НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Для чего птице перья?"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Паршина Елизавета Александровна

Цель: Выяснить роль перьев в жизни птиц.

Задачи:

Обучающие:

  • закреплять умение детей узнавать, называть и классифицировать птиц;
  • закреплять представления детей об образе жизни птиц, об особенностях внешнего вида, повадках, о месте их обитания; 

Развивающие:

  • развивать любознательность, внимание, мышление, память, интерес к жизни птиц; 
  • развивать связную речь, умение детей отвечать на вопросы;
  • развивать словарный запас;
  • способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания; наблюдательности, умению сравнивать, анализировать и обобщать;
  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Воспитательная:

  • воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание помогать им; доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

«Для чего птице перья?»

Цель: Выяснить роль перьев в жизни птиц.

Задачи: 

Обучающие:

  • закреплять умение детей узнавать, называть и классифицировать птиц;
  • закреплять представления детей об образе жизни птиц, об особенностях внешнего вида, повадках, о месте их обитания

Развивающие:

  • развивать любознательность, внимание, мышление, память, интерес к жизни птиц; 
  • развивать связную речь, умение детей отвечать на вопросы;
  • развивать словарный запас;
  • способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания; наблюдательности, умению сравнивать, анализировать и обобщать;
  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Воспитательная:

  • воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание помогать им; доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.

Ход занятия

1 ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ.

Воспитатель вносит коробку для исследований 

- Как вы думаете, что в коробке? (предположения детей).

Загадка: «По лесу летало, в воде бултыхалось. В воду упало и сухим стало» (Перо.)

Открыть коробку. Дать детям убедиться, что это перо.

- Чье это перо? (Перо птиц – птичье перо.)

- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ и исследовать строение пера.

Дети проходят за стол.

- Чем отличаются птицы от животных? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть крылья и они умеют летать. Тело животных покрыто шерстью, крыльев у них нет, летать не умеют.)

- Чем отличаются птицы от людей? (Птицы умеют летать.)

-  Тело птиц покрыто перьями. 

 - С помощью чего летают птицы? (У них есть крылья).

Показ картинок разных птиц.

- Чем они похожи и чем отличаются? (Размеры тела, цвет пера.)

2 ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ.

- Посмотрите на перья на ваших столах. Сравните их (цвет, размер).

- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое».

- Возьмите перо в руки. Какое оно наощупь, по размеру? (плотное, жесткое, большое)

- Перо легкое или тяжелое?

Дети сравнивают: на одной руке - перо, на другой - камень.

Вывод: перо легче, чем камень.

- Подбросьте перо. Что происходит? (Перо падает медленно, плавно кружится.)

- Как  вы думаете, почему перо легкое? (Предположения детей: стержень пустой.)

- Давайте проверим. Отрежьте кончик стержня пера -  внутри он пустой.

- Стержень пустой, поэтому перо легкое.

- Помашем пером перед лицом, что ощущаете? (Дует ветер,  воздух.)

- Рассмотрим перо через лупу. На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая волоски пера. Если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

- Какие еще перья лежат у вас на столе?

- Пуховое (маленькое, пушистое, легкое, волоски не сцепленные, стержень тонкий).

Сравнить оба пера: пуховое и маховое (мягкое, пушистое)

- Как вы думаете, зачем птице нужны такие перья? (Пуховое перо сохраняет тепло. Они находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.)

- Проверим, какое перо легче - перовое или маховое. (Подбросить пуховое и маховое перо)

- На хвосте у птиц «рулевые» крылья. Они помогают птицам «рулить», менять направление полета.

- Вспомните, зачем птицам нужны перья? (Они помогают летать, парить в воздухе, защищают тело от ушибов, пересыхания, намокания.)

- Как вы думаете, у водоплавающих птиц перья намокают? (Нет. Потому что они пропитаны жиром.  Птицы клювом смазывают свои перья.)

Давайте проведем эксперимент.

- Как вы думаете, что может случиться с птицами, если они попадут в загрязненные нефтью реки, моря. Нефть перевозят на больших баржах, иногда случаются аварии и нефть разливается по поверхности водоема. (Они могут погибнуть.)

- Почему? (Потому что птицы, попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Перышки  слипаются, теряют способность пропускать воздух, и птицы погибают.)

Проводим эксперимент.

Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло+черная гуашь, опускаем перо.)

- Что произошло? (Слиплись волоски пера.)

- Птица может погибнуть, поэтому нужно беречь природу.

3 ЧАСТЬ.

- Где в быту нам может пригодиться перо?

- В давние времена не было ручек, поэтому люди писали чернилами с помощью пера. 

Проводим эксперимент.

Дети пробуют написать пером буквы(с помощью черной гуаши)

- Можно покрасить краской перья и использовать их для поделок, украшают шляпы, одежду.

- Пуховые перья используются для набивания подушек, изготовления одежды, курток-пуховиков (Такая одежда легкая и теплая).

ИТОГ.

- Что нового вы узнали сегодня? (Как устроены перья птиц, их назначении).

Птицы каждый день заботятся о своих перьях, чистят их, купаются в лужах или снегу; удаляют предметы, втирают жир и удаляют лишние перья.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимующие птицы».

Цель: познакомить детей с видами зимующих птиц, закрепить понятие «зимующие птицы».Задачи: 1. Расширять представления детей о жизни зимующих птиц, познакомить с новым представителем птиц в зимнее врем...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Улетают птицы в теплые края»

Задачи:«Познавательное развитие»:1. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., ихразнообразии.2. Формировать умение детей делить птиц на перелетных и зимующих на основе св...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Перелетные птицы»

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о приметах осени; воспитывать у детей желание заботиться о живой природе, познакомить детей с понятиями: лететь клином, косяком, стайкой....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  в старшей группе  «Зимующие птицы»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Перелетные птицы»

Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, с...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: " Перелетные птицы"

Из года в год люди с нетерпением ждут прихода весны, а ее приход издавно символизируют первые перелетные птицы. Расширить и закрепить знания детей о наших пернатых соседях поможет наше занятие, с учас...