Тематический досуг "Путешествие на Северный полюс"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Тематический досуг  для детей  старшего дошкольного возраста с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Конспект тематического досуга по ознакомлению с окружающим миром

                                             Тема: «Путешествие на Северный полюс»

Цель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить знания детей по лексическим темам: «Зима», Зимние виды спорта», «Животные севера»;

- практиковать в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, в употреблении в речи существительных множественного числа именительного падежа, образовании сложных слов (оленевод, собаковод, снегопад), образовании причастий (блестящий, сверкающий, сияющий).

- закреплять знания детей об изученных буквах, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза слов, слогового анализа слов.

2. Развивающие:

- развивать у детей зрительную память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, воображение, общую и мелкую моторику;

3. Воспитательные:

- воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи, инициативность;

- создавать положительный эмоциональный настрой на работу.

Оборудование: мультимедийная система, презентация (слайды), карточки с изображением символов цвета и формы и соответствующими предметами; олимпийский факел; глобус; 2 мольберта, буквы, предметные картинки: Чебурашка, чемодан, утка, крот, автобус, обруч, разноцветные пластмассовые камешки, цифры от1 до 5; коробка, деревянные палочки; карточки-схемы ледокола; «льдинки с изображением гласных и согласных букв; игрушки: белый медведь, морж.

                                                        Ход образовательной деятельности

Введение в игровую ситуацию.

Дефектолог. В нашей стране, в городе Сочи проходили Зимние олимпийские игры. (Слайд «Олимпийские игры в Сочи-2014») Олимпийский факел побывал уже во многих уголках нашей страны и даже в космосе. Но представляете, кто-то его похитил и спрятал на Северном полюсе. Без факела следующие олимпийские игры не смогут состояться. Давайте поможем его найти.

Упражнение «Доброе утро!»

Дефектолог. Чтобы путешествие прошло успешно, нам нужно быть дружными, здоровыми и веселыми. Давайте вспомним нашу разминку:

                             Доброе утро!   (Поворачиваются друг к другу)

                             Улыбнись скорее!  (Разводят руки в стороны)

                             И сегодня весь день (Хлопают в ладоши)

                             Будет веселее.

                             Мы погладим лобик, (Выполняют движения по тексту)

                             Носик и щечки,

                             Будем мы красивыми, (Постепенно поднимают руки вверх, выполняя «фонарики»)

                             Как в саду цветочки!

                             Разотрем ладошки (Движения по тексту)

                             Сильнее, сильнее!

                             А теперь похлопаем

                             Смелее, смелее!

                             Ушки мы теперь потрем

                             И здоровье сбережем.

                             Улыбнемся снова,

                             Будьте все здоровы!  (Разводят руки в стороны

 

Игры и упражнения

Игра «Приметы зимы»

Дефектолог. Северный полюс находится очень далеко. Посмотрите на глобус. Там очень холодно, всегда зима. Прежде чем отправимся в путешествие, давайте вспомним приметы зимы.

Дети называют, чем зима отличается от других времен года.

Игра «Найди себе пару»

Дефектолог. Итак, отправляемся в путь. (Слайд «Самолет»). Сначала мы отправимся в путешествие на самолете, но для этого нужно получить билет. (Дети подходят к столу, на котором находятся «билеты» на самолет- карточки с изображенными на них символами цвета и формы и соответствующими предметами)

В каждом ряду будут сидеть 2 человека, поэтому нужно внимательно рассмотреть свою карточку и найти соответствующую ей у другого ребенка.

Игра «Что мы наденем»

Дефектолог. Вот мы и в самолете. Мы с собой взяли очень много разной одежды. (Слайды «Одежда, обувь, головные уборы»). Давайте выберем только ту, которая нам пригодиться на Северном полюсе. Не забудьте, что там очень холодно! (Дети в парах договариваются, какой предмет одежды они выберут). Договаривайтесь вместе, что вы наденете, когда попадете на Северный полюс.

Дети составляют предложение по образцу:

- Мы наденем шерстяные варежки.

- Мы наденем теплые куртки.

- Мы наденем пуховые шапки.

- Мы наденем толстые свитера.

- Мы наденем шерстяные шарфы.

- Мы наденем теплые валенки.

- Мы наденем меховые сапоги. И т. д.

Дефектолог. Пока все называли, какую одежду они хотят надеть, я забыла, что нужно приготовить Насте и Мише.

Дети вспоминают, какие вещи кому нужны и проговаривают: «Насте и Мише нужны теплые куртки» и т.

Речевое упражнение с движением «Самолет»

- Итак, теплую одежду мы приготовили. Отправляемся в полет.

Вот мотор включился,                 (Вращательные движения руками)

Пропеллер закружился.              

К облакам поднялись.                  (Разведение рук в стороны)

И шасси убрались.                       (Опускание рук.)

Наш самолет приземлился.

Игра «Составь слово»

Дефектолог. Ребята, мы с вами оказались на Севере нашей страны. («Слайд «Север»)

Здесь нас встречает коренной житель, а как его зовут, вы узнаете, если выполните одно задание.

Дети определяют первый звук в названии каждой картинки. (Чебурашка, утка, крот, Чемодан, автобус), ставят на мольберт нужную букву и читают слово: ЧУКЧА.

- Нас встречает чукча. (Слайд «Чукча, чум»). Он живет на Севере нашей страны в чуме.

Игра «Костер»

Дефектолог. На Севере очень холодно. Чтобы не замерзнуть, чукчи разводят костер и греются. Давайте тоже погреемся вместе с ними. Вставайте вокруг «костра» и выполняйте то, что я скажу. По команде «Жарко!» вы должны отодвинуться от «костра»; по команде «Руки замерзли!»- протянуть руки к «костру»; по команде «Ой, какой большой костер!»- махать руками; по команде «Искры полетели!»- хлопать в ладоши; по команде «Костер принес дружбу и веселье!»- взяться за руки и ходить вокруг «костра».

Дети встают вокруг обруча («костра») и выполняют соответствующую команду педагога.

Дефектолог. Мы согрелись и отправляемся дальше. Наш чукча разводит собак, у него их очень много. Как мы его назовем? (Собаковод). Он очень хочет, чтобы мы нашли олимпийский факел, и дает нам сани и собачью упряжку. Рассаживайтесь в сани, отправляемся в путь. (Слайд «Собачья упряжка»)

По снежку на санках дети

Мчатся с горки, словно ветер

Кто боится свалиться

Пусть на санки не садится.

                                    Ю. Гарей

Дети по кругу бегут друг за другом, держа за руки ребенка («собаку»), который бежит впереди.

Игра «Дополни ряд»

- Пока мы свами катались на санках, вместе со снегом улетели некоторые картинки. Давайте их вернем. Подумайте и назовите, какой картинки не хватает?

- Северный олень, морж, тюлень, белый медведь.

- Карликовая березка, полярная ива, лишайники, мох ягель.

- Шуба, шапка, сапоги, варежки.

Игра «Построй дорожку»

Дефектолог. Посмотрите, снегопад закончился. (Слайд «Северное сияние»). Как стало красиво вокруг! Что это? (Северное сияние)

- Давайте подберем слова-признаки: северное сияние какое? (Разноцветное, красивое, сияющее, сверкающее, блестящее). Северное сияние отражается в кристаллах льда, и они становятся разноцветными.

- Посмотрите, какие дорожки получились из льдинок. (Слайд «Разноцветные дорожки») У каждой дорожки есть свой номер. Такие же номера есть и у вас. Каждый из вас будет строить дорожку под своим номером.

Дети выбирают пