машеньке: смотри, какая большая красная морковка». Фразы, с которыми воспитатель предлагает обратиться к Машеньке, должны быть разными по синтаксической конструкции: простыми («на, Машенька, лук»; «я принес капусту») и сложными («чтобы суп был вкусным, надо положить в него лук»). Они должны также отражать представления об овощах, которые дети получили на предшествующих занятиях. Например: «Морковку можно натереть на терке». Обращения к кукле воспитатель должен продумать заранее. Это сложный вид работы, и импровизация по ходу занятия, без предварительной подготовки, редко бывает удачной. Дидактическая игра «Узнай и назови овощи» (продолжение). Цель: учить детей узнавать овощи (в натуре и на картине), называть их (формировать способность к обобщению); учить понимать и правильно выполнять задания педагога; активизировать, в речи детей слово много. Ход занятия. Перед детьми на подносе лежат овощи. Воспитатель берет один из овощей (морковь), показывает его детям. Не называя и не требуя этого от детей, он говорит: «Надо найти такой же овощ, как у меня». Вызывает одного ребенка. После того как задание будет выполнено, педагог объясняет, правильно ли оно выполнено и почему. Далее он приглашает сразу двух детей, которые отыскивают другой овощ. Остальные дети контролируют правильность выполнения задания. Воспитатель говорит: «Посмотрите, Игорь и Оля нашли такие же овощи, как у меня? Да, Оля ошиблась. Она взяла с подноса лук, а не ?.. («Морковь».) Оля, положи лук и поищи морковь. Вот теперь правильно. Теперь у меня, у Оли и у Игорька по одной морковке. А сколько всего? («Много».) А теперь надо найти вот такой овощ...»Завершая эту часть занятия, воспитатель повторно дает задания детям, которые в первый раз допустили ошибки. Педагог показывает детям картинки. Ориентируясь на картинку, ребенок находит на подносе нужный овощ. Для младшей подгруппы занятие на этом заканчивается. В старшей детям предлагают еще одно задание. Они садятся за столы, сдвинутые в одну линию (поставлены заранее). Воспитатель выдает каждому ребенку по 4 карточки лото из набора «Овощи». Он показывает детям карточку, и те, глядя на образец, находят у себя аналогичные картинки. Не следует предлагать детям поднимать картинку, чтобы показать ее воспитателю. Это для малышей сложно: им трудно быстро отделить картинку от поверхности стола. Целесообразно приучать детей ставить на картинку указательный палец или чуть выдвигать ее вперед. Рассматривание одежды куклы Кати. Одевание куклы на прогулку. Цель: уточнить представления детей об одежде, назначении вещей; учить запоминать последовательность одевания на прогулку. Ход занятия. Перед детьми сидит (стоит) кукла Катя. Рядом - красивая коробка. «В коробке,- говорит и показывает воспитатель,- Катина одежда». Достает пальто. Дети называют его, припоминают названия его деталей (воротник, рукава, пуговицы). Называют самостоятельно или повторяют за воспитателем цвет пальто. Вешают пальто в шкаф, стоящий рядом. Кто-нибудь из детей достает из коробки новую вещь, называет ее и передает Кате, повторяя вслед за педагогом: «На, Катя, шапочку!» Фраза может быть и более сложной по конструкции: «Посмотри, Катя, какая красивая шапочка!» Или: «Это, Катя, шапочка. Ее надевают наголову». Вызываемые поочередно дети достают из коробки шапку, кофту, рейтузы (колготки). Далее Катя начинает собираться на прогулку. «Сначала надо надеть пальто, не правда ли?» - спрашивает кукла, надевая пальто. «Нет, нет! - протестует воспитатель. - А как же ты теперь наденешь кофточку?» Воспитатель последовательно надевает на Катю рейтузы, ботинки, кофту, шапку, пальто. Дети подсказывают кукле и воспитателю, что зачем следует надевать. Куклу выносят в раздевалку. Она смотрит, как одеваются дети. Некоторым из них подсказывает (напоминает) последовательность одевания. Дидактическая игра «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки». Дидактическое упражнение «Автомобиль». Цель: помочь детям запомнить последовательность раздевания; учить их аккуратно вешать и складывать одежду; побуждать к использованию в речи названий предметов одежды, их частей, атак же действий (снять, повесить, положить, поставить); воспитывать правильное и отчетливое произношение звука б (бь), учить произносить отдельные звукоподражания громко и тихо. Ход занятия. Перед детьми на столе воспитателя игрушечные шкаф и табурет (банкетка). Появляется Катя. «Она вернулась с прогулки,- поясняет воспитатель,- сейчас будет раздеваться». «Уже раздеваюсь»,- говорит Катя и начинает снимать ботинки. «Катя,- останавливает ее педагог,- не снимай ботинки». «Не снимай ботинки»,- говорят и дети. (Хоровое и индивидуальные высказывания.) «Вначале, Катенька, надо снять пальто»,-продолжает воспитатель. (Хоровое и индивидуальные повторения фразы.) Воспитатель снимает с куклы пальто и помогает ей повесить его в шкаф. Дети говорят: «Пальто повесили в шкаф. Катя повесила пальто». «А что мне сейчас снимать? - спрашивает у детей кукла. - Подскажи мне, Оля».- «Снимай шапочку. Положи ее в шкаф»,- советуют дети (3-4 повторения). Затем Катя снимает и аккуратно вешает кофту (на Катиных вещах обязательно должны быть вешалки). Но рейтузы кукла «забывает» на скамейке (стуле) и уходит. «Вернись, Катюша! Ты не положила в шкаф рейтузы!» - зовут дети. (Хоровое и 2- 3индивидуальных высказывания.) Катя возвращается и убирает рейтузы. Потом кукла спрашивает: «А кто скажет, как сигналит машина?» Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает: бииип, бииип. Предлагает воспроизвести сигнал сначала всем вместе, а затем нескольким детям (поочередно). Воспитатель показывает большую автомашину, затем маленькую и говорит: «Большая автомашина гудит громко, послушайте как (произносит звукоподражание чуть громче обычного), а маленькая гудит тихо» (воспроизводит сигнал вполголоса). Далее он предлагает детям воспроизводить звукосочетания то громко, то тихо. Детям, склонным к тихой речи, предлагает произнести их громко, говорящим крикливо, громко - тихо. Занятие продолжается. Воспитатель показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами: «Вам, бам, бам. Так поет барабан». Спрашивает, как «поет» барабан. Дети сперва хором, а потом и в индивидуальном порядке воспроизводят нужные звукосочетания, сначала с произвольной громкостью, затем по заданию воспитателя то громко, то тихо. Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно и четко произносили звук б (бь), а звукоподражания - громко и тихо. Дидактическая игра «Что за форма?» Цель: учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик в разнообразной обстановке: по предъявлению (что это?), среди нескольких других, разных по названию и цвету, по слову воспитателя (найдите кубик). Ход занятия. Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает и предлагает всем по очереди назвать шарик, кубик, кирпичик. Объясняет, чем кубик отличается от кирпичика: «Кирпичик длиннее, на него можно поставить два кубика (показ). А кубик высокий, как маленький домик. Кубик - домик, а кирпичик - дорожка к домику». Далее воспитатель раскладывает на своем столе кирпичики, шарики, кубики. Предлагает каждому ребенку взять по одному предмету. Дети возвращаются на свои места, показывают взятое друг другу. Воспитатель спрашивает, кто какую фигуру выбрал. Проверяет, правильно ли дети соотносят предмет с его названием. Подсказывает правильные ответы. Затем педагог предлагает всем, у кого кубики, поднять их вверх. Если ребенок ошибся, говорит ему: «Я просила поднять кубик. Он похож на домик. А у тебя кирпичик - дорожка к домику». Далее дается задание поднять кирпичики. В процессе выполнения задания педагог предлагает детям проверить, не ошиблись ли соседи слева и справа. Воспитатель ставит на стол воротца и предлагает детям, взявшим шарики, прокатить их в воротца. Затем педагог размещает на коврике шарики, кубики и кирпичики. Приглашает детей взять с коврика по одному кирпичику. Проверяет, как они справились с заданием. Предлагает показать кирпичики друг другу. Дети обмениваются впечатлениями: «У меня красный кирпичик. И у меня красный. А у Олега кубик ...» Воспитатель хвалит заметивших ошибку, дает ребенку возможность исправить ее. Собирает кирпичики и вновь раскладывает их на ковре. Детям предлагает взять по одному кубику. Задание проверяется так же, как и предшествующее. Занятие заканчивается игрой. По совету воспитателя дети прокатывают шарики в воротца, строят дорожку к домику, башенки из кубиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_i_obuchayushchie_didakticheskie_igry.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие и обучающие дидактические игры для

