Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Перелетные и зимующие птицы"
    план-конспект занятия (средняя группа) на тему

    Бачегова Светлана Евгеньевна

    Цель: познакомить детей с перелетными и зимующими птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

    «Перелетные и зимующие птицы»

    Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Время занятия: 20 минут.

    Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.

    Цель: познакомить детей с перелетными и зимующими птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными.

    Задачи по образовательным областям:

    Познавательное развитие:

    - расширить и закрепить представления детей  о перелетных птицах; 

    -способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств;

    - воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

    Речевое развитие:

    - совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

    - упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

    - активизировать словарь: зимующие, перелетные. 

    Оборудование:        

    Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки;  2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц.

    Ход занятия:

    Дети находятся в группе с воспитателем.

    I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)

    - Ребята, посмотрите,  что я нашла  сегодня  утром, когда шла в садик

       (демонстрирую детям перья различных птиц).

    Дети: - Перья.

    - Ребята, а чьи это перья?

    Дети:- Птичьи.

    - Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые  остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.

    Предлагаю сесть на стульчики.

    II.Актуализация знаний. (8  мин)

    - А как вы думаете, зачем птицам перья?

    Ответы детей.

    - (Обобщаю ответы) перья помогают сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску.

    - Где же можно встретить птиц?

    Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)

    - Расскажите, где живут птицы?

    Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)

    -Кто скажет, чем похожи птицы?

    Ответы 2-3  детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)

    - Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….

    Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей -  повторить 2 раза.

    - Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?

    Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие),  повторить 2 раза.

     - Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).

    Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.

    -Каких из них вы знаете, назовите.

    Ответы детей.

    - Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся,  какие из них перелетные, а какие зимующие.

    Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.

    -Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

    Дети: - Перелетные птицы.

    -Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак  (на картинке № 2 изображена  кормушка для птиц).

    Дети: - Зимующие птицы.

    - Молодцы, правильно догадались.

    -Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к  какому знаку вам нужно подойти.

    Дети  называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

    Например:

    Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это  зимующая птица, я  встану возле знака с кормушкой….. и т.д.

    Все дети становятся возле знаков.

    - Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

    Положите картинки возле знаков.

    - Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

    Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)

    III Затруднение ситуации (1 мин)

    - Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?

    Ответы детей.

    - Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют  магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать,  как это происходит?

    IV Введение нового (1 мин)

    Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты  в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

    - Наша планета Земля – это огромный  природный магнит.  А магнит умеет притягивать.

    - У меня есть магнит. (Показываю детям).

    -Представим, что наш  магнит -  это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

    Дети предлагают разные варианты действия магнита.

    - Давайте попробуем.

     V Включение нового знания в систему знаний  (10 мин)

    Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.

    -Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц.

    - А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.

    - Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.

    - Поиграем?

    Дидактическая игра «Назови ласково».

    - Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.

    - Воробей.  Дети: - Воробышек.

    - Синица.    Дети: - Синичка.

    - Галка.       Дети: - Галчонок, галочка.

    - Журавль.  Дети: - Журавушка. И т.д.

    -Молодцы!

    - А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

    -У человека дети, а у птиц?  Дети: - Птенцы.

     - У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

    - У собаки нос, а у птиц?  Дети: - Клюв.

    - У человека руки, а у птиц?  Дети: - Крылья.

    - Заяц бегает, а птицы?  Дети: - Летают.

    - Корова мычит, а птицы?…..   

    Дети произносят разные звуки.

    Включаю аудиозапись «Голоса птиц».

    - Какие звуки вы услышали?

    Дети подражают голосам птиц:- Чик-чирик, Кар-кар……и т.д.

    -Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот,  например:

    Гуси – гогочут.

    -  Воробей?

    Дети: - чирикает.

     Дальше называю птицу, а дети называют какой звук  произносит  птица, если затрудняются, помогаю. Со всеми  детьми повторяем.

    -Ворона – каркает.

    - Дятел – стучит.

    -Кукушка – кукует.

    - Сова – ухает.

    - Сорока – стрекочет.

    -Соловей – поет.

    - Голубь – воркует.

    - Ласточка – щебечет.

    - А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

    Физкультминутка. (1 мин)

    - Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.

    Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.

    Разминка:  Летели птички, птички невелички.                    

                        Как они летели, все люди глядели.                            Дети бегут и машут руками,

                        Как они садились, все люди дивились.                       Дети садятся на корточки,

                           Сели, посидели, взвились, полети.

                         Летели, летели, в небе песни пели.                           Дети бегут и машут руками.

    - Молодцы!

               Работа в командах. (2 мин)

    - Ребята, а  вы знаете,  что едят птицы?

    Ответы детей.

    - Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.

    Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?

    Ответы детей.

    - Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

    Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

    Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

    - Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. Я знала, что вы справитесь

       Рефлексия. (3 мин)

    -  Еще у меня для вас есть раскраски, которые я хочу вам подарить.

    - Как называется твоя птица? Она перелетная или зимующая?

    V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)

    - Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали?

    -Зачем нужны птицы? Чем они полезны для людей? (Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением)

    - Что люди делают для птиц? Вот сейчас, поздней осенью, чем люди могут помочь птицам? (Кормить зимой крошками и семенами растений.).

    Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как  дружно играли.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательному развитию (в средней группе) «Кто как к зиме приготовился?»

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.Показать зависимость живой и неживой природы.2. Познакомить с новыми видами птиц, зимующими в наших краях. Материал: картинки с зимующими и перелетными птицами ;  ка...

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Птицы"

    Даное пособие поможет уточнить представления детей о зимующих и перелетных птицах....

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся».

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе«Как дикие животные к зиме готовятся».Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить ...

    Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».

    Занятие по познавательной деятельности для детей средней группы. Предназначено для  закрепления материала по теме "Зимующие птицы"...

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме"

    Знакомство с названиями жилищ диких животныхРазвитие и обогащение речи новыми словами: нора, дупло, берлога, логово.Учить правилам поведения в лесу.Обобщение знаний о диких животных и их подготовке к ...

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Теремок». МДОУ № 98 «Сказка» - «Перелетные птицы».

    Расширить знания детей о перелетных птицах, о поведении птиц весной, развивать интерес к жизни птиц, развивать речь, обогащать словарный запас детей, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам....

    Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста на тему: «Беседа о перелетных и зимующих птицах"

    Занятие составлено с целью сформировать представления детей о перелётных и зимующих птицах, дать понятие отличий видов птиц друг от друга....