Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Колзина Ольга Андреевна

Занятие по познавательной деятельности для детей средней группы. Предназначено для  закрепления материала по теме "Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе.

Тема: «Зимующие птицы».

Воспитатель: Колзина Ольга Андреевна

Цель: развивать познавательный интерес детей среднего дошкольного возраста к зимующим птицам.

Задачи:

Закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах их строении, о видах питания зимующих птиц;

развивать, внимание, целостное восприятие предметов.

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

Предварительная работа:

• наблюдение за птицами на прогулке;

• рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц;

• отгадывание загадок;

• беседы о зимующих птицах;

• дидактическая игра «Улетает – не улетает»;

• дидактическая игра «Узнай по описанию»;

Демонстрационный материал: презентация, иллюстрации с изображением воробья, вороны, снегиря, синицы, дятла, сороки;  кормушка для птиц, модели с видами питания зимующих птиц.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись с голосами птиц.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

Воспитатель: Ребята, слышите, к нам в группу пришло электронное письмо. Ребятам из д/с №7, средняя группа. Письмо пришло из леса, но вот от кого оно - загадка. Ребята разгадаем загадку и узнаем кто же нам прислал это письмо?

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц).

Воспитатель: Да правильно это заяц. Давайте откроем скорей откроем его,  и узнаем что в нём.

Зачитывается письмо:"Здравствуйте ребята мой домик находится в дремучем еловом лесу. Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы. А как наступила зима одни птицы улетели в теплые края, а другие остались, ничего не пойму, что к чему? "

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем зайцу разобраться.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.

В: Посмотрите кто-то нас здесь встречает?

На столе лежат картинки с изображением птиц.

В: Это нас встречают птицы которые зимуют, а чтобы узнать какие птицы нужно разгадать загадки.

Серый маленький комочек

Чик-чирик замерз он очень!

Солнце выгляни скорей

Кто тепла ждет? (Воробей)

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте, что за птица

Называется … (Синица)

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья белобока, зовут её…(Сорока)

Целый день у нас вокруг

Раздаётся громкий стук.

  • Чистишь дерево, приятель?
  • -Тук-тук-тук! Ответил… (Дятел)

Эта птица всем знакома –

Важно ходит возле дома.

Кар-кар-кар – вдруг закричит, и спокойно улетит.

Очень хитрая персона, а зовут её…(Ворона)

Птички на рябинку сели,

Посчитай-ка: раз, два, три.

На зимовку прилетели

С красной грудкой… (Снегири)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.

Отгаданные птицы прикрепляются магнитиками на доску с изображением дерева.

Воспитатель: Ребята,  это зимующие  птицы? Почему они так называются?

Ответы детей

Воспитатель: ребята, давайте хорошенько рассмотрим этих птиц: что у них общего, смотрите: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями (воспитатель обводит указкой части тела указкой у птиц, привлекает к ответу детей). А чем же они отличаются?  Кто заметил отличия?

Ответы детей:- у снегиря грудка красная, у синицы- желтая, у дятла спинка и головка ярко- красные,

Воспитатель: Ребята, вы много знаете о птицах! А как птицы двигаются?

Дети: Летают.

Физминутка "Птички"

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Воспитатель: Все тело птицы за исключением клюва и лап покрыто перьями. Они защищают птиц от переохлаждения, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания. Птицам в полете помогают крылья и хвост. С раскрытыми крыльями и хвостом, даже маленькая птица становится широкой, большой. Поэтому она может опираться на воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает. Ребята как вы думаете, перья у птиц легкие или тяжелые? Хотите узнать?

Опыт «Взвешивания на ладонях»

(Воспитатель предлагает взять на одну ладонь камень, на другую перо.)

Воспитатель: Ребята, какой руке тяжелее, где лежит камень или перо?

Опыт с перьями«Подуем»

(Воспитатель предлагает взять детям в одну руку камень, а в другую перо. Сначала дети дуют на ладонь, где находится камень, затем, где находится перо.

Воспитатель: Дети, что произошло с камнем, а что с пером?

Включается аудиозапись с голосами птиц.

Воспитатель: тише, слышите, птички запели. А ведь я знаю что нам говорят птички: «Холодно нам, голодно нам, помогите нам»

Воспитатель: Летом мы с вами часто слышим пение птиц, а зимой редко. Почему же не поют птицы зимой? Зимой холодно и голодно птицам, им тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям, потому что легче прокормиться. Возле домов, всегда больше пищи. И мы должны им помочь продержаться до весны. Чтобы помочь птицам пережить зиму, нужно развесить кормушки и организовать "птичьи столовые".

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Правильно, ребята. Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?

Воробьи питаются зёрнышками, хлебными крошками.

Синицы питаются зёрнышками, хлебными крошками, но самое любимое их лакомство – сало, сырое мясо

Снегири питаются семенами, почками и семенами деревьев, очень любят клевать ягоды рябины

Вороны питаются очистками, остатками пищи они всеядны.

Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев.

Давайте, вернемся из леса и устроим «птичью столовую». Раз, два, три, повернись, из леса возвратись.

Игра«Корм для птиц». На подносе лежит различная еда, воспитатель предлагает детям выбрать то, чем питаются птицы и положить в кормушку.

В: Когда мы с вами пойдем на прогулку повесим нашу кормушку с кормом и покормим птиц.

Итог занятия:

– Каких птиц мы повстречали в лесу?

– Как можно назвать их одним словом?

– Мы с вами пойдём на прогулку и покормим птиц.

Кого угостим салом? Рябиной? Семечками? Семенами?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зимующие птицы

Слайд 2

Всех боится он в лесу: Волка, филина, лису. Бегает от них, спасаясь, С длинными ушами…

Слайд 3

Здравствуйте ребята мой домик находится в дремучем еловом лесу. Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели разные голоса птиц. А как наступила зима одни птицы улетели в теплые края, а другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Слайд 5

Серый маленький комочек Чик-чирик замерз он очень! Солнце выгляни скорей Кто тепла ждет?

Слайд 6

С желтой грудкой у окошка Собирает шустро крошки Отгадайте, что за птица Называется …

Слайд 7

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. Вещунья белобока, зовут её…

Слайд 8

Целый день у нас вокруг Р аздаётся громкий стук. Чистишь дерево, приятель? -Тук-тук-тук! Ответил…

Слайд 9

Эта птица всем знакома – Важно ходит возле дома. Кар-кар-кар – вдруг закричит, и спокойно улетит. Очень хитрая персона, а зовут её…

Слайд 10

Птички на рябинку сели, Посчитай-ка: раз, два, три. На зимовку прилетели С красной грудкой…

Слайд 12

Спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: "Зимующие птицы"

На данном занятии детям даётся представление о видах питания зимующих птиц. Закрепляются  понятие «зимующие» птицы. Развивается воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Ак...

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе.Тема:"Загадки из леса".

В конспекте представлены задания математического содержания для детей средней группы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Зимующие птицы »

Расширение представлений у детей о зимующих птицах,умение различать птиц по внешнему виду....

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе Тема: «Знакомство с правилами безопасного поведения на улицах города»

Занятие, на котором дети среднего возраста знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе Тема: "Зимующие птицы"

Цель: создавать условия для формирования экологических представлений детей об окружающем мире, расширять представление детей о птицах, об их жизни в окружающем мире....

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: « Зима пришла!»

Цель:  Формировать и закреплять признаки Зимы. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.Задачи:закреплять знания детей о зимних природных явл...