 младшей группы

Дидактические игры по экологии.

Дидактическая игра «Найди, что назову».

Дидактическая задача: Найти предмет по слову – названию.                                                                                           Игровое действие: Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.                                                                                                                                                                           Правила: Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту. Например: свекла, репа, редька, апельсин, помидор, яблоко. Во все вазы заглядывать нельзя.                                                                                                                            Оборудование: Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо видна была их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски.                                                                                Ход игры.                                                                                                                                                                                            

Первый вариант:                                                                                                    Воспитатель предлагает ребенку: «найди маленькую морковку».                            Или: « найди желтое яблоко и скажи, какое оно по форме». Если ребенок затрудняется, воспитатель может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта.                                                                                                                                                                  Второй вариант:                                                                                                                        Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы: шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Ребенок ищет названный предмет.

Дидактическая игра «Угадай, что съел».

Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов, стимулировать развитие воображения.                                                                                                                                                                              Игровое действие: Угадывание на вкус овощей и фруктов.                                                                                   Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот.                                                                                                                Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.                                                                                                                                                                                                Оборудование: Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе разложить такие же предметы для контроля и сравнения.                                                                                                                                                                Ход игры.                                                                                                                                                                  Угостить ребенка одним из кусочков, предварительно попросив закрыть глаза. «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же предмет на столе».

Дидактическая игра «Найди такую же и назови», парные картинки животных и растений.

Дидактическая задача: Найти предметы по сходству. Развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь: похожие, разные, одинаковые; развивать наблюдательность.                                                                                                                                            Игровое правило: Отбирать следует только одинаковые картинки; выигрывает тот, кто не ошибется ни разу.                                                                                                                                                             Ход игры.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10-12 шт.), все они разные, но среди них есть две одинаковые. Воспитатель просит кого-либо из ребят найти и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладывают в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки (они должны быть перевернуты) и незаметно подкладывает еще одну парную картинку.              Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но неодинаковые, например: чашки, одинаковые по цвету и по форме, но одна с ручкой, а другая без ручки; два яблока одинаковых, но у одного есть черенок, а у другого его нет, т.е. изображенные предметы имеют слабо заметные признаки различия, которые дети не сразу замечают.

Дидактические игры по развитию речи

Дидактическая игра «Перекладывание цветных шариков».

Дидактическая игра на дифференцирование и называние цвета.                                                            Программное содержание:                                                                                                                                             Формировать умения детей различать и называть основные цвета                                   (в данной игре - красный и синий).                                                                                                                                                                                                                            Учить группировать шарики по цвету, находить соответствующие корзинки. Развивать мелкую моторику, координированные движения рук. Совершенствовать умения не отвлекаться при выполнении задания. Воспитывать интерес к дидактической игре.                                                       Наглядный материал.                                                                                                                    Две куклы, красные и синие шарики. Красная и синяя корзина.                                                                                                              Ход игры.                                                                                                                                                                                                                                            Обращаю внимание детей на красивых кукол, и говорю:                                                                                    - Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли две куклы: Катя и Маша.         Ребята, как зовут кукол, которые к нам пришли?                                                           (Ответы детей)                                                                                                                                             (Куклы здороваются с детьми)                                                                                                               - Куклы пришли к нам с корзинками, одна красная, а другая синяя.                                                   Еще они принесли шарики тех же цветов. Показываю все детям.                                                                                 Какого цвета принесли куклы корзинки?                                                                               А какого цвета шарики?                                                                                             (Ответы детей)                                                                                                                          Куклы просят вас помочь им разложить шарики по корзинкам.                                                                 Давайте разложим красные шарики в красную корзину, а синие шарики в синюю корзину.                                                                                                                        Ребята, в какую корзинку мы будем класть красные шарики?                                       А синие, в какую корзинку?                                                                                                                                                       (Ответы детей)                                                                                                                       Раздаю каждому по шарику. Затем сажусь за стол, ставлю на него корзинки Егор и Полина, подойдите к столу.                                                                           Егор, какого цвета у тебя шарик?                                                                                                                  Правильно Егор, у тебя красный шарик.                                                                           Егор, положи свой красный шарик в красную корзиночку.                                                                      Ребенок выполняет задание.                                                                                      Егор, ты положил шарик в какую корзинку? Какого цвета?                                (Ответ ребенка)                                                                                                                                        Полина, а у тебя какого цвета шарик?                                                              Правильно, у тебя синий шарик.                                                                 Положи свой синий шарик в синюю корзиночку.                                                Неправильно Полина, ты положила синий шарик в красную корзиночку.  Возьми свой синий шарик и положи его в синюю корзиночку.                                                                 Молодец теперь правильно.                                                                                    Полина, в какую корзиночку надо положить твой синий шарик?                          Садитесь, дети, на место.                                                                                                  Вызываю опять двоих детей и снова предлагаю назвать цвет своих шариков и положить в корзинки тех же цветов.                                                                        - Ребята, куклы благодарят вас за то, что вы помогли им разложить шарики в нужные корзинки.                                                                                                Куклы уходят и говорят вам до свидания.

Дидактическая игра «Какой?»

Цель: учить детей различать и называть цвета: красный, желтый и зеленый (для старшей подгруппы), красный и зеленый (для младшей).                                                                   Ход занятия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Дети сидят за тремя сдвинутыми в один ряд столами. На столах стоят подставки (или лежат подносы) с карандашами трех или двух цветов. Воспитатель обращает внимание детей на карандаши, подчеркивает, что они разные: «Вот красные карандаши. Красными карандашами рисуют красные флажки, красные цветы. (Показывает заранее приготовленный рисунок.)                                                                                                                                                                                    Есть на подносах желтые карандаши. Какие? ( Хоровой и индивидуальные ответы.) Желтыми карандашами хорошо рисовать желтые одуванчики. (Показывает карандаш и рисунок с желтыми одуванчиками.)                                                       А зеленый карандаш (показывает) похож на травку. Я не дорисовала травку (показывает незавершенный рисунок) и хочу, чтобы вы помогли мне. Возьмите зеленый карандаш. Зеленый, как травка... Какие у вас карандаши?» Тому, кто ошибся и взял не тот карандаш, воспитатель предлагает дорисовать травку. Сделав несколько штрихов, малыш, кик правило, замечает свою ошибку. Замечают ее и остальные дети. Те, кто ошибся, спешат сменить карандаши. Всем предоставляется возможность порисовать травку зелеными карандашами. Затем даются аналогичные задания на отыскивание и называние карандашей желтого и красного цвета.                                                                                         Далее воспитатель декламирует:                                                                                         Карандаши - хороши!                                                                                                                                       Выбирай любой!                                                                                                       У кого какой ?                                                                                                             Каждый ребенок называет цвет выбранного им карандаша. Если кто-то ошибается, ему опятьтаки предлагают порисовать на л пето бумаги со следами нужного карандаша. Это задание можно предложить детям выполнить повторно.

Различение и называние цвета предметов.                                                  

Дидактическое упражнение «Паровоз».

Цель: продолжать упражнять детей в различении и назывании цветов; учить отчетливо и по возможности длительно произносить звук у.                                                     Ход занятия.                                                                                                                           Дети сидят за поставленными в ряд столами. На подносах лежат карандаши трех (для старших детей) и двух (для младших) цветов.                                       Воспитатель разрешает всем взять с подноса по карандашу: «Выбирайте любой!.. У кого какой ?» Он проверяет, как выполнено задание, уточняет цвет карандаша. Упражнение повторяется 2-3 раза.                                                                        Далее педагог предлагает взять карандаш определенного цвета: «Найдите красный карандаш». Приглашает собаку Бобика проверить, как выполнено задание. Если оно выполнено правильно, Бобик лает; если нет - рычит, сердится. Упражнение повторяется 2-3 раза.                                                                                  Педагог убирает карандаши и показывает игрушечный паровоз.                                                                Приглашает послушать, как гудит паровоз: уууу (произносится достаточно громко и протяжно), просит малышей погудеть всем вместе и по одному. Затем воспитатель организует игру «Позови паровоз».«Уууу»,- гудит ребенок, и паровоз «едет» на этот звук. Если малыш гудит тихо или «песня» получается очень короткой, паровоз может «не услышать» ее.                                                                                                Воспитатель обращает на это внимание ребенка и предлагает погудеть громче или гудеть дольше.                                                                                            В заключение игры желательно давать детям послушать, как гудит заводной озвученный паровоз.                                                                                                   Далее воспитатель прицепляет к паровозу вагончик и сообщает, что в вагончике лежат картинки, которые дети сейчас будут рассматривать (задание только для старшей подгруппы). Дети берут по одной картинке, называют изображенный предмет и его цвет: «У меня красный мяч»;                                      «На моей картинке зеленый крокодил»; «Посмотрите, какой у меня цыпленок желтенький» и т. д.                                                                                          

Дидактическая игра «Узнай и назови овощи».

Цель: учить детей узнавать и называть овощи; понимать и выполнять инструкцию «возьмите по одному»; повторять за воспитателем несложные фразы. (По ходу занятия следует использовать в речи собирательное существительное овощи.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Ход занятия.                                                                                                                                                                                                                                            Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит на его столе, лежат овощи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       «Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли вы их»,- говорит педагог и достает морковь, лук, картофель, помидор , капусту. После того как овощи будут названы, кладет их обратно в корзину. Если это целесообразно, спрашивает о цвете, размере, назначении овощей. «Дети,- продолжает воспитатель,- кукла Машенька (берет куклу) решила сварить суп. Она взяла большую кастрюлю, налила в нее воды и поставила на плиту. (Выполняет названные действия.) Теперь Машеньке потребуются овощи: морковь, лук, картошка и капуста. Что тебе, Машенька, принести? Тебе нужна картошка? Картошка нужна. Дети, кто хочет принести Машеньке картошку?»                                                                                                                                                                                                                                                                  Воспитатель ставит корзину с овощами на детский стул, чтобы детям удобно было брать из нее овощи.                                                                                                   «Иди, Митя, найди в корзине картошку,- приглашает педагог ребенка.                                                 - Что у тебя в руке?.. Валера, что достал Митя?.. Отнеси, Митя, картошку Машеньке. Скажи: я принес тебе картошку...                                                                                                                                                 Чтобы суп получился вкусным, надо в него положить лук.                                                                                                                                                        Кто найдет луковицу? Что это?.. («Лук, луковица».) А теперь надо найти морковь. Скажи, Катя, Машеньке: смотри, какая большая красная морковка». Фразы, с которыми воспитатель предлагает обратиться к Машеньке, должны быть разными по синтаксической конструкции: простыми («на, Машенька, лук»; «я принес капусту») и сложными («чтобы суп был вкусным, надо положить в него лук»). Они должны также отражать представления об овощах, которые дети получили на предшествующих занятиях.                  Например: «Морковку можно натереть на терке».                                                                        Обращения к кукле воспитатель должен продумать заранее. Это сложный вид работы, и импровизация по ходу занятия, без предварительной подготовки, редко бывает удачной.

Дидактическая игра «Узнай и назови овощи» (продолжение).

