Исследовательский проект в старшей группе «Удивительный мир часов»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гришина Галина Николаевна

Знание времени необходимо будущим школьникам. На основе времени планируется и регулируется их жизнь. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо научить детей узнавать время, пользоваться часами, знать основные временные интервалы и их последовательность. Умение дошкольников ориентироваться во времени развивает у них уверенность, самостоятельность, а в дальнейшем-умение планировать свою деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект в старшей группе

«Удивительный мир часов»

Для детей 5- 6 лет

Вид проекта -  Исследовательско-творческий

Продолжительность - среднепродолжительный (октябрь-ноябрь)

Участники -  дети 5- 6 лет

Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.

Задачи:

 - Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.  

 - Закрепить  знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

 - Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

Проблема, её актуальность

 Часы! Какая распространенная  и  всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись,   они с нами повсюду.  Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду  и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие -  квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине  не увезешь.    Как много значат в нашей жизни эти  маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все  часы…сколько было высказано предположений о том, какой  страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию.   Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям,  что сейчас трудно представить, но  когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями.  Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?»    Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или  смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта,  значит на дворе утро. Солнце прямо над головой?  Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей- они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли.  В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Часы».

Прогнозируемый результат реализации проекта

 - в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;

 - сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;

 - дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);

 - дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что  давным-давно были : солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.

 - используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;

 - разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности  по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.

Этапы работы над проектом

1 этап - подготовительный

Цель: Определить основные направления работы.

 - Систематизация материала по данному вопросу.

 - Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».

 - Изучение научной литературы по данному вопросу.

 - Подбор художественной, энциклопедической литературы.

 - Изготовление альбома «Виды часов».

 - Подготовить оборудование для изготовления водяных часов, огненных часов, цветочных часов.

 - Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.

 - Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.

 - Подбор материалов для проведения исследования.

 - Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

 - Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап- основной

Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

 - Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах».

 - Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».

 - Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы»  Мирошникова Ирина , «Стихи про часы и о времени».

 - Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».

 - Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».

 - Чтение познавательной литературы о различных видах часов.

 - Рассматривание иллюстраций часов.

 - Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.

 - Рисование часов. Дидактическая игра «Путешествие в страну часов»

 - Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»

 - Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).

 - Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире».

 НОД ОО «Социализация»  с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»

 - Создание презентации «Путешествие в прошлое часов»

 - Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов

 - Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).

 - Просьба принести для мини-музея группы «Часы» интересные экспонаты.

 - Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов).

3 этап- заключительный[/h3]

Цель: обобщение полученного опыта.

 - Создание мини- музея «Часы»

 - Создание коллекции современных часов, карманных часов.

 - Создание альбома «Часы»

 - Изготовление макетов цветочных часов, огненных часов, водяных часов.

 - Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».

 - Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.

 - Подборка энциклопедий «Часы».



Предварительный просмотр:

Исследовательский проект в старшей группе

«Удивительный мир часов»

Для детей 5- 6 лет

Вид проекта -  Исследовательско-творческий

Продолжительность - среднепродолжительный (октябрь-ноябрь)

Участники -  дети 5- 6 лет

Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.

Задачи:

 - Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.  

 - Закрепить  знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

 - Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

Проблема, её актуальность

 Часы! Какая распространенная  и  всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись,   они с нами повсюду.  Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду  и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие -  квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине  не увезешь.    Как много значат в нашей жизни эти  маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все  часы…сколько было высказано предположений о том, какой  страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию.   Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям,  что сейчас трудно представить, но  когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями.  Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?»    Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или  смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта,  значит на дворе утро. Солнце прямо над головой?  Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей- они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли.  В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Часы».

Прогнозируемый результат реализации проекта

 - в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;

 - сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;

 - дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);

 - дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что  давным-давно были : солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.

 - используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;

 - разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности  по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.

Этапы работы над проектом

1 этап - подготовительный

Цель: Определить основные направления работы.

 - Систематизация материала по данному вопросу.

 - Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».

 - Изучение научной литературы по данному вопросу.

 - Подбор художественной, энциклопедической литературы.

 - Изготовление альбома «Виды часов».

 - Подготовить оборудование для изготовления водяных часов, огненных часов, цветочных часов.

 - Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.

 - Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.

 - Подбор материалов для проведения исследования.

 - Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

 - Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап- основной

Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

 - Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах».

 - Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».

 - Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы»  Мирошникова Ирина , «Стихи про часы и о времени».

 - Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».

 - Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».

 - Чтение познавательной литературы о различных видах часов.

 - Рассматривание иллюстраций часов.

 - Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.

 - Рисование часов. Дидактическая игра «Путешествие в страну часов»

 - Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»

 - Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).

 - Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире».

 НОД ОО «Социализация»  с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»

 - Создание презентации «Путешествие в прошлое часов»

 - Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов

 - Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).

 - Просьба принести для мини-музея группы «Часы» интересные экспонаты.

 - Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов).

3 этап- заключительный[/h3]

Цель: обобщение полученного опыта.

 - Создание мини- музея «Часы»

 - Создание коллекции современных часов, карманных часов.

 - Создание альбома «Часы»

 - Изготовление макетов цветочных часов, огненных часов, водяных часов.

 - Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».

 - Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.

 - Подборка энциклопедий «Часы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект в подготовительной группе "Удивительный мир часов"

Часы! Какая распространенная и всем известная вещь. Без часов не обойтись они с нами по всюду.Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки. данный проект знакомит детей с историей возникновени...

Проект в старшей группе «Удивительный мир времени и часов»

laquo;Если время существует, то его можно увидеть».Цель проекта: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов. Обогащение представлений детей о часах, часовом механизме,...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Эта удивительная соль"

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Эта удивительная соль"...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Удивительный мир лягушек"

Вид проекта: познавательно-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный (1неделя)Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.Формы работы: познавательная, игровая,...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Эта удивительная соль»

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Эта удивительная соль»...

Исследовательско-творческий Проект в Подготовительной группе «Удивительный мир часов»

Исследовательско-творческийПроект в Подготовительной группе«Удивительный мир часов»...

Долгосрочный проект для детей старшей группы «Удивительный мир часов»

Цель: развитие интереса к истории возникновения различных видов часов, обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме....