. Конспект опытно-экспериментальног исследовательского занятия в средней группе «Лаборатория чудес» по теме: «МОЛОКО. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Ступина Евгения Владимировна

. Конспект опытно-экспериментальног исследовательского занятия в средней группе  «Лаборатория чудес»

по теме: «МОЛОКО. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_opytno.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

. Конспект опытно-экспериментальног исследовательского занятия в средней группе  «Лаборатория чудес»

по теме: «МОЛОКО. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.

Задачи:

Обучающая:

формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;

учить детей осознанно относиться к своему питанию.

Развивающая:

обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследованийэкспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;

развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.

Воспитательная:

воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.

Виды деятельности: познавательная, исследовательская.

Формы организации: групповая, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование

Оборудование:

белые листы бумаги, где дети будут писать письма;

кисточки для написания писем;   пластиковые стаканчики,

блюдца,  лимонная кислота, сода, ватные палочки, молоко, вода,  гуашь, жидкое мыло,

кока-кола, йод; пищевые красители; набор муляжей молочных продуктов,

мультимедийное оборудование,   презентация по теме занятия

Предварительная работа:

проведение опыта с молоком и кока-колой;

опыта с молоком, если его оставить в холодильнике и в теплом месте;

чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть.

Я загадки загадаю

До того мудреные!

Кто загадки отгадает,

Попадет в лабораторию.

А в лабораторию непростую, а научную.

- Готовы к испытанию? Будем загадки разгадывать?

- Вам ни только, загадки надо отгадать, но и найти отгадку на нашей выставке продуктов.

Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой,
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!
Молоко


Очень любят дети 
Холодок в пакете. 
Холодок, холодок, 
Дай лизнуть тебя разок! 
Мороженое



Догадайтесь, кто такая,
Белоснежная, густая?
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас ... Сметана


Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко — и в срок,
Получили мы ...
Творожок

Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это ...
Сыр

Мы на хлеб его намажем,
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки.
Масло

Дети находят и показывают молочные продукты, которые выставлены на молочной выставке.

- Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием!! Все ответы нашли верно!

- Может кто-то догадался, и понял, о чем мы сегодня будем говорить? ( О молоке и молочных продуктах)

- О каких молочных продуктах, мы еще не сказали? ( Кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок,…..)

- Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике? ( Молочные супы, каши, твороженные запеканки, кофейный напиток, чай с молоком, ленивые вареники…)

Основная часть.

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали, на трудные вопросы ответили.

А сейчас ребята я расскажу вам о пользе молока.

Рассказ и беседа воспитателя о пользе молока. Показ презентации.

Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко. (Слайд 1 Ребенок пьет материнское молоко, котята пьют молоко).

С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло… (Слайд 2 Фото с молочными продуктами).

- Откуда берется молоко? Кто его нам дает? (Коровы)

Знают взрослые и дети,

И известно всей планете,

Нет полезнее с утра –

Выпить чашку молока!

Чтобы были все здоровы,

Нам дает его корова!

- А, еще кто? (Козы…)

- Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? ( Коровье ) У козы? ( Козье)

- На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных? (Слайд 3)

- Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс. (Слайд 3).

- Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят. (Слайд 4).

- А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло. (Слайд 4).

В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с удовольствием. (Слайд 5).

Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества. (Слайд 6).

Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.

Пейте дети молоко – будете здоровы! (Слайд 7).

Физминутка

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять

руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот. (Повороты корпусом.)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания.)

И в последний раз присели,

А теперь на стульчик сели. (Дети садятся.)

Опыты. Эксперименты. Исследования.

- В лабораторию чудес приглашаю всех я вас! В ней мы знания добудем, с молоком дружны мы будем!

Чудеса с молоком.

ОПЫТ 1. СЕКРЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА.

- Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание?

- Хотите научиться?

- С помощью чего мы пишем письма, рисуем? (Ручки, карандаша, бумаги...)

- Раньше использовали невидимые чернила. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение)

- Может кто-то догадался, что это за невидимые чернила есть у нас? (Молоко)

- Хотите написать секретное послание? Возьмите листочки, ватные палочки или кисточки и с помощью молока нарисуйте что вы хотите .А я хочу нарисовать свое сердце, как я вас всех люблю.

- Сейчас надо, чтобы наше молоко высохло и стало невидимым. В конце занятия мы узнаем какие тайные послания вы нарисовали.

ОПЫТ 2. Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?

- Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, и сделать вывод, что полезней молоко или кока-кола, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.

