Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме «Зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Тимакова Елена Евгеньевна

Цель: расширять знания детей о зиме, зимних играх и забавах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kz_okr_mir_zima.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №52 компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

Конспект организованной образовательной деятельности

 по образовательной области «Познавательное развитие»

по теме «Зима» для детей средней группы.

Автор: воспитатель

Тимакова Е.Е.

Санкт-Петербург

2022

Цель: расширять знания детей о зиме, зимних играх и забавах.

Задачи:

Образовательные задачи:

- научить детей отличать зиму от других времен года, запомнить признаки зимы;

- формировать представление о снеге и его элементарных характеристиках;

- расширить и закрепить знания о зимних играх-забавах и зимнем спорте.

Развивающие:

- развивать речь, развивать умение отвечать на вопросы воспитателя;

- обогащать словарный запас детей по теме;

- развивать внимание, интерес, мышление;

- способствовать сенсорному развитию и слуховому восприятию.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира;

- воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе;

- воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки по теме «Зима», снежинка.

 Ход занятия.  (Дети сидят на стульчиках. Воспитатель показывает снежинку.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости прилетел? (Снежинка)

- Правильно, снежинка. Она хочет, чтобы мы сейчас поговорили о зиме и хочет вам загадать загадку:

Снег идёт, под белой ватой скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята. Снова к нам пришла ... (зима)

- Правильно, ребята, это - зима и давайте, поговорим, что же происходит зимой? (Холодно, дует ветер, падает снег, образуется лед, солнце светит, но не греет)

-  Зима приходит к нам в гости каждый год. Если посмотреть в окно, можно ее увидеть. Все вокруг белым-бело, снег лежит на крышах домов, на деревьях, на машинах.

Вот и зимушка-зима, как украсила дома!

Побелило все вокруг, на всех крышах белый пух.

Будут горки на дворе на забаву детворе!

- А если выйти на улицу, можно почувствовать, какая она холодная.

- Как вы думаете, почему зимой на улице холодно? (Дует холодный ветер, падает снег, солнце не греет)

- Зимой на улице холодно, потому что солнышко светит, но не греет, дуют холодные ветра, метет метель.

- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Зима длится три месяца: декабрь, январь, февраль.

Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей и она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

- А кто-нибудь рассматривал снег на ладошке? Снег состоит из снежинок и если поймать снежинку, то можно увидеть, что она очень красивая.

Если поймать снежинку на рукавичку, то она не будет таять и можно ее хорошо рассмотреть. А если снять рукавичку и поймать ее на ладошку, то снежинка быстро растает и превратится в воду, потому, что от тепла снег тает. Когда мы пойдем гулять, то попробуем рассмотреть снежинки.

- А сейчас давайте с вами немножко поиграем, я буду читать стишок, а вы повторяйте движения пальчиками за мной.

Пальчиковая гимнастика «Снежки»

Раз, два, три, четыре (загибать пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили (изобразить, как лепят снежок).

Круглый, крепкий, очень гладкий (показать руками круг)

И совсем - совсем не сладкий (погрозить пальчиком).

Раз - подбросим (подбросить воображаемый снежок),

Два - поймаем (поймать воображаемый снежок),

Три - уроним (уронить воображаемый снежок)

И … сломаем. (Топнуть ногой).

  - Молодцы! Ребята, а кто-нибудь рассматривал снежинки? Одинаковые они? Чем отличаются?

- Все снежинки разные: есть похожие на звезды, на пушинки, на комочки из иголочек.

Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В морозный день, когда нет ветра, снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку.

При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, а при сильном ветре падающие снежинки похожи на снежную пыль - это ветер обломал у снежинок их красивые лучики.

В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими и ломкими.

Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок. Это явление называется снегопад.

- Ребята, а кто видел снегопад? (ответы детей)

- Ребята, снегопад – это когда много-много снега падает с неба. Снег падает с неба иногда очень большими хлопьями, иногда не видно кроме снега ничего. А какой он, снег? (Пушистый, белый, холодный, легкий…)

- Снег падает с неба, со снежного облака и на земле появляются снежные сугробы.

