Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе. «Зимующие птицы»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Огнёва Валентина Ивановна, воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. Магнитогорска

Привлечь внимание малышей к необходимости оказания помощи птицам в зимнее время в процессе обогащения представлений о них.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_pro_ptits_ognyova.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе.

«Зимующие птицы»

Минсадыкова Гульсум Шарифьяновна, старший воспитатель,

Огнёва Валентина Ивановна, воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. Магнитогорска

Цель. Привлечь внимание малышей к необходимости оказания помощи птицам в зимнее время в процессе обогащения представлений о них.

Программное содержание:

  1. Углубить представления о птицах: особенности внешнего вида вороны, воробья, голубя. Познакомить с птицами: снегирь, синичка, ласточка. Дать понятие о зимующих птицах, о трудностях в зимний период этой категории птиц, некоторых предпочтениях в зимнем корме.
  2. Способствовать развитию понимания элементарных экологических зависимостей: изменения в жизни птиц обусловлены изменениями в неживой и живой природе.
  3. Активизировать в полных ответах на вопросы воспитателя, в разучивании стихотворения.
  4. Мотивировать детей на оказание посильной помощи живым существам в трудных ситуациях.

Материал и оборудование: игровой персонаж Зайчик, картинки с изображением птиц, аудиофайл голосов птиц, разрезные картинки с изображением птичек на кормушках.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, разучивание подвижных игр «Вороны», «Собирайся, стая», чтение сказок, стихов о птицах «Где обедал воробей», «Чей нос лучше», «Весенняя гостья», отгадывание элементарных загадок о птицах, знакомство с игрой «Разрезные картинки».

Методы и приёмы. Игровые: игровая обучающая ситуация, подвижные игры, имитация движения лапок птиц.

Наглядные: рассматривание картинок, прослушивание аудиофайлов.

Практические: повторение слов приветствия, проговаривание детьми предложений полностью, упражнение с разрезными картинками, словесная игра.

Словесные: (сегментарный) познавательный рассказ воспитателя, чтение стихов, загадок, констатирующие вопросы к детям на идентификацию объекта (какая, что есть ...), поисковые вопросы на установление связей в природе, искусственное непонимание персонажем смысла стихотворения, провокация (намеренные неверные ответы на вопросы), распространение (продолжить и дополнить сказанное ребенком полным предложением),

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель. Сегодня к нам в группу в гости пришёл зайчик (вносит игрушку).

Зайчик (воспитатель). Здравствуйте ребятки. Меня зовут Зайчик. А вас как?

Воспитатель подносит игрушку к каждому ребёнку, представляется и подносит лапку к руке ребенка: «Меня зовут зайчик», ждёт пока ребенок произносит имя. Побуждает произносить слова приветствия: «Очень приятно». 

Дети здороваются, произносят своё имя, слова приветствия при знакомстве.

Зайчик (воспитатель). Валентина Ивановна, ваши ребята умеют знакомиться. Какие воспитанные ребятишки, я всем в лесу расскажу. Но я пришел к вам за помощью.

Воспитатель. Расскажи, какая помощь тебе нужна? Мы поможем.

Зайчик (воспитатель) читает выразительно стихотворение. 

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Автор: Т. Зайцева

Зайчик (грустно продолжает). Что за птичьи стаи? Куда они улетели? Кто остался? Каких северных гостей мы дождались? Ничего не разберу....

Воспитатель. Не печалься зайчик. Мы тебе поможем. Вот посмотри – это ласточка, её можно узнать по хвостику. Какой, ребята, у ласточки хвостик?

Дети высказываются.

Воспитатель. Да, совершенно верно, хвостик у ласточки раздвоен, вот так, покажите пальчиками. Ласточки очень-очень любит ловить разных комаров, мушек, блошек, когда летит. Ребята, а сейчас зимой летают комары, мушки, блошки.

Дети. Нет, холодно, они спят.

