Главные вкладки

    «Берёза – русская красавица!» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы
    план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

    Приобщение детей к русской культуре, традициям и обычаям своего народа. Формировать представления детей о народном празднике, русском народном костюме, народных играх.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zan_bereza.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКУ «Управление образования Администрации города Апатиты Мурманской области»

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 46

    «Берёза – русская красавица!»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы

    Апатиты

    Июнь 2013

    Конспект

    По теме: ««Берёза – русская красавица!»

    1. Расширить представление детей об окружающей среде, о неразрывной связи человека с природой, развивать у детей интерес к русской культуре, традициям и обычаям своего народа. Формировать представления детей о народном празднике, русском народном костюме, народных играх.
    2. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях развивающей среды. Развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.
    3. Способствовать формированию положительных эмоций и умению делиться.
    4. Учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

    Оборудование:
    Круг диаметром 80 см на подставке. В центре круга с одной стороны - изображение веселой березки, с другой стороны - изображение грустной березки. 10 съемных деталей-символов с рисунками «друзей» березки: птичка, солнце, гриб, чистая вода, дождевой червь, божья коровка и ее личинки, почва, умеренный ветер, ребенок, поливающий березка. 10 деталей-символов «вредителей» березки: личинка майского жука, тля, гусеница, загрязненная почва, ураган, жгучее солнце, гриб-губа, жук-листоед, грязная вода (загрязненная отходами производств), ребенок, ломающий веточки дерева.

    Два вырезанных из бумаги дерева, листья разных деревьев (вырезанных из зелёной бумаги); флажки, ленты, берёзовый веник, народные костюмы.

    Угощение- берёзовый сок.

    Ход занятия:

    Воспитатель:

    Вся в белое платье одета,

    В серёжках, в листве кружевной,

    Встречает горячее лето

    Она на опушке лесной.

       Вопрос: Какое дерево считается самым красивым в России?

    Звучит хороводная музыка. 

    В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, жила- была Берёзонька, белая да кудрявая, снегом покрытая, всем ветрам открытая.

    Спала она всю зимушку. Но вот пришла Весна - красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела. Проснулась Берёзонька. Проснулась, на тёплом ветерке прогнулась. Украсилась серёжками. Всем понравилась, на праздник направилась.

     Выходит Берёзка. Кланяется, здоровается. Приглашает всех быть активными на празднике.

    Ведущая: Мы берёзку привечаем,

                     Её рассказами встречаем!

    Елисей :Берёзка  простого рода. Ее батюшка – месяц ясный, он ночью мне светит. Ее матушка – красно солнышко, оно березку греет. Ее брат – соловей в лесу, он ей песни поёт. Сестра – ранняя заря, она росой березку питает. Раньше берёзовой  лучиной избу освещали. А в печи берёза жаром всех согревала! И в лапти всех обувала!

    И поныне соком березовым по весне угощаются!

    Своими почками да листочками березка людей лечит, в бане веничком парит. За это её называют деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Да и счастье человеческое ей знакомо… Ведь влюблённые часто под её ветвями соловьиные песни слушают да на звёзды любуются.

    Лера: Берёзка еще и прочная древесина, она шла на изготовление мебели, а из бересты делали украшения, обувь, посуду. В берестяных туесах мука не плесневела, а ягода хранилась долго и не кисла.

    Живёт берёза 100 – 120 лет.

    Даша: Берёза, русская берёза, русская красавица…Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью? Русской берёзе одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча Осени… А как удивительно хороша берёза летом в зелёном наряде! Свет, излучаемый ею , способен обогреть озябшую душу. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза.

     Ведущая: Мы берёзку привечаем,

                     Хороводом её встречаем!

    (общий хоровод под песню « Во поле берёза стояла»)

    Ведущая: Мы берёзку привечаем,

                     Её стихотворениями встречаем!

    Женя: Люблю берёзку русскую,

    То светлую, то грусную,

    В светлом сарафанчике,

    С платочками в карманчике,

    С красивыми застёжками,

    С зелёными сережками.

    Люблю берёзку русскую.

    Она всегда с подружками,

    Весною хороводится

    Под ветром долу клониться,

    И гнётся, но не ломится.

    Алиса: Если б дали березке расческу,

                Изменила б березка прическу.

                В речку, как в зеркало, глядя,

               Расчесала б кудрявые пряди.

               И вошло б у нее в привычку,

               По утрам заплетать косички.

    Алёна: БЕРЁЗА

    Берёза моя, берёзонька,

    Берёза моя славная, всем людям милая.

    Стоишь ты, берёзонька, на горочке,

    Освещаешься красным солнышком.

    На тебе, берёзонька, листья зелёные,

    А вокруг тебя ромашки белые.

    Как мы чтим тебя, восхищаемся.

    О тебе поём песни славные,

    Что нет на Руси краше дерева.

    Стася: Береза моя, березонька,

    Береза моя белая,

    Береза моя кудреватая!

    Стоишь ты, березонька

    Осередь долинушки.

    На тебе, березонька,

    Листья зелёные,

    Под тобой березонька.

    Трава шелковая

    Близ тебя, березонька

    Красны девушки

    В песни поют,

    Венок плетут.

    Тема: Береза - русская красавица!

    Царица ты среди лесов!

    Стоишь в зелено-белом платьице

    Весной под синью облаков.

    А летом ветер южный вкрадчиво

    С твоей листвой затеет спор,

    Тебя обнимет он обманчиво,

    Ведя лукавый разговор.

    Кира: На поляне, на пригорке,

    Под окном среди полей

    Белокорые березы –

    Символ Родины моей.

    Ты так мила мне, до любой росинки,

    В твоих просторах дремлет тишина.

    Березовая русская Россия –

    Ромашковая добрая страна.

     Ведущая: Девочки берёзку привечают,

                     Хороводом её встречают!  Хоровод девочек  с туесками.

     Ведущая: К нам на праздник пришла бабушка,

    Да не простая бабушка, бабушка- загадушка! Выходит бабушка.

    Бабушка: Я Бабушка- загадушка.

    Загадаю вам загадки,

    Вы ж скажите мне отгадки.

    загадки

    1. Разбежались по опушке

    В белых платьицах подружки.

    Не заботясь о погоде,

    В сарафане белом ходит.

    А в один из тёплых дней

    Май серёжки дарит ей.

    1. Дышит, растёт, а ходить не умеет. (растение)
    2. Весной веселит, летом холодит,

    Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

    1. На поляне девчонки

    В белых рубашонках.

    В зеленых полушалках. (Берёзы)

    1. Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)

    Молодцы вы ребятки, отгадали все загадки. А может кто из вас тоже знает загадки?

    Юля: Дом со всех сторон открыт,

    Он резною крышей крыт,

    Заходи в зеленый дом,

    Чудеса увидишь в нём.  (Лес)

    Даша: Что же это за девица?

    Ни швея, ни мастерица,

    Ничего сама не шьёт,

    А в иголках круглый год.

    Ксюша: Сидит- зеленеет,

    Летит- желтеет,

    Упадёт- почернеет. (лист)

    Алиса: Стоит красавица на поляне;

                 В белом сарафане, в зеленом полушалке. (берёза)

    Гриша: Весной зелена, летом загорела,

                Осенью красные кораллы одела. (рябина)

    Бабушка: Молодцы вы ребятки, знаете многие загадки. Ну, а нам пора прощаться и домой мне возвращаться.

    Ведущая: Мы берёзку привечаем,

                     И скорей её обнимаем. Игра « Кто быстрей обнимет берёзку»

    ( Мальчики делятся на две команды и наперегонки подбегают к Березе и обнимают её)

    Берёза: Молодцы детишки- девчонки и мальчишки.

