Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы «Свойства материалов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фёдорова Наталья Владимировна

 

Цель: -формирование у детей представления о свойствах металла и дерева.

 

 

Задачи:

 

- познакомить детей с некоторыми свойствами металла и дерева в сравнении друг с другом;

 

- продолжать развивать у детей умение решать несложные проблемные задачи;

 

- воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов;

 

- ввести в активный словарь детей слова : металл, дерево, металлический, деревянный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kachestvo_i_svoystva_materialov.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

по познавательному развитию

для детей старшей группы

«Свойства материалов»

Цель: -формирование у детей представления о свойствах металла и дерева.

Задачи:

- познакомить детей с некоторыми свойствами металла и дерева в сравнении друг с другом;

- продолжать развивать у детей умение решать несложные проблемные задачи;

- воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов;

- ввести в активный словарь детей слова : металл, дерево, металлический, деревянный.

Материалы : две коробки разного цвета, карандаш, гвоздь, записки с загадками, простые и цветные карандаши, карточки.

Для опытов: деревянная и металлическая дощечка, молоток, гвозди, деревянные палочки, баночки с водой.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Восп: Ребята, посмотрите, какой сегодня хороший день! Улыбнитесь, как кот, пригревшийся на солнышке (глаза закрыты, губы растянуты в улыбке). Улыбнитесь от всей души (широко открытые глаза, широкая улыбка).

Ах! Как я рада видеть вас счастливыми!

- Смотрите, нам почтальон принес две посылки. Что же лежит внутри? Как можно это узнать? 

(воспитатель открывает посылки)

- Ой! Оказывается, здесь есть записки-подсказки. Послушайте, о чём  в них говорится:

Загадки:

Серый Ивашка Металлический Антошка Деревянная рубашка. Он на очень длинной ножке.

 Где носом поведет, по головке постучишь -

Там след кладет. Что-нибудь да смастеришь. Что это? 

А это что? 

- Ну, вот и они, Гвоздь и Карандаш«Здравствуйте, ребята

открыть, посмотреть, понюхать, потрясти и послушать

Карандаш

 гвоздь

Основная часть

Восп:- Ребята Карандаш с Гвоздем давно дружат. Даже, кажется, что они чем-то похожи. Как вы думаете, чем?

Рассуждения вместе с детьми: гвоздь и карандаш одинаковые по толщине; они оставляют за собой след; круглые, положишь на стол - упадут; опасные, баловаться с ними нельзя; они продаются в магазине; они полезны и нужны людям.

- Все правильно, ребята. Вы очень внимательны. А еще Карандаш и Гвоздь великие спорщики и каждый из них уверен, что он лучше. Как разрешить их спор?

- Верно. Проверить их свойства.

- Я предлагаю вам провести ряд экспериментов – опытов и приглашаю вас в наш исследовательский центр.

- Из какого материала сделан карандаш? Гвоздь?

- Возьмите в руки деревянный карандаш и металлический гвоздь (саморез). Приложите их к разным щекам. Что вы чувствуете?

Как вы думаете, можно ли забить гвоздь в деревянную дощечку. Как вы думаете, почему? 

- Попробуем то же самое проделать с карандашом и металлической пластинкой (ничего не вышло). Почему, как вы считаете? 

- Ребята, а что произойдет, если бросить в воду металлический предмет?

 Теперь опустите в воду деревянную палочку.

- Что вы видите?  Почему? 

- А сейчас давайте попробуем сломать гвоздь пополам. У кого получилось? Что можно сказать о прочности железа? 

- Возьмите спичку и сделайте то же самое. Что произошло со спичкой? Какой можно сделать вывод? 

- Ну, вот мы и закончили наши эксперименты. Получилось ли у нас разрешить спор Карандаша и Гвоздя, как вы думаете? Кто же из них лучше?

- Молодцы, ребята. Большую работу мы проделали, пора отдохнуть и поиграть.

Восп: Предлагаю поиграть в игру.

 «Мягкое и твёрдое».

- Я называю мягкий предмет вы прыгаете, если твёрдый, то хлопаете. (подушка, кубики, одеяло, варежки, молоток, пальто, ваза, перо, коньки, цыплёнок)

- Ой! Ребята, пока мы играли, смотрите, что произошло. Карандаш и Гвоздь отправились в путешествие. Шли они шли и попали на реку. Карандаш обрадовался : «Переплывем на тот берег, освежимся». А Гвоздь приуныл.

- Как вы думаете, почему?

- Что же делать друзьям?

 Предположения: 1. Карандаш может перевезти Гвоздь на себе.

2. Они могут сделать плот: бревна сколотить гвоздями.

- Ну, вот наши друзья уже на другом берегу. Они устали, проголодались. Решили уху сварить.

- Как вы думаете, кто начал костер разводить?

- Что нужно Гвоздю, чтобы разжечь огонь? 

- Костер они развели, надо рыбу на уху наловить. Кто пошел к реке?

 Предположения: 1. Карандаш - он не боится утонуть.

 2. Им надо идти вдвоем, потому, что удочка должна быть легкая - деревянная, а крючок тяжелый – металлический).

- Сварили они уху, поели, решили дальше идти.

 Что нужно сначала сделать?

 Кто должен пойти за водой?

Кто будет тушить костёр?

- Двинулись друзья дальше в путь. Идут по лесной тропинке, не заметили ежика. Карандаш наступил – ногу проколол, а Гвоздь наступил - хоть бы что ему. Почему? 

- Не может идти Карандаш - больно ему. Говорит тогда Гвоздь: "Давай я тебя понесу, я выдержу, ведь я. какой?

  А Карандаш смог бы? - Долго еще искали приют себе Гвоздь и Карандаш. Решили они себе дом построить.

 Как вы думаете, из какого материала будет дом?

- Ребята, скажите, что в доме может быть деревянным?

  - Что в доме может быть металлическим?

- Построили друзья дом, стали в нём жить – поживать, да добра наживать.

Дети рассуждают

Ответы детей

Ответы детей

Тепло

Холод

Ответы детей

Дерево мягкое

Металл твердый

металл тяжелый,

 он тонет

она не утонула – плавает

дерево легкое, оно не тоне

очень прочное

(дерево хрупкое, оно ломае

Он боится утонуть, потому что металл тяже

лый

Костер начал разводить Гво

здь, т. к. он не боится сгореть, он только нагреется

Спички, дрова, дерево

Затушить костер

Карандаш мягкий, а гвоздь твердый

Прочный

стол, стул, пол

ответы детей

Заключительная (рефлексия)

 

Сегодня мы с вами убедились, что несмотря на внешнее сходство железа и дерева, они имеют различные свойства. Какие ?

Ответы детей



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Познавательное развитие для детей старшей группы. Тема: «За что «спасибо» людям говорят»

Рассказать историю происхождения слова«Спасибо»Довести до сознания детей, что каждый труд нужен, чтобы удовлетворить потребности человека. Учить быть благодарными за заботу....

Конспект ННОД познавательное развитие для детей старшей группы "Свойства Магнита"

Закреплять и обобщать знания детей о свойствах магнита...

Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы с элементами интеллектуальной карты "Продукты питания"

Способствовать формированию у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни, вызвать у детей желание заботится о своем здоровье; познакомить с понятием «ви...

Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы «Мама лучше всех на свете»

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать её. Воспитывать уважение к труду мам – как на производстве, так и дома....

Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы. Тема: «Поиграем с робомышью».

Цель: создание условий для развития логического мышления и навыков алгоритмики.Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах, геометрических телах (шар, куб, цилиндр). Закрепить счет в предел...