Конспект занятия "Зима в картинах русских художников"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Познакомить детей с изображением зимы в картинах русских живописцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_v_kartinah_russkih_hudozhntkov.docx759.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОД познавательное развитие

 Тема: "Зима в картинах русских художников"

Цель: познакомить детей с картинами о зиме  русских художников.

Задачи:

- научить видеть красоту, находить изобразительные средства для передачи цвета. Воспитание чувства прекрасного;

- закрепить понятие термина "пейзаж", научить выделять пейзажи, находить их отличительные черты;

- развивать речь, наблюдательность, воображение, эмоционально-чувственное отношение к действительности.

- приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развить навыки логического мышления; расширить кругозор.

- Прививать любовь к природе.

- Формировать нравственно-эстетические переживания воспитанников на основе восприятия произведений музыки и живописи.

Оборудование: телевизор; репродукции картин (Васнецов А. "Зимний сон",

Юон К. "Волшебница-зима", Крымов Н. "Зимний пейзаж") , музыкальные записи П. Чайковский "Времена года. Зима", А. Вивальди «Зима»

Ход ОД

Воспитатель : Ребята, давайте подумаем, а может ли музыка рисовать? (Ответы детей)

А чем рисует музыка? (звуками)

Что можно нарисовать с помощью музыки? (настроение, природу, человека, чувство).

Прослушайте следующие произведения великого русского композитора П.Чайковского, и попробуйте решить, какое время года изобразил композитор?

П.Чайковский "Времена года. Декабрь. Январь. Февраль" "Зима" А. Вивальди

(портреты композиторов)

Почему вы так решили? Какое настроение передает эта музыка?

«Морозной гладью стелется дорога и человек иззябшими ногами спешит вперед, стуча зубами, надеясь, чтоб согреться хоть немного» А. Вивальди дети слушают музыку и сравнивают с музыкой Чайковского «Февраль».

Воспитатель: Зима всегда очень разная. На первый взгляд все одно и то же: снег, холод, мороз. Но, если приглядеться, то зима предстанет во всех красках: она и стылая, морозная, она и бурная, вьюжная, она и задорная, солнечная, веселая, она и мрачная, унылая.

И художникам удается передать не только красоту зимней природы, но и настроение, передать эмоции, которые вызывает зимняя погода.

Сегодня мы рассмотрим, как изображали зиму художники, какие приемы использовали.

Дети рассматривают репродукции картин. Воспитатель называет имя художника, название картины.

Васнецов А. "Зимний сон"

Юон К. "Волшебница-зима"

Крымов Н. "Зимний пейзаж"

Воспитатель. 1) Какая картина вам нравится больше? Почему? Какое настроение на ней запечатлено? (Ответы детей)

1) Расскажите, что вы видите на картинах? Что изображено? (природа, зима, снег, сугробы).

2) Можно ли эти картины назвать пейзажами? Почему?

3) Пейзаж – это только изображение природы, или можно рисовать и людей, животных? (да, можно)

4) А зачем добавлять изображения людей? Сравните картины Васнецова и Крымова. (Лучше передается настроение, эмоция)

5) К какой картине больше всего подходит стихотворение Ф.Тютчева:

Чародейкою – зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Картина “Зимний сон” создавалась художником Аполлинарием Васнецовым около шести лет. На этом почти сказочном пейзаже мы видим укрытые пушистым снегом сосны и ели. Весь лес будто укутан воздушным белоснежным одеялом и видит волшебные сны.

Живописец использовал множество оттенков белого, желтого и синего цветов, чтобы изобразить снег. Богатство цветовой палитры делает картину живой и гармоничной.

В левом нижнем углу начинается след от саней, которые ехали по направлению к деревне. Ее можно увидеть в дали, если проследить за следом от полозьев.

Этот зимний пейзаж выглядит очень выразительно и душевно. Даже тот, кто не любит зиму, сможет почувствовать трепетное отношение художника к этому времени года.

(Звучит музыка Чайковского «Декабрь»)

Воспитатель. Ребята, перед вами  картина Константина Фёдоровича Юона – «Волшебница-зима».

   Благодаря тому, что художник находится выше изображаемого участка, открывается широкая перспектива, позволяющая охватить немалую территорию с множеством двигающихся по ней людей и животных. Это придает холодному зимнему пейзажу динамику и определенную живость, делает его более интересным для зрителя, увеличивает количество объектов для рассматривания.

   Издалека можно подумать, что на полотне разбросана россыпь цветных точек на общем блеклом голубовато-белом фоне. Но это только первое впечатление. Стоит приблизиться, как становится заметно, что каждая «точка» на пейзаже живет своей собственной жизнью.

   Перед глазами зрителя разворачивается увлекательная картина жизни деревни зимой. В центре картины распадок между невысокими холмами, на верхних частях которых стоят немудреные деревянные домики. В самом низу морозы сковали льдом небольшой деревенский пруд, обсаженный деревьями. На нем резвятся местные ребятишки. Они с наслаждением катаются по его глади, а стоящие вокруг зеваки наблюдают за ними.

   Узкими протоптанными в снегу тропинками идут по своим делам люди, лошади тащат сани с грузом и седоками. На дальнем плане, у домов, резвятся лошади, радуясь свободе, а всадники двигаются по снегу мерным, спокойным шагом.

   На полотне нет выраженных теней, потому что солнце скрыто в легкой дымке. Деревья припорошены пушистым снегом, и лишь расположенные вдалеке ели и сосны являются более темными, насыщенными цветом пятнами на фоне бледных зимних красок.

Воспитатель. Перед нами картина известного русского художника-пейзажиста Н. П. Крымова "Зимний вечер". На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, можно испытать чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму.

Послушайте стихотворение И. Никитина о зимнем вечере:

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями.

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно - румян.

Вот уж веет прохладой ночною,

Грезит колос над узкой межою,

Месяц огненным шаром встает,

Красным заревом лес обдает.

- Что изображено на переднем плане картины?

 Ответы детей.

Воспитатель. Мы можем предположить, что картину художник писал с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности.

- Что изображено на заднем плане картины?

Ответы детей.

Воспитатель. Какое небо изобразил художник?

Ответы детей.

Воспитатель.

- Какие цвета использует художник в своей работе для изображения снега?

Ответы детей 

Итог занятия.

Что нового вы узнали сегодня?

Сможете ли вы теперь отличить пейзажи от других видов изобразительного искусства?

С какими художниками вы познакомились?

Выполнение практического  задания переносится на следующее занятие.

Подготовка к практической работе.

1) Вам предстоит нарисовать свой зимний пейзаж. Давайте подумаем, что именно вы будете рисовать? Только деревья и кусты? Или это будет изображение зимних забав? А может это будет одинокая березка, укутанная снегом?

Учащиеся выбирают предметы, которые будут изображены в их рисунках.

2) Какая зима вам больше нравится: грустная, мятежная, вьюжная или веселая, солнечная?

Именно оттого, какое настроение вы заложите в свою картину, зависит и выбор красок. Посмотрите, на картине Крымова краски сочные, теплые. Есть и зеленый, и красный, и розовый, и коричневый, и желтый. Какая богатая палитра! Поэтому и картина получается веселой. Какие краски вы выберете для своего пейзажа?

Ребята перечисляют, какие цвета будут использовать.

Итог занятия.  Выполнение практического задания

Дети рисуют пейзаж. В это время желательно включить музыкальное сопровождение.

Что нового вы узнали сегодня?

Сможете ли вы теперь отличить пейзажи от других видов изобразительного искусства?

С какими художниками вы познакомились?

Закончить пейзаж, выполнив его красками.



 

Рисунок1.jpg

Васнецов А. М.  «Зимний сон» (1908-1814)

Рисунок21.jpg

Юон К.  Ф. "Волшебница-зима" 1912

Рисунок17.jpg

Крымов Н. "Зимний день" 1913

Рисунок10.jpg

Шильдер А. Н. «Ручей в лесу» (1906)

 Рисунок16.jpg

Клевер Ю.Ю. « Зимний пейзаж» (1881)

Рисунок23.jpg

Шишкин И.И. «Первый снег» (1875)

Рисунок3.jpg

Шильдер А. Н. «Зимний  лес» (1904)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе. «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин».

Цель: Познакомить детей с картинами русских художников.Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. Закрепить умение отвечать на во...

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Конспект занятия по рисованию на тему " Весна в картинах русских художников"

Конспект занятия по рисованию. Тема: Весна в картинах русских художников. Цели: -Учить детей передавать в рисунке картины природы.-Упражнять в красивом расположении изображения н...

Занятие в старшей группе. «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин».

Цель: Познакомить детей с картинами русских художников. Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. Закрепить умение отвечать на вопрос...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе "Колокольный звон в картинах русского художника И. Левитана"

Тема: Виртуальная экскурсия в картинную галерею на выставку «Колокольный звон в картинах русского художника И. Левитана»...

Презентация "Весна на картинах русских художников и в стихах русских поэтов"

Весна на картинах русскиххудожников и в стихах русскихпоэтов...