- Еще зимой бывает сильный ветер со снегом. Это явление природы называется метель.

Метель - это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

- В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Зимние узоры бывают очень красивыми, если их рассматривать, то можно сказать, что они похожи на лесную сказку.

- Ребята, а вы обратили внимание, сколько снега на деревьях?

- Ребята, зимой снега на деревьях очень много. Снег защищает деревья от мороза, чтобы они не замерзли зимой.

Физкультминутка «Наконец пришла зима»
Наконец пришла зима,                 Дети разводят руки в стороны
Стали белыми дома,                   Складывают руки домиком над головой
Снег на улице идёт,                     Двигают руками сверху вниз
Дворник улицу метёт,                Имитируют
Мы катаемся на санках,            Приседают, руки вытягивают вперёд
Пишем на катке круги,              Руки закладывают за спину, медленно кружатся
Ловко бегаем на лыжах,            Имитируют
И играем все в снежки.             Лепят и бросают снежки

Физкультминутка «Снежинки»
Кружатся снежинки в воздухе морозном.       Кружатся
Падают на землю кружевные звезды.              Приседают
Вот одна упала на мою ладошку:                     Встают, вытягивают ладошку
- Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

- Молодцы! Ребята, зимой можно очень весело провести время и с пользой для здоровья. Скажите мне, пожалуйста, а что вам больше всего нравится делать зимой, в какие игры играть? (Кататься с горки, на санках, играть в снежки, валяться в снегу, лепить снежную бабу).

- А каким спортом можно зимой заняться, чтобы быть здоровыми и сильными? (Лыжи, коньки)

- Ребята, снежинка хочет вам загадать загадки. Попробуем отгадать?

Все его зимой боятся, больно может он кусать

Прячьте уши, щёки, нос

Ведь на улице (Мороз)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Под ногами у меня

Деревянные друзья,

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой. (Лыжи)

Он из снега одного,

Из морковки нос его

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает (снеговик)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой.

Знает каждый человек,

Что всегда холодный (снег)

Он когда-то был водой

Но сменил вдруг облик свой

И теперь под Новый год

На реке мы видим (лёд)

Воспитатель: Ребята, а снег можно есть? (нет)

Воспитатель: А, теперь объясните, пожалуйста, почему нельзя есть снег? (потому, что снег холодный и грязный).

- Правильно, поэтому никогда не ешьте снег на улице.

Рефлексия:

- Ребята, Снежинка говорит, что вы сегодня занимались очень хорошо и спрашивает вас:

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?

Воспитатель; Молодцы, ребята, вы сегодня очень постарались! Давайте скажем до свидания Снежинке, потому что ей уже пора лететь, а то она может растаять, ведь у нас в группе очень тепло.

Дети прощаются со Снежинкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: "Родник".

Конспект занятия по познавательному развитию  в                         сре...

конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме: "Как выращивать хлеб"

В данном конспекте представлено занятие по познавательному развитию на тему "Как выращивать хлеб" для детей средней группы...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в средней группе на тему "Зима"

Цель: расширение знаний детей о зимних явлениях  природы. Задачи:приоритетные:содействовать закреплению знаний об изменениях, которые происходят в неживой и живой природе в зимний ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Перелетные и зимующие птицы"

Цель: познакомить детей с перелетными и зимующими птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Зимующие и перелетные птицы".

Цель:Формировать представления о зимующих и перелетных птицах.Задачи: Развитие связной речи;Углублять представление о причинах отлета птиц в теплые края; Учить классифицировать птиц на зимующих и...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Зима и зимние забавы»

Цель: систематизировать знания детей о времени года зима.Задачи:Образовательные:- закреплять представления о зиме, ее признаках и свойствах снега;- сформировать опыт самостоятельного открытия и э...

Презентация к конспекту НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Зима и зимние забавы»

Приложение к конспекту НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: "Зима и зимние забавы"...