- Что это у меня? (Молоко и кока-кола)

- Что мы делали вчера? (Их смешали)

- Что получилось у нас?

ВЫВОД: Молоко потемнело, стало коричневым, НАЧАЛАСЬ РЕАКЦИЯ, МОЛОКО СВЕРНУЛОСЬ, ПОЯВИЛСЯ ОСАДОК В ВВИДЕ ХЛОПЬЕВ.КОКА-КОЛА ВСТУПИЛА В ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ С МОЛОКОМ.

ОПЫТ 3. ОПЫТ С ЙОДОМ.

На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.

- Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал? (ДА)

- А что для этого надо сделать?

- Для этого в наше молоко добавим йод.

- Что случилось с молоком?

ВЫВОД: ПРИ СОЕДИНЕНИИ  ЙОДА С КРАХМАЛОМ ОБРАЗУЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕ ЯРКО-СИНЕГО ЦВЕТА.

РАЗ У НАС МОЛОКО НЕ СТАЛО СИНЕГО ЦВЕТА, ЗНАЧИТ, КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЕМ? ( В НЕМ НЕТ КРАХМАЛА)

ЭТО МОЛОКО, КАКОЕ? ( ПОЛЕЗНОЕ)

ОПЫТ 4.  «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»

- Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)

- Почему так говорят?

-Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.

- Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.

- Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.

- Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.

- В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.

Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит)

ВЫВОД: ПРОИСХОДИТ В МОЛОКЕ РЕАКЦИЯ СОДЫ И ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ. ОНО ПЕНИТСЯ, ВЫДЕЛЯЕТ ПУЗЫРЬКИ, КИПИТ.

ОПЫТ 5  « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»

- Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? ( На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)

- Чем обычно рисуете? ( Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)

- А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? ( Нет)

- Хотите попробовать?

На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).

- Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!

А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Вывод: Мы видим взрыв красок. Жидкое мыло вступает в реакцию с молоком и заставляет краски двигаться, оно отталкивает жир, соединяющийся в молоке. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

- Ну, что, кто-нибудь догадался, как прочитать секретное письмо? Что я вам написала?

- Посмотрите, что у меня есть? (Тряпочка и утюг)

- Что надо сделать? (Прогладить наше письмо)

ВЫВОД: НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТСЯ В МОЛОКЕ, ПОД ДЕЙСТВИЕМ ТЕПЛА РАЗРУШАЮТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЗАГОРАЕТСЯ САМА БУМАГА. ПРИ ЭТОМ ХИМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУКТЫ ГОРЕНИЯ. ПРИ НАГРЕВАНИИ МОЛОЧНЫХ ПЯТЕН НА БУМАГЕ БЕЛКИ И УГЛЕВОДЫ ОБУГЛИВАЮТСЯ И СТАНОВЯТСЯ ВИДИМЫМИ.

-Что же написала я вам в своем письме?

МОЛОДЦЫ!

Рефлексия.

- КОМУ ПОНРАВИЛИСЬ СЕГОДНЯШНИИ ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ?

- Кто хочет вместе с родителями, попробовать, показать какие чудеса мы с вами сегодня делали?

-О каком продукте мы сегодня говорили?

- Какой вывод о нем вы можете сделать?

Пейте дети молоко - будете здоровы!

Сюрпризный момент: показ мультфильма «Смешарики-Молочное пари»

Конспект   организованной образовательной деятельности

по опытно-экспериментальной деятельности   в средней  группе

Тема  «Волшебное молоко »                                                                    

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательная область : «Познавательное развитие»,  «речевое развитие»,  «художественно- эстетическое» , «социально-коммуникативное»

Вид деятельности: Познавательно-исследовательская.
Цель:
 Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.

Задачи:
Образовательная
-познакомить детей со свойствами молока(цвет, запах);
-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия
Развивающая
-развивать навыки проведения первых опытов;
-развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
-развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
Воспитательная
-умение работать в группе;
-воспитывать позитивное отношение к неживой природе, желание исследовать её всеми доступными способами.

Виды детской деятельности: исследовательская, игровая, коммуникативная , восприятие художественной литературы .

Предварительная работа : Беседы о молоке, ее роли в жизни человека.  Рассматривание иллюстраций «Молоко и его состояние»,загадывание загадок, чтение сказок о молоке, подготовка костюма волшебника

Материалы и оборудование:  волшебный сундучок, стаканчики по количеству детей, тарелочки по количеству детей ложечки по количеству детей молоко, концентрированные пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло.

Ход ООД
1часть. Организационная
Воспитатель
: Сядем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята сегодня утром у нашей двери в группу я обнаружила вот такую красивую коробочку и приглашение, хотите узнать от кого.
«Дорогие ребята я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы. А  поможет нам попасть в страну волшебная шляпа. Желаю удачи.»
Воспитатель: Ребята, отправимся в страну фокусов?(ответы детей). Скажите, пожалуйста, кто такой фокусник? (ответы детей). А вы умеете показывать фокусы? (ответы детей) Чтобы попасть в волшебную страну нужно надеть волшебную шапочку (одевает воспитатель), закрыть глаза и сказать волшебные слова:
Поверчусь я, поверчусь,
Покручусь я, покручусь
С детками в стране фокусов я окажусь.
Воспитатель: Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками помощниками. Ваша задача – посмотреть фокус и отгадать его секрет.
Воспитатель: Посмотрите, ребята,  в волшебном сундучке есть еще что-то. Ой, как интересно, что же там? А вам интересно? Сейчас я посмотрю…(Достаю графин с молоком) как вы думаете, что в графине?
-Правильно, молоко.
Белая водица

Всем нам пригодится

Из водицы белой

Все, что хочешь, делай:

Сливки, Простоквашу,

Масло в кашу нашу,

Творожок на пирожок.

Кушай, Ванюшка-дружок!

Ешь да пей,

Гостям налей

И коту не пожалей!

Дети: Молоко.

Волшебник: Правильно, дети, молоко. А какие животные дают молоко?

Дети: корова, коза, лошадь и т.д.

Волшебник:

- Наше молоко не простое, если взмахнуть волшебной палочкой, то в нем могут вырасти причудливые цветы.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы научиться фокусам с молоком?
2 часть. Опытно-эксперементальная.
Воспитатель: Тогда пойдемте в комнату фокусов, где я буду учить вас показывать фокусы с молоком.
Фокус « Тайное письмо».

Ребят давайте пройдём к волшебному мольберту .

Материал: стакан молока .кисточка альбомный лист .

Постановка исследовательской задачи:

Можно ли при помощи молока рисовать?

Прогнозирование результата и выполнение эксперимента:

-Можно ли ребята рисовать при помощи молока?

Дети: Нет.

Волшебник: А давайте проверим . (Рисует солнышко).

-Ребята, что я нарисовала?

Дети: Солнышко.

Волшебник : А оно ярко светит?

Дети: Нет. 

Волшебник: Ребята. Пусть наше солнышко просохнет, а мы пока пройдём в другую комнату фокусов .

Проходят ,садимся за столы…
Фокус«Сравнение молока и воды»

Материал: стакан молока и воды.
Постановка исследовательской задачи:
- Чем отличается молоко от воды?
Прогнозирование результата и выполнение эксперимента:
Опустить в стакан воды и молока чайную ложку.
Волшебник: - В каком стакане мы видим ложку?

Дети: Через стакан с водой.
Волшебник: За стакан с молоком и водой поместить картинку.
- Через какой стакан видим картинку?

Дети: Через стакан с водой.
Волшебник: - Понюхаем молоко и воду. Что мы можем сказать?

Дети: Вода не пахнет ,а молоко пахнет( молоком).
Фиксирование результатов эксперимента и вывод:
Вода прозрачная, а молоко нет. Вода не имеет запаха, а молоко имеет.

Фокус «Разноцветная вода».

Материал: (по количеству детей) четыре   одноразовых прозрачных стакана( с чаем, кофе, воде ) стакан с молоком и одноразовые ложки.

Постановка исследовательской задачи:

Получить разноцветную воду.

Прогнозирование результата и выполнение эксперимента:
Волшебник:
 Ребята .что у вас налито в стаканы?

Дети: Чай, кофе , вода.

Волшебник :А, каким цветом чай ,кофе, вода?

Дети :Чай -коричневый ,кофе- чёрный, вода- прозрачная.

Волшебник : Ребята ,давайте всё превратим в разноцветную воду?

Дети : Соглашаются.

Волшебник: В стакан с чёрным кофе , коричневым чаем и простой водой добавляем немного молока. Всё размешивается . Ребята ,что у нас получилось?

Дети: Кофе- светло коричневое, коричневый чай- жёлто-коричневый мутный и вода –получается не прозрачная , а белая.

Волшебник: Молоко растворяется в чёрном  кофе , в зелёном чае и в воде. Поэтому поменялся в стаканах цвет.
Фиксирование результатов эксперимента и вывод:
Смешивая молоко с другими продуктами, меняется цвет.

Фокус  «Радуга на молоке»
Материал: стакан молока, тарелочка для опыта, краски (гуашь) желтая, красная, синяя, жидкое мыло , ватная палочка.
Постановка исследовательской задачи:
- Как получить радугу на молоке?
Прогнозирование результата и выполнение эксперимента:
Волшебник:
 Наливаем молоко в тарелочку. В центр тарелки добавляем красную краску, затем синюю и желтую. Ватную палочку опускаем в моющее средство и опускаем в центр тарелочки с молоком и краской. Ребята .что у вас получилось?

Дети: Радуга.
Фиксирование результатов эксперимента и вывод:
При добавлении моющего средства краска расходится по тарелке в виде радуги.

Волшебник: Ребята, я немного даже устала , давайте немного отдохнём и немного потанцуем.(Встают на танец«Убежало молоко».)
Музыкальная гимнастика «Убежало молоко».
Волшебник: Отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам.
Волшебник: Пойдемте в следующую нашу комнату фокусов.

Фокус «Молочно фруктовая фантазия»

Волшебник : Ребята, с помощью молока можно не только фокусы делать но и вкусный коктейль .Давайте попробуем сделать ?

Дети : Соглашаются.

Волшебник :В свежее молоко различные свежи ягоды и фрукты. Добавляют немного сахара и всё взбивают миксером. Получается молочный коктейль. Волшебник и дети угощают друг друга молочным коктейлям с трубочками. Предлагает волшебник назвать коктейль «Молочная фруктовая фантазия».

Рефлексия
Волшебник: Ребята наша комната фокусов уже закрывается и нам нужно возвращаться в детский сад. Вам понравилось сегодня в комнате фокусов? А что вам больше всего понравилось?

Дети: Ответ детей.

Волшебник:  А мне очень понравилось рисовать молоком. Давайте посмотрим ,что же произошло с моим солнышком? Берёт рисунок и обращает внимание детей, что солнышко с рисунка пропало. Для того, что бы у нас проявился рисунок попробуем  прогладить его горячим утюгом.( Проглаживает). Ребята, что же у нас получилось?

Дети: Солнышко.

Волшебник :  Посмотрите, как ярко светит солнышко и вам улыбается ему понравилось,как вы сегодня показывали фокусы.

Фиксирование результатов эксперимента и вывод:

Для того что бы проявился рисунок нарисованный с помощью молока его нужно прогладить горячем утюгом .
Волшебник: А теперь ребята возвращаемся в детский сад, закрываем глазки и говорим волшебные слова:
Поверчусь я, поверчусь,
Покручусь я, покручусь
Шапочку сейчас сниму,
И в детский садик с детками я вернусь.

Конспект НОД в средней группе по ФЦКМ    «Как молоко на стол пришло»

Цель: расширять представления детей о процессе производства молочных продуктов.

Задачи:

Образовательные:

создать условия для понимания детьми процесса производства молочных продуктов;

способствовать расширению представлений о многообразии молочных продуктов; их пользе для здоровья;

закреплять знания детей о корове как о домашнем животном.

Развивающие:

способствовать развитию познавательных интересов в процессе экспериментальной деятельности, сравнивать свойства молока и йогурта путем практических действий;

с помощью тактильных ощущений развивать умение описывать игрушку, называя характерные особенности внешнего вида коровы;

развивать внимание, наблюдательность, память детей.

Воспитательные:

воспитывать уважение к людям профессий, связанных с производством молочных продуктов;

воспитывать доброжелательность по отношению к сверстникам, умение работать в коллективе.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Планируемый результат: предполагается, что дети усвоят последовательность действий при производстве молочных продуктов; смогут составить описательный рассказ по игрушке; опытным путём сравнят свойства молока и йогурта; убедятся в разнообразии молочных продуктов, опираясь на картинки тактильной книги, смогут составить описательный рассказ о процессе производства молочных продуктов.

Методы: беседа, экспериментирование, рассматривание макетов, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, использование кукол и тактильной книги.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций коров, телят, быков;

чтение книг о коровах;

дидактические и сюжетно-ролевые игры;

рисование «Коровы пасутся на лугу», лепка «Телёнок», аппликация «Накормим корову сеном»;

показ кукольного театра «Вкусное молоко»;

эксперименты: «Молоко. Какое оно?».