Цель: учить детей узнавать овощи  (в натуре и на картине), называть их  (формировать способность к обобщению); учить понимать и правильно выполнять задания педагога; активизировать, в речи детей слово много.                    Ход занятия.                                                                                                                     Перед детьми на подносе лежат овощи. Воспитатель берет один из овощей (морковь), показывает его детям. Не называя и не требуя этого от детей, он говорит: «Надо найти такой же овощ, как у меня». Вызывает одного ребенка. После того как задание будет выполнено, педагог объясняет, правильно ли оно выполнено и почему. Далее он приглашает сразу двух детей, которые отыскивают другой овощ. Остальные дети контролируют правильность выполнения задания.                                                                                                           Воспитатель говорит: «Посмотрите, Игорь и Оля нашли такие же овощи, как у меня? Да, Оля ошиблась. Она взяла с подноса лук, а не ?.. («Морковь».) Оля, положи лук и поищи морковь. Вот теперь правильно. Теперь у меня, у Оли и у Игорька по одной морковке. А сколько всего? («Много».) А теперь надо найти вот такой овощ...»Завершая эту часть занятия, воспитатель повторно дает задания детям, которые в первый раз допустили ошибки.  Педагог показывает детям картинки. Ориентируясь на картинку, ребенок находит на подносе нужный овощ.                                                                                                                     Для младшей подгруппы занятие на этом заканчивается. В старшей детям предлагают еще одно задание. Они садятся за столы, сдвинутые в одну линию (поставлены заранее). Воспитатель выдает каждому ребенку по 4 карточки лото из набора «Овощи». Он показывает детям карточку, и те, глядя на образец, находят у себя аналогичные картинки.                                                      Не следует предлагать детям поднимать картинку, чтобы показать ее воспитателю. Это для малышей сложно: им трудно быстро отделить картинку от поверхности стола. Целесообразно приучать детей ставить на картинку указательный палец или чуть выдвигать ее вперед.

Рассматривание одежды куклы Кати.

Одевание куклы на прогулку.

Цель: уточнить представления детей об одежде, назначении вещей; учить запоминать последовательность одевания на прогулку.                                                                                                                                                Ход занятия.                                                                                                                                           Перед детьми сидит (стоит) кукла Катя. Рядом - красивая коробка.                                           «В коробке,- говорит и показывает воспитатель,- Катина одежда».                                                                              Достает пальто. Дети называют его, припоминают названия его деталей (воротник, рукава, пуговицы). Называют самостоятельно или повторяют за воспитателем цвет пальто. Вешают пальто в шкаф, стоящий рядом.                                        Кто-нибудь из детей достает из коробки новую вещь, называет ее и передает Кате, повторяя вслед за педагогом: «На, Катя, шапочку!» Фраза может быть и более сложной по конструкции: «Посмотри, Катя, какая красивая шапочка!»           Или: «Это, Катя, шапочка. Ее надевают наголову».                                                                                                                                              Вызываемые поочередно дети достают из коробки шапку, кофту, рейтузы (колготки). Далее Катя начинает собираться на прогулку. «Сначала надо надеть пальто, не правда ли?» - спрашивает кукла, надевая пальто. «Нет, нет! - протестует воспитатель. - А как же ты теперь наденешь кофточку?» Воспитатель последовательно надевает на Катю рейтузы, ботинки, кофту, шапку, пальто. Дети подсказывают кукле и воспитателю, что зачем следует надевать.                                                                                                                              Куклу выносят в раздевалку. Она смотрит, как одеваются дети. Некоторым из них подсказывает (напоминает) последовательность одевания.

Дидактическая игра «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки». Дидактическое упражнение «Автомобиль».

Цель: помочь детям запомнить последовательность раздевания; учить их аккуратно вешать и складывать одежду; побуждать к использованию в речи названий предметов одежды, их частей, атак же действий (снять, повесить, положить, поставить); воспитывать правильное и отчетливое произношение звука б (бь), учить произносить отдельные звукоподражания громко и тихо. Ход занятия.                                                                                                                                      Перед детьми на столе воспитателя игрушечные шкаф и табурет (банкетка). Появляется Катя. «Она вернулась с прогулки,- поясняет воспитатель,- сейчас будет раздеваться».                                                                                                                    «Уже раздеваюсь»,- говорит Катя и начинает снимать ботинки.                                          «Катя,- останавливает ее педагог,- не снимай ботинки».                                                             «Не снимай ботинки»,- говорят и дети. (Хоровое и индивидуальные высказывания.) «Вначале, Катенька, надо снять пальто»,-продолжает воспитатель. (Хоровое и индивидуальные повторения фразы.)                         Воспитатель снимает с куклы пальто и помогает ей повесить его в шкаф. Дети говорят: «Пальто повесили в шкаф. Катя повесила пальто».                                                              «А что мне сейчас снимать? - спрашивает у детей кукла.                                                                         - Подскажи мне, Оля».- «Снимай шапочку. Положи ее в шкаф»,- советуют дети (3-4 повторения).                                                                                                                                                                                           Затем Катя снимает и аккуратно вешает кофту (на Катиных вещах обязательно должны быть вешалки). Но рейтузы кукла «забывает» на скамейке (стуле) и уходит. «Вернись, Катюша! Ты не положила в шкаф рейтузы!» - зовут дети. (Хоровое и 2- 3индивидуальных высказывания.)                               Катя возвращается и убирает рейтузы.                                                                                                                                                               Потом кукла спрашивает: «А кто скажет, как сигналит машина?»                                                                                                          Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает: бииип, бииип. Предлагает воспроизвести сигнал сначала всем вместе, а затем нескольким детям (поочередно).                                                                                                           Воспитатель показывает большую автомашину, затем маленькую                                                                                                                                                                                                                    и говорит: «Большая автомашина гудит громко, послушайте как (произносит звукоподражание чуть громче обычного), а маленькая гудит тихо» (воспроизводит сигнал вполголоса). Далее он предлагает детям воспроизводить звукосочетания то громко, то тихо. Детям, склонным к тихой речи, предлагает произнести их громко, говорящим крикливо, громко - тихо. Занятие продолжается. Воспитатель показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами: «Вам, бам, бам. Так поет барабан». Спрашивает, как «поет» барабан. Дети сперва хором, а потом и в индивидуальном порядке воспроизводят нужные звукосочетания, сначала с произвольной громкостью, затем по заданию воспитателя то громко, то тихо. Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно и четко произносили звук б (бь), а звукоподражания - громко и тихо.

Дидактическая игра «Что за форма?»

Цель: учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик в разнообразной обстановке: по предъявлению (что это?), среди нескольких других, разных по названию и цвету, по слову воспитателя (найдите кубик).                                                                                                                      Ход занятия.                                                                                                                              Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает и предлагает всем по очереди назвать шарик, кубик, кирпичик. Объясняет, чем кубик отличается от кирпичика: «Кирпичик длиннее, на него можно поставить два кубика (показ). А кубик высокий, как маленький домик. Кубик - домик, а кирпичик - дорожка к домику». Далее воспитатель раскладывает на своем столе кирпичики, шарики, кубики. Предлагает каждому ребенку взять по одному предмету. Дети возвращаются на свои места, показывают взятое друг другу. Воспитатель спрашивает, кто какую фигуру выбрал. Проверяет, правильно ли дети соотносят предмет с его названием. Подсказывает правильные ответы. Затем педагог предлагает всем, у кого кубики, поднять их вверх. Если ребенок ошибся, говорит ему: «Я просила поднять кубик. Он похож на домик. А у тебя кирпичик - дорожка к домику».                                               Далее дается задание поднять кирпичики. В процессе выполнения задания педагог предлагает детям проверить, не ошиблись ли соседи слева и справа. Воспитатель ставит на стол воротца и предлагает детям, взявшим шарики, прокатить их в воротца. Затем педагог размещает на коврике шарики, кубики и кирпичики. Приглашает детей взять с коврика по одному кирпичику. Проверяет, как они справились с заданием. Предлагает показать кирпичики друг другу. Дети обмениваются впечатлениями: «У меня красный кирпичик. И у меня красный. А у Олега кубик ...» Воспитатель хвалит заметивших ошибку, дает ребенку возможность исправить ее. Собирает кирпичики и вновь раскладывает их на ковре. Детям предлагает взять по одному кубику. Задание проверяется так же, как и предшествующее.                                       Занятие заканчивается игрой. По совету воспитателя дети прокатывают шарики в воротца, строят дорожку к домику, башенки из кубиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по экологии

Представляю подборку дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста, которые помогут систематизировать, обощить и закрепить знания детей о природе....

Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет. (Экологические игры и методика их проведения)

Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...

Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет. (Экологические игры и методика их проведения)

Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Презентация "Веселые задания" Обучающая электронная игра по экологии. Автор:Афонина Р.М.

Мы все знаем, что "игра" играет важную роль в развитие ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализу...

Обучающие дидактические игры для детей

Дорогие коллеги,гости и родители, вашему вниманию предоставляю презентации обучающих дидактических игр созданых мной....

Картотека дидактических игр во второй младшей группе Дидактические игры по экологии (картотека)

Экологическое воспитание детей — это не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности.Проблемы экологии в наше время остро стоят перед человечеством. Воспитывать детей...