    А у меня для вас есть одна игра вам понравится она.

    Вот стоят мои дочки,

     Ветер сорвал с них листочки

    Вы листочки отыщите

    И на место их верните!       ( дети находят березовые листья среди кленовых, рябиновых и т. д.)

    Берёза: Какие же вы все молодцы! Но у меня еще есть для вас «березовая викторина». Я задаю вопросы, вы ж скажите мне ответы.

     « Берёзовая викторина»:

           -На стволе берёзы ряд отверстий. Чья работа?

                ( Дятел весной пил берёзовый сок )

           - За что берёзу называют вестницей далёких эпох?

    (Когда не было бумаги, писали на бересте. Береста принесла нам вести о жизни людей XII-XIV в.)

            - Сколько лет живёт берёза?

                 ( 100 – 120 лет)

         - Как в народе еще называли березу?

                ( Преснец или бреснец, вьюнок, повитуха, бреза, повилка)

         - Какие породы берез растущих в России, ва знаете)              

             (Белая весёлка, болотная, глухая, карельская, каменная, кустовая, сланец, плакучая)

          - Какие есть грибы, чье название связано с березой?

            ( Подберезовик или березовик – съедобные, трут- несъедобный)

          - Что значит накормить берёзовой кашей?

           ( Похлестать, наказать)

    Берёза: -Какие же вы все умные, все знаете!!

    Есть у меня для вас еще одна игра вам понравится она. Становитесь скорее в круг! У меня есть березовый веник я иду по круги и считаю,  на ком остановлюсь Тот должен сказать какая я?

    Веник лечит, веник учит, напоминает, на ум- разум наставляет.

    Дети: Кудрявая, высокая, зелёная, русская, стройная и т. д.

    Берёза: Спасибо ребята. Будьте здоровы и веселы. И еще одна  игра вам понравится она. Называется она «Грустная и весёлая березка». (предлажить  ребенку выбрать деталь-символ, соотнести с «веселой» или «грустной» березкой, объяснить, как это влияет на березку и почему.
    Пример: «Это птичка, ее надо поместить рядом с веселой березкой, потому, что птичка поедает насекомых-вредителей, живущих в коре и под  корой березки». «Личинка майского жука. Ее надо поместить рядом с грустной березкой, потому что, личинка живет в почве и кормится корнями деревьев. От этого деревья чахнут и погибают».

    Берёза: Спасибо вам ребята все правильно сделали.  А теперь я вас хочу угостить берёзовым соком.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: "Пингвины на льдине"

    Разнообразен природный и животный мир нашей планеты! Северный полюс, Южный полюс, пустыня... Любите путешествовать? Тогда  - в  путь!...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Музыка в войне 1812 года"

    Предлагается  материал  для  непосредственно  образовательной  деятельности  на  неделю,  запланированный  на  каждый  день  недели.Предлага...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Былины - кладезь народной мудрости. Илья Муромец - русский богатырь".

    Знакомство детей с былинным эпосом: его происхождением, авторством, содержанием. Знакомство с элементарными историческими сведениями об эпохе Древней Руси. Формирование представлений о некоторых аспек...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы в образовательной области «Познание» Тема: «Сделай мир ярче»

      Было бы неправдой говорить, что проблема мусора является новой. Как-то в одной из телепередач о следах пребывания первобытных людей была показана гора мусора длинной несколько десятков м...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) «Осторожно – электроприборы»

    - Закрепить у детей представление об электроприборах, об их назначении  для людей, о  правилах пользования ими;- повторить правила действия во время пожара;- повторить единый номер служ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (аппликация) тема: «Бабочка»

    Образовательная область: познавательное и художественно-эстетическое развитие.Вид деятельности: непосредственно-образовательное.Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: становление эст...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе с использованием личностно-ориентированной, игровой и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Путешествие по математическим станциям». Образовательная область

    Программное содержание: Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Цели...