Исследовательский Экологический проект « Цветы на окошке»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Гайдарова  Галина Алексеевна

Формирование у детей представление о цветах через исследовательскую деятельность, способствующих формированию жизненых навыков , препятствующих возникновению девиантного поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsvety.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно  учреждение « Детский сад комбинированного вида №41 « Золотая рыбка».

                                                                                                                             

     

                                                                                   Земля улыбается цветами.

                                                                                     Ралф Уолдо Эмерсон

                                                                                                       Исследовательский    Экологический проект                                                                                                  

                      « Цветы на окошке»

                                                                                              Подготовила воспитатель группы                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                            компенсирующей направленности

                                                                                             детей с ОНР  Гайдарова Галина

                                                                                              Алексеевна

                                                                                                                                   

Работая в группе компенсирующей  направленности детей с ОНР  среди наиболее актуальных  проблем, возникающих в практической деятельности,  особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка. Для детей  с девиантным поведением, важное  значение  имеет  обучение социально-важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий. Грамотно организованная развивающая среда: игры на социально-коммуникативное развитие, разыгрывание «трудных ситуаций»,  театр, чтение сказок, ознакомление с природой и трудовое воспитание способствует  формированию нравственных ценностей, жизненной перспективы, помощь в осознании воспитанника самого себя, своих возможностей, способностей, интересов. Развивать у детей с девиантным поведением волевые качества, выполнять установленные нормы поведения, способствует совместная деятельность детей по выращиванию и уходу за растениями. Помочь ребенку видеть красоту родной природы. Воспитывать бережное отношение к природе. В группе стало традицией выращивать лук, петрушку, картофель и садовые цветы на подоконнике. Дети ухаживают, наблюдают, анализируют, радуются результатам своего труда. Ухаживая за растениями,  у детей формируются  волевые качества, снижается чувство тревожности, умение вежливо общения  между детьми.

     Актуальность: формирование у детей правильного представления о цветах посредством познавательно-исследовательской деятельности. способствующих формированию у них жизненных навыков, препятствующих возникновению девиантного поведения.

Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, какие бывают цветы и как за ними ухаживать.

Задачи: Познакомить детей с многообразием растительного мира.

       Формировать у детей  умение выращивать и ухаживать за садовыми цветами.

               Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.

        Формировать навыки исследовательской деятельности.

      Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих  работах.                    

  Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища,           искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).

           Воспитывать  у детей бережное отношение к природе.

          Вид проекта: групповой, долгосрочный (1 год).

         Участники проекта: воспитатель , дети, родители.

          Время реализации: 1 год.

                                                        Принципы

Индивидуального и дифференцированного подхода

Взаимодействия

Возрастной безопасности

Социальной безопасности

Самоорганизации и  саморегуляции и самовоспитания.

                                                Методы и приемы  

Наглядный

Словесный

Практический

Исследовательский

                               

                                               Формы работы с детьми    

Целевые прогулки

Чтение художественной литературы

Рассматривание открыток и фото с цветами

Составление творческих и описательных рассказов

Подвижные, пальчиковые игры.

Сюжетно-ролевые игры

Игровые обобщающие ситуации

 ИЗО деятельность

Моделирование и использование мимотаблиц.                                

 Результативность :

1. Дети самостоятельно наблюдают и замечают красоту растительного мира.

2. У детей сформирован познавательный интерес к природе, они умеют устанавливать причинно-следственные связи.

3. Сформированы трудовые умения и навыки по уходу за растениями, бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.

4. В непосредственно-образовательной деятельности (лепка, рисование, аппликация) пытаются изображать объекты природы — цветы.

5. Получение эмоциональной радости от результатов своего труда.

            Интеграция образовательных областей по задачам и содержанию

Уточнить и расширить знания о цветах

Познакомить со способом ухода за садовыми цветами в группе и в саду.

Знакомить с правилами безопасного поведения в работе с садовым инвентарем.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Побуждать детей рассказывать о своем восприятия  художественного  произведения.

Формировать умение вести себя в соответствии с нормами поведения.

Знакомить с играми и упражнениями с ознакомлением природы.

Развивать эстетическое восприятие красоты окружающего мира в музыке, рисунке, аппликации.

                               Новизна проекта

В радикальном  использовании  принципа интеграции образовательных областей в планировании и реализации мероприятий проекта по формированию у детей знаний и умений по уходу за цветами, воспитанию бережного отношения к природе.    

Содержание проектной деятельности учитывает особенности психического и физического развития детей способствует по формированию у детей с девиантным поведением умению управлять своими эмоциями через практическую деятельность  в коллективе детей и взрослых.      