Оборудование:

игрушки: кот Вася, корова, телёнок, бык, семья мышек;

макет «Коровы пасутся на лугу»;

макет «В коровнике»;

оборудование для экспериментов (молоковоз, баночки, йогуртница, молоко, закваска, йогурт, ложечки);

магазин, муляжи молочных продуктов (молоко, творог, йогурт, сыр), корзинка для продуктов;

макет «Семья мышек за столом»;

тактильная книга «Как молоко на стол пришло».

Ход образовательной деятельности:

Внимание детей привлекают звуки «Мяу! Мяу!». Появляется кот Вася.

Здравствуйте, ребята.

Вася, почему ты так жалобно мяукаешь?

Молочка хочу! Нет ли у вас для меня молочка немножечко?

Немножко есть. (Вася лакает молоко) Очень вкусно! Только мало. А вы мне не подскажите, где ещё можно взять молочко?(ответы детей: в магазине, у коровы) В магазин я ходил-там без денег ничего не дают. А кто такая корова? Я живу в городе и никаких коров не встречал. Может быть, вы мне поможете найти эту корову. Очень молочка хочется!

Мы с ребятами расскажем тебе, Василий, про коров и о том, как молоко на стол приходит.

Сейчас мы все вместе перенесёмся на летнюю лужайку. «Покружились, покружились, на лугу все очутились» (дети вместе с котом переходят к макету «Семейство коров пасётся на лугу»).

Кот: Это всё коровы? А почему они разного цвета? (коровы бывают разных окрасок: и чёрные, и коричневые, и пёстрые) А почему вот эта коровка такая маленькая? Она плохо ела и не выросла? (это телёнок – детёныш коровы; когда он повзрослеет, то будет большим как мама с папой) Мама – корова, детёныш – телёнок, а папа кто? (папа-бык) А зачем им всем рога? (защищаться от врагов) А зачем хвост? (отгонять мух) А что они здесь делают? Гуляют? (гуляют и едят вкусную и сочную траву, чтобы потом дать полезное молочко) И корова, и телёнок, и бык – все дают молоко? (нет, только корова, у неё есть вымя)

Это летом хорошо – тепло, травки сочной много. А как же зимой? Травки нет – и молока нет? Что же коровки едят зимой? (сено) Откуда они его берут? (корова – домашнее животное, у неё есть хозяин, он косит траву, сушит её ещё летом, а зимой кормит сеном коров)

Зимой, наверное, холодно коровам на улице? (хозяин строит для коров тёплый коровник. Сейчас мы увидим, как корове там живётся) Идём по высокой траве на лугу, поэтому надо повыше поднимать ноги.

Дети переходят к макету «Коровник».

Стены коровника сделаны из дерева – коровам будет тепло, есть окошко – коровам будет светло, пол устлан соломой – будет чисто и мягко, в коровнике есть кормушка, в неё кладут сено (ребёнок кладёт сено), есть поилки (наливает воду). Здесь коров доят. Когда коровка здорова и сыта, она даёт молоко. Доярка может надоить от одной коровы целое ведро молока. Угощайся, Вася!

Кот: Очень вкусное молочко! Сладенькое! А мне бы ещё чего-нибудь кисленького: сметанки или йогурта! Коровка может дать сметану? (сметану и другие кисломолочные продукты делают из молока; сейчас мы тебе покажем, как это делается, вот этот молоковоз повезёт молоко на молочный завод, а все дети станут водителями молоковозов и тоже поедут – дети имитируют движения молоковоза, переходя к следующему макету)

Макет «Молочный завод» (дети рассаживаются вокруг на стульчики)

Воспитатель: Сегодня мы покажем тебе, как из молока делают йогурт. Молоко, которое надоили от коров, привозят на молокозавод, разливают в специальные ёмкости (ребёнок переливает молоко из баллона в банки) Молоко течёт, значит, оно какое? Жидкое или густое? Молоко прозрачное или нет? (опускаем предмет в молоко, его не видно, значит, непрозрачное) После этого добавляем в банку немного закваски и ставим её в тёплое место. Через несколько часов достаём и проверяем – сквасилось молоко или нет (ребёнок зачерпывает ложкой – там густой продукт, даёт «попробовать» коту) Потом кисломолочные продукты расфасовываются в упаковки и отвозятся в магазины. Сейчас мы отправимся в магазин, а по дороге поиграем.

Физкультминутка

Дай молочка, Бурёнушка, хоть капельку, на донышке.

Ждут меня котята – малые ребята.

Дай нам сливок ложечку, творогу немножечко,

Масло, простокваши, молочка для каши.

Всем даёт здоровье молоко коровье.

Вот магазин «Молочные продукты». Здесь дают продукты не за деньги, а за вежливые слова. Вася, можешь приобрести что-нибудь в нашем магазине (Вася называет, ребёнок-продавец выдаёт нужный продукт).

Вася: сколько же у меня теперь всего вкусного и полезного! Я вас приглашаю к себе в гости. А ещё приглашу своих друзей – семью мышек. Они тоже любят молочные продукты (за столом сидят мышки, на столе - молочные продукты)

Давайте поиграем в игру «Что съели мышки» (какой-либо из предметов незаметно убирается, дети должны назвать – чего не стало)

Воспитатель: Теперь ты, Вася, знаешь, как эти молочные продукты оказались на столе. А для того, чтобы ты и Мышкам смог рассказать, мы дарим вам книгу «Как молоко на стол пришло». Сейчас наши ребята расскажут всё про эту книгу.

«Как молоко на стол пришло» (открывается первая страница)

Жила-была корова Облачко (ребёнок открывает ладошки – под ними корова) Каждое утро, как только на небе всходило тёплое и ласковое солнышко (ребёнок выставляет солнце), коровка выходила на лужайку, покрытую мягкой и сочной травой (ребёнок гладит травку) Она очень любила смотреть на облака (ребёнок выставляет облака), ведь на её боках были пятна, похожие на облачка. А когда она смотрела вниз, то видела цветы (ребёнок выставляет цветы), которые распускались на лугу. Коровка ела траву и цветы, а если хотела пить, то шла к речке (проводит пальчиком по речку), в которой журчала чистая прозрачная вода. Чтобы коровка Облачко не потерялась, хозяин надел ей на шею звонкий колокольчик (колокольчик звенит).

Каждый вечер Облачко возвращалась в свой коровник. Хозяин построил его из толстых брёвен (ребёнок проводит пальчиками по брёвнам), поэтому в нём было тепло даже зимой. На пол постелил теплую подстилку (проводит пальчиками по подстилке), чтобы коровке было сухо и мягко. К кормушке у коровки всегда было ароматное сено (кладёт сено). Хорошо жилось коровушке. За это давала она своим хозяевам парное молоко (показывает молоко в ведёрке).

А когда молока надоят очень много, то заливают его в молоковоз (обводит пальчиками молоковоз). Через заливные луга (гладит травку), по песчаной дороге (проводит пальчиками по дороге) везёт молоковоз молоко на молочный завод. Быстро крутятся колёса (крутит пальчиком колёса), торопится водитель скорее доставить молоко, чтобы сделали там вкусные и полезные молочные продукты.

А мы эти продукты купим, поставим к себе на стол: и молоко, и сметану, и творог, и масло, и сыр (показывает). Будем есть и радоваться, что щёчки наши розовыми, зубки здоровыми, волосы густыми и красивыми (проводит пальчиком). И всё благодаря молоку.

Вася: Спасибо большое вам, ребята. Теперь мы обязательно запомним, как молоко на стол пришло. До свидания!

Воспитатель: Ребята, какие же вы сегодня молодцы! Помогли Васе. О чём же вы ему рассказали? (какие бывают коровы, как коровы живут в коровнике, как делают йогурт, какие бывают молочные продукты) И, конечно, мы помним, что молочные продукты очень полезные и будем с удовольствием их есть и пить. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. «Покружились, покружились и в саду все очутились».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного подгруппового обобщающего занятия в средней группе на материале лексической темы "Зима"

Цель занятия. Обобщение и закрепление знаний детей по теме. Коррекционно-образовательные задачи. Учить детей точно и равномерно наносить проколы на линию рисунка. Коррекционно-развивавющие з...

Занятие "Молоко. Молочные продукты. Звуки м,мь. Буква М.

В занятии представлены игры и упражнения на развитие звукового анализа слов, на обогащение словарного запаса, на формирование представления детей о свойствах молока....

Конспект открытого опытно-экспериментального и исследовательского занятия в средней группе «Лаборатория чудес» по теме: «МОЛОКО. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Воспитатель: Бирюкова М.М.Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском ...

Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.Тип исследования: опыты Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.Программные задачи:Познакомить дете...

Конспект экспериментально - исследовательского занятия в подготовительной группе «Лаборатория чудес» по теме: «Удивительное молоко»

- расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона питания ребёнка.Развивающая:-развивать познавательный интерес у детей в про...