Опыты с водой
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

ЕпифанцеваИрина Николаевна

НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевск

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе с ЗПР

тема: «Опыты с водой»

Воспитатель:

Епифанцева И.Н.

2022 - 2023

Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой

Задачи:

• Познакомить детей со свойствами воды

• Активизировать словарь

• Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.

• Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.

Предварительная работа: Чтение стихов, потешек о воде, опыты с водой

Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Ход  НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются). Посмотрите, что я принесла.

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Дети: Глобус

Воспитатель: Правильно. Глобус - это модель нашей планеты. Это Земля в уменьшенном виде. Смотрите , на нем изображены контуры  разного цвета. Посмотрите внимательно и скажите  какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Синего, голубого

Воспитатель: Верно, как вы думаете, что обозначено этими цветами на глобусе?

Дети(предположительные ответы) Синий и голубой цвет- это цвет обозначения воды на глобусе.

Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

Дети: Животным, растениям, человеку.

Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на Земле. А что человек делает при помощи воды?

Дети: Готовят пищу, стирают, поливают растения, пьют, умываются, купаются в воде.

 Послушайте  загадки, и покажите  иллюстрацию с отгадкой

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это …. (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые …. (снежинки)

Серебристая морковка

Прицепилась к крыше ловко.

Уцепилась за карниз

И растет зимою вниз. (сосулька) 

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой …. (тучи)

Воспитатель: Что объединяет все наши отгадки?

Дети Во всех загадках говорится о воде

Воспитатель: Вода необходима всему живому на земле. А сейчас, ребята, я приглашаю вас отправиться в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты  и узнать о свойствах воды. А перед этим  мы должны вспомнить правила поведения :

Внимательно слушать воспитателя

Не разговаривать слишком громко

Не забывать, что после каждого опыта необходимо сделать вывод.

А теперь, мы с вами приступим к первому опыту, а помощниками у нас будут наши с вами глазки.

Воспитатель: Подходим к первому столу.

                Опыт 1

 Воспитатель: Перед вами стоит стакан с водой. Я беру стакан с водой и медленно переливаю воду в другой стакан. Слышите, как она звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?

Дети: Жидкая.

Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, из крана в доме. Вода это жидкость и ее нельзя удержать.

Вывод: Вода – жидкая.

           Опыт 2

Воспитатель: Перед вами стоят две баночки. Возьмите в руки и скажите они одинакового веса?

Баночка с водой тяжелее.

Вывод: Вода имеет  вес.

           Опыт 3

Воспитатель: Перед вами стоят 2 тарелочки.  Берем из стакана воду и наливаем по 2 ложки воды. Форма воды получилась одинаковая?

Вывод: вода форму не имеет, она принимает форму той емкости, в которой находится.

Воспитатель: А теперь перейдем к столу №2.

            Опыт 4

Воспитатель: Посмотрите на воду и ответьте на вопрос: «Какая вода?» (Ответы детей.) Правильно, ваши глазки очень внимательные. Вода чистая, прозрачная. А сейчас в стаканчик с водой опустим игрушки. Что мы видим? (Ответы детей.) В стаканчике лежат игрушки, мы их видим сквозь воду

Вывод: Вода прозрачная, она бесцветная.

           Опыт 5

Воспитатель: В  один стаканчик с водой положите  речной песок, возьмите ложку и попробуйте помешать песок. Что получается? Растворился песок или нет? (ответы детей). Возьмем другой стаканчик, с чистой водой и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

Мы с вами постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

Вывод:  В воде не все вещества растворяются.

        Опыт  6

Воспитатель: Я насыпаю в стакан с  водой землю и размешиваю. Какая стала вода? ( грязная, мутная, не прозрачная). Беру пустой стакан, воронку. В воронку кладу фильтровальную бумагу и наливаю в воронку воду с землей. Что происходит? (в пустой стакан  из воронки течет чистая вода, земля остается на фильтровальной бумаге.)

Вывод: вода проникает через фильтровальную бумагу, а частички земли нет.

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведем пальчиковую гимнастику

«Дождик»

Дождик, дождик, веселей!   (Набираем в ладошки воду и выливаем)

Капай, капай, не жалей!    (Брызги пальцами)

Только нас не замочи!   («Домик» над головой)

Зря в окошко не стучи.     (Стучим кулачком об кулачок)

Брызни в поле пуще:   (Брызги пальцами)

Станет травка гуще!    (Растопырить пальцы )

Воспитатель: Переходим с вами к столу №3

                   Опыт 7

Воспитатель: А сейчас я покажу вам фокус. Смотрите внимательно: я беру бутылку с чистой водой, закрываю крышкой и, встряхивая воду, произношу волшебные слова. Что случилось с водой? (Ответы детей.) Почему вода стала зеленой? (Дети высказывают предположения.)

Показываю этот фокус еще два раза. Вода во второй бутылке становится красной, в третьей – желтой.

Воспитатель: Интересно, ребята, но почему вода в банках окрасилась в разные цвета: зеленый, красный, синий? (Ответы детей.)

А теперь я открою вам тайну.

Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. Объясняю, что при встряхивании воды в банке краска попадает в воду и окрашивает ее.

ВыводВода не имеет цвета, но она может окраситься в определенный цвет, если в нее добавить красители.

                         Опыт 9

Воспитатель:  Ребята,  перед вами стоят три стакана с водой. Возьмите стакан , на котором прикреплена цифра 1, попробуйте ее. Какая она на вкус? ( безвкусная). Стакан , на котором прикреплена цифра 2 – вода сладкая.  Стакан , на котором прикреплена цифра 3 – вода кислая.

Вывод: Вода вкуса не имеет, но может его приобретать.

                        Опыт № 10 

Воспитатель:  Возьмите лоток с сухой салфеткой и добавьте в него воды, с помощью трубочки . Что вы заметили? Куда пропала вода? Вода впиталась в салфетку.

Вывод: «Вода впитывается»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мы должны беречь воду? (Ответы детей.) А почему мы должны беречь воду? (Ответы детей.) Люди должны научиться беречь воду, чтобы ее хватило надолго. Давайте выучим правила пользования водой.

1. Хорошо закрывай кран, чтобы вода не капала.

2. Не пускай воду сильной струей.

3. Набирай столько воды, сколько необходимо.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами узнали, где и откуда течет вода, еще мы побывали в сказочной лаборатории и проводили опыты. Вам понравились опыты?

Воспитатель: Мы с вами узнали свойства воды. И/у «Скажи какая?»

1. Вода жидкая

2. Вода  не имеет форму

3. Вода имеет вес

4. Вода прозрачная.

5. Воду можно  очистить от грязи с помощью фильтра

6. В воде не все вещества растворяются.

7. Вода безцветная. Но может окрасится, добавив в нее красители.

8. Вода безвкусная. Но мы можем придать вкус воде, добавив сахар, лимон и т.  д.

Воспитатель: Понравилось вам наше занятие. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие на сегодня закончено. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жила-была Водичка…(Первые опыты с водой)

План-конспект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)....

НОД в старшей группе. Опыты с водой "Загадочная вода"

Конспект занятия в старшей группе....

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

НОД по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой -очистка воды» в старшей группе с 5 до 6 лет

Нод содержит элементы эксперементирования, экологическое воспитание, развитие речи, мозговой штурм....

НОД по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой -очистка воды» в старшей группе с 5 до 6 лет

Вашему вниманию предлагается методическая разработка к НОД по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой -очистка воды» в старшей группе, в которой в игровой форме рассказывается об очистке в...

Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.

я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...