                                             Этапы реализации проекта

                    Этапы

                     Формы реализации проекта

Сроки

  1. Подготовительный

Сбор художественной литературы о цветах (бархатцах) , подборка фотографий сортов бархатцев открыток с их изображением, картинок.

Подготовка  художественной литературы, стихотворений, загадок.

Подготовка методической литературы, игр

Приготовление необходимого  оборудования: контейнеры, земля, удобрения.

Пополнение развивающей среды

Привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта.

Консультация для родителей «

январь

  1. Основной (Практический ).

Познавательное развитие

1.Беседы: «Цветы на участке детского сада»

 «Как растут растения?»

 «Из чего можно вырастить растение»

 «Что необходимо для роста растений»

НОД « Семена бывают разные»

« Для чего нужны цветы»..

« Что такое сад на окне».

Дидактические игры:

«Угадай по описанию».

« Найди и опиши»

« Отгадай по загадке».

« Я садовником родился».

« Четвертый лишний».

« Сложи цветок»

Развитие речи

Упражнение « Назови части цветка»

Чтение рассказов о природе, заучивание стихотворений, работа с энциклопедиями.

Заучивание стихотворения Т. Давыдова « Бархатцы как маленькое солнышки …»

Составление рассказов совместно с родителями « цветы в моем саду»

Социально-коммуникативное развитие.

Сюжетно- ролевая  игра :

« Цветочный магазин».

«цветочная оранжерея»

Знакомство с работой садовника.

Дежурства в уголке природы и ухаживание за цветами на клумбе на участке .

Игры:

«Вылечи человека»

 «Собери букет садовых растений»

 «Если был бы я цветком»

Продуктивная деятельность

Посев бархатцев .

 Пересадка садовых цветов в индивидуальные стаканчики «домики»

 Уход за садовыми растениями.

Ведение индивидуальных дневников наблюдения за ростом и развитием садовых растений  Дышит ли растение?

 Влияние музыки на рост растения

 Реагирует ли растение на ласку?

 Свет в жизни растений

 Чудесный полив

 Растения теряют воду через испарения

Сбор семян

Художественно-эстетическое развитие

Рисование 

«Цветы на участке детского сада»

Лепка «бархатцы», «Фиалка»

 Моделирование из бумаги «Тюльпан»»

 Конструирование «Выкладывание цветов из мозаики»

 Аппликация «Красивый цветок»

Физическое развитие

Подвижные игры: « Садовник». Соберись в цветок».

Физкультминутка « Цветы», « Раз, два, три, выросли цветы».

Пальчиковая гимнастика « На лугу цветут цветы».

« Астры».  « Мы цветы в саду сажаем»

Работа с родителями

Консультация для родителей «

Подготовка клумб и  высадки рассады .

Составление рассказов совместно с детьми  « Цветы в нашем  саду».

Совместные поделки с детьми к конкурсу- выставки

 « Осенний вернисаж».

Январь-май

Сентябрь

Январь-октябрь

Сентябрь-май.

сентябрь

Май

сентябрь

Заключительный

 ( аналитический)

Обработка данных по итогам проекта.

Итоговая викторина « Я садовник», вручение детям удостоверение « Юный садовник».

Выход на новый проект « Овощи – мои друзья».

Май-сентябрь.

   В ходе реализации проекта мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. У детей появился интерес к изучению природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, В ходе экспериментальной деятельности у детей развивались и закреплялись такие важные качества как воображение и творческое и логическое мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Сдерживать и управлять негативными эмоциями. Дети стали относиться к друг другу внимательнее, соблюдать правила поведения в группе.  Взрослые (родители) стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации мероприятий группы.                       

                     Список используемой литературы:

Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой,

 П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.

 Е.А. Алябьева ―Тематические дни и недели в детском саду‖, ―Итоговые дни по лексическим темам‖ 2006 год.

 Л.А. Владимирская ―От осени до осени‖ 2004 год.

  А.И. Иванова ―Живая экология‖, ―Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.  

 А.В. Кочергина ―Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников‖ 2005 год.

С.Н. Николаева ―Юный эколог‖ 2002 год.

Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Огород на окошке"

Может быть полезна при реализации проекта "Огород на подоконнике"...

Презентация к проекту "Огород на окошке"

Презентация к проекту "Огород на окошке"...

проект "Огород на окошке" в средней группе

Приобщить детей к процессу познания и исследовательской деятельности.Развить творческие способности детей....

проект "Огород на окошке" в средней группе

Приобщить детей к процессу познания и исследовательской деятельности.Развить творческие способности детей....

Презентация на тему: " Цветы на окошке"

Презентация на тему: " Цветы на окошке"...

Совместное дело для семейного досуга "Цветы на окошке"

Совместное дело в технике аппликация "Цветы на окошке"...