Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы на тему: "Рассматривание репродукций картин русских художников"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Баракова Ирина Михайловна
    Ознакомление дошкольников с репродукциями картин русских художников: И.Э.Грабарь "Иней" и К.Ф.Юон "Русская зима"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon reprodukts.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: обогащение представлений  воспитанников о средствах выразительности пейзажной живописи в зимнее время года, воспитание эстетических чувств, связанных красотой природного мира.

    Задачи:

    • Познакомить воспитанников с репродукциями картин русских художников И.Э.Грабарь «Иней», К.Ф.Юона «Русская зима», способами передачи красоты природы и средствами выразительности художественного образа произведения.
    • Развивать диалогическую речь детей, точно и правильно подбирать слова. Развивать творческое воображение, совершенствовать у детей художественное восприятие, умение передавать своё эмоциональное отношение к образам, используя языковые  

                средства выразительности. Подводить детей к пониманию содержания репродукций        

                картин, обеспечить  целостность восприятия картины, расширять, уточнять и  

                активизировать словарь, развивать художественное восприятие.

    • Воспитывать чуткое эстетическое отношение к природе, интерес к произведениям живописи.

    Словарная работа: художники-живописцы, репродукция, иней, пушистый, серебристый, белый, голубоватый, лёгкий, лохматый, ослепительный, белизна, белая бахрома, пригорок, запорошенные снегом, словно серебром, снежная кайма, сонная тишина, настроение радостное, тихое, спокойное.

    Материалы:

    • Репродукции картин И.Э.Грабаря «Иней», К.Ф.Юона «Русская зима»
    • Музыкальные фрагменты из цикла «Времена года» П.И.Чайковского – «Декабрь».

    Воспитатель: Я для вас приготовила загадку, послушайте, пожалуйста, и отгадайте:

    «Тройка, тройка прилетела.

    Скакуны в той тройке белы.

    А в санях сидит царица –

    Белокоса, круглолица,

    Как махнула рукавом –

    Всё покрылось серебром» (зима)

    Воспитатель: Замечательно, Вы, наверное, догадываетесь, какое сейчас время года за окном?

    Воспитатель: Как красиво можно сказать о зиме? (красавица зима, зимушка-зима…)

    Воспитатель: А я вспомнила красивое описание зимы из стихотворения А.С.Пушкина:

    «Идёт волшебница зима.

    Пришла, рассыпалась: клоками

    Повисла на суках дубов;

    Легла волнистыми коврами

    Среди полей, вокруг холмов».

    Воспитатель: Это замечательное время года восхваляли в своих произведениях поэты, композиторы и художники. Сегодня я вам предлагаю познакомиться с репродукциями картин русских художников живописцев, которые изобразили зиму: Константина Фёдоровича Юона «Русская зима» и Игорь Иммануилович Грабарь «Иней» (дети подходят к репродукциям и рассматривают).

    Этими репродукциями картин я вам предлагаю полюбоваться утром. Сейчас мы их рассмотрим и поговорим, попробуем послушать и почувствовать их. Мне хотелось бы, чтобы ваши ответы были полными, предложения – красивыми. Какое впечатление они на вас произвели?

    Воспитатель: Давайте вспомним, чем репродукция отличается от картины? (репродукция – это уменьшенная копия картины, как фотография; подлинные картины находятся в художественных галереях, музеях). Молодцы, очень точно подметили.

    Воспитатель: Я забыла, где какая репродукция находится, помогите мне, пожалуйста, разобраться. Где художник Игорь Иммануилович Грабарь изобразил иней (справа или слева). Совершенно верно. А это репродукция картины Константина Фёдоровича Юона «Русская зима».

     /Закрываю картину бумагой/

    Воспитатель: Предлагаю внимательно рассмотреть репродукцию картины художника К.Ф Юона «Русская зима» с помощью подзорной трубы (тихий фон музыки П.И.Чайковского).

    Что красивого увидел художник и изобразил на картине? (окраину деревни, снег, царство снега, деревья, причудливо разукрашенные, принаряженные снегом, избушки на пригорке, детей, лошадок).

    Воспитатель: Что делает картину особенно нарядной? (Снег).

    Воспитатель: Как можно его описать, какой он? (белый, мягкий, пушистый, серебристый).

    Воспитатель: Опишите, что вы увидели на переднем плане картины? Используйте в своих предложениях красивые слова и выражения (Белым пушистым покрывалом покрыта вся земля. Ослепительная белизна радует глаз. Маленькие ёлочки-сестрички припорошены серебристым снежком. Художник изобразил ёлочки, стоящие в снегу и терпеливо ждущие весны. На пригорках величественно возвышаются снежные сугробы).

    /Вопросы, активизирующие детей: Как ещё можно сказать про них? Какие они? Чтобы ты хотел добавить? Что необычного ты увидел через волшебную трубу?

    Воспитатель: Как называются деревья, которые стоят рядом с ёлочками? (Берёзки)

    Воспитатель: Какие они? (Стройные, высокие, словно бахромой разукрашенные, одеты мягким пушистым снегом).

    Воспитатель: А, что ещё уловил ваш взгляд за берёзками? (Ель сквозь иней зеленеет.)

    Воспитатель: Какая она? (Такая, какой мы видим её на новогоднем празднике – царственная и нарядная).

    Воспитатель: Кто радуется на картине зиме? Чему они рады? (Они рады снегу, зиме).

    Воспитатель: И я вам предлагаю порадоваться, повторяйте за мной.

    Физкультминутка «Снег – снежок»

    Снег – снежок, Снег – снежок по дорожке стелется.

    (Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)

    Снег – снежок, Снег – снежок белая метелица.

    Снег – снежок, Снег – снежок замело дорожки.

    (Плавно качают руками вправо – влево)

    Снег – снежок, Снег – снежок тает на ладошке.

    (Поочерёдно вытягивают вперёд то правую, то левую руку).

    Мы налепим снежков, вместе поиграем.

    (Лепят снежки).

    /Открываю картину «Иней», а «Русская зима» - закрываю./

    Воспитатель: Давайте полюбуемся репродукцией картины И.И.Грабаря «Иней». Представьте, что мы очутились в сказочном волшебном лесу, где расцвели необыкновенные деревья.

    «Разукрасилась зима… На уборе бахрома

    Из прозрачных льдинок, звёздочек, снежинок.

    Вся в алмазах, жемчугах, в разноцветных огоньках.

    Льёт вокруг сиянье, шепчет заклинанье:

    «Лягте, мягкие снега, на леса и на луга,

    Тропы застелите, ветви опушите» .

                  М.Пожарова.

    Воспитатель: Какие деревья изобразил художник? (Берёзы, ели).

    Воспитатель: Как красиво можно описать увиденное? (ответы детей)

    Воспитатель: Очень красиво описали, молодцы! Вглядитесь, каждая тоненькая веточка покрыта снежным инеем и создаётся ощущение, что это сказочная бахрома – необыкновенной красоты – цветы. Опушённые инеем ажурные веточки берёз каскадом опускаются вниз.

    Воспитатель: Какой основной тон картины? (неяркий  розовато-сиреневый, розовато-голубоватый, холодный).

    Воспитатель: Почему художник выбрал такую гамму цветов? (это морозный ясный день).

    Воспитатель: Как вы догадались? Опишите небо (небо ярко-синее, чистое)

    Воспитатель: А вам приходилось в жизни видеть деревья, покрытые инеем? Какое настроение  вы испытывали? (радостное, праздничное, весёлое, торжественное).

    /Открываю обе картины/

    Воспитатель: Что похожего в этих картинах? Чем они отличаются?

    Воспитатель: Какое настроение передаётся в этих картинах? (радостное, тихое, спокойное)

    Игра «Волшебная шляпа: скажи то, что услышал»

    Воспитатель: Что можно услышать, любуясь этими картинами? (скрип снега, похрустывание, лай собак, радостные крики детей…)

    Игра «Хрустальная палочка: скажу, какие запахи ощущаю»

    Воспитатель: Какие запахи можно ощутить, глядя на эти картины? (морозный воздух, морозный ветер, пощипывание щёк, запах ели, снега, свежесть).

    Воспитатель: Сегодня мы познакомились с замечательными репродукциями картин русских художников, какими? (дети называют картины).

    Воспитатель: Очень красивые слова вы нашли при рассматривании репродукций картин о зиме. А хотелось бы вам попробовать самим изобразить зимний пейзаж? Чтобы вы изобразили в своих шедеврах о волшебнице-зиме?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Былины - кладезь народной мудрости. Илья Муромец - русский богатырь".

    Знакомство детей с былинным эпосом: его происхождением, авторством, содержанием. Знакомство с элементарными историческими сведениями об эпохе Древней Руси. Формирование представлений о некоторых аспек...

    «Берёза – русская красавица!» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы

    Приобщение детей к русской культуре, традициям и обычаям своего народа. Формировать представления детей о народном празднике, русском народном костюме, народных играх....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы «Сказочное путешествие».

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы «Сказочное путешествие»....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) с использованием сюжета русской народной сказки «Колобок»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) ...