Воспитатель. Вот-вот, кушать ласточке нечего, вот и надо улетать в далёкие края, где есть корм. Но лететь одной опасно, вот птички и собираются вместе. Когда птичек много – это стая, понятно, тебе зайка?

Зайчик. Понятно, что, когда птички вместе – это стайка.

Воспитатель. Давай, Зайка поиграй с нами в игру «Собирайся, стая». Когда скажу: «Разлетайся стая прочь», мы все полетим по лесу по одному. А когда я позову «Собирайся, стая», все прилетят ко мне, и мы вместе полетим в теплые края.

Подвижная игра «Собирайся, стая» (2 раза).

Зайчик.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

  • Понятно, что ласточки улетели, а кто остался?

Воспитатель. Ребята при помощи загадок ответят тебе, зайка. Слушаем:

Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать,

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем: «Чик-чирик».

Зайчик (быстро говорит). Коршун?

Дети. Нет, нет. Воробей!!!

Воспитатель. Не надо торопиться зайка, видишь, ребята подумали и правильно ответили. Что есть у воробья? (Показ картинки).

Дети. Клюв, лапки, крылышки и т. д.

Воспитатель повторяет за детьми, но полным предложением.

- Посмотрите на картинку и скажите Какого цвета его пёрышки?

Зайчик (озвучивает неверный ответ). Я знаю, знаю – желтые!

Дети высказывают своё мнение.

Воспитатель. Послушайте следую загадку:

Он живет на площадях,

На деревьях, и ветвях.

Он воркует, не поет,

Бодро семечки клюет.

Дети. Голубь

Воспитатель. Какого цвета голубь? (Показ картинки).

Дети высказываются.

Воспитатель. Как передвигается голубь по земле?

Дети высказываются.

Воспитатель. Следующая загадка.

Хочет с детства эта птица

Стать известною певицей.

День и ночь неугомонно

«Кар–кар–кар!» – поёт

Дети. Ворона.

Воспитатель. А ворона больше воробья или меньше? (Показ картинок).

Дети. Она огромная.

Воспитатель. А каким цветом перья?

Зайчик (озвучивает неверный ответ) Красные?

Дети. Нет, нет, чёрные....

Словесная игра «Закончи предложение».

Воспитатель. Давай, зайчик, закрепим.

Ворона большая, а воробей …(маленькая).

Вороны каркают, а голуби…(воркуют).

Зайчик ошибается, дети поправляют.

Воспитатель. Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Понятно, тебе зайка, кто с нами остается и зимой, и летом?

Зайчик. Согласен, голуби, вороны, воробьи, их называют зимующие птицы. Но!!!

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Кто же северные гости? Они тоже зимующие?

Воспитатель. Да, есть такие птицы, которые прилетают к нам из леса подкормиться.

Снегири рябину ели

— Нет вкуснее ужина!

Даже брюшки покраснели

От такого кушанья.

Рассматривание картинки с изображением снегиря.

Воспитатель. Вот видишь, зайка, ты перепутал ворону со снегирём. Это у снегиря есть красные пёрышки. Где они?

Дети. Спереди, на брюшке.

Воспитатель повторяет предложение полностью. (У снегиря есть красные пёрышки спереди на брюшке.) Предлагает повторить.

Воспитатель. На голове у снегиря, как будто, черная шапочка. Спинка – серая, есть белые места, особенно под хвостом. А каким цветом хвост?

Дети. Черный.

Воспитатель повторяет предложение полностью. Предлагает повторить.

Воспитатель. Скажите, а размер у снегиря, какой? Как у вороны – большой, или как у воробья – малый?

Дети. Малый.

Воспитатель. Ой, а какой клюв маленький, широкий, но сильный, что позволят ему расклёвывать замерзшие ягоды, доставать семена из - под твердой оболочки. Ведь снегирь любит клевать семена ягод рябин (показ) и семян шишек. А на лапках по три цепких пальца на каждой с острыми коготками. Пальцы цепкие, чтобы зацепится за веточку. Ну-ка, покажите, как три пальчика снегиря цепляются за веточку. Полетели – разогнулись, прилетели – зацепились ....

Дети сгибают и разгибают три пальчика.

Рассматривание картинки с изображением снегиря.

Воспитатель. А вот еще один стишок про птичку, послушайте внимательно.

Прилетела в сад синица,

Значит, осень к нам стучится,

Лето долго не продлится.

И лесная даже птица

Тоже голода боится

 И к жилью зимой стремится.

Воспитатель. Вот, зайчик, у кого есть желтые перышки.

Зайчик (провокация). Раз синичка от голода зимой стремится поближе к жилью. Птички поют, когда тепло и много корма.  Я буду подкармливать синичек ягодами рябины и семенами шишек.

Воспитатель. Ой-ёй-ёй, ни в коем случае, синички любят совсем другую пищу – это несоленые маленькие кусочки сала, семечки подсолнуха, тыквы, арбуза, чищенные орехи, пшено.

Зайчик (провокация). Ну, хорошо, значит завтра я положу на дорогу корм, который любят и синички, и снегири, и другие птички.

Воспитатель. Опять ты всё перепутал, зайка. Ребята, объясните зайке, почему на дорогу не кладут корм.

Дети. Затопчут ногами, снегом засыплет. Надо на кормушку.

Зайчик. Что такое кормушку, где взять.

Воспитатель. Посмотри на картинку («Дети кормят птиц»). А где же кормушку взять?

Дети. Купить, папа сделает, мы сделаем....

Воспитатель. Как сделать кормушку, мы расскажем тебе в следующий раз. Мы тоже будем подкармливать птичек. Почему, ребята, это надо делать?

Дети высказываются.

Воспитатель (при необходимости резюмирует ответы). Для птичек наступает тяжёлое время. Еды становится очень мало, с полей убрали урожай, насекомых исчезают. Тогда птички прилетают ближе к людям, надеясь, что люди их покормят. И люди, конечно, помогают птичкам, делают для них кормушки и подкармливают их.

А сейчас я вам предлагаю поиграть.

Подвижная игра «Вороны».

(Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. «Кар-кар-кар» произносят дети.)

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!» (громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!»  (громко) (Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

«Кар-кар-кар!» (тихо) (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Зайчик. Как здорово, теперь я знаю всё про стишок. А вы его со мной повторите, и папе с мамой расскажите:  

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Дети повторяют стихотворение вместе с зайкой. 

Зайчик. У меня есть картинки в пакетике, я вам покажу. Ой, всё рассыпалось (роняет разрезные картинки на ковёр). Помогите, картинки соберите.

Дети собирают разрезные картинки из двух частей. Называют птиц (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица).

Зайчик. Ой, спасибо вам, ребятишки, мне пора домой. Надеюсь, когда вы расскажите стихотворение дома, все захотят изготовить кормушку для птиц. Делайте всегда добрые дела. А вам, на прощание, подарок – флэшка с записанными песнями птиц.  До свидания, детвора.

Воспитатель. А мы подарим тебе кулечек с семечками для синичек. Давайте, поблагодарим зайчика за общение, за подарок, мы обязательно послушаем песенки птиц и доучим стихотворение. А самое главное, постараемся изготовить дома кормушки и будем кормить птиц. И давайте сделаем прощальное селфи на память.

Селфи.

Дети прощаются с зайкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе « Покормим птиц»

Конспект познавательного занятия по ознакомлению с природой во второй младшей группе д/с....

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Птицы весной»

Интеграции образовательных областей:• развитие речи;• познавательное развитие;• физическое развитие;• социально-коммуникативное развитие.Программное содержание:• формировать п...

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Встречаем птиц»

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе...

Конспект НООД по познавательному развитию во второй младшей группе «Зима в лесу»

Конспект НООД по познавательному развитию во второй младшей группе «Зима в лесу»...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Весна. Перелетные птицы »

Закрепить представления у детей о весне и перелетных птицах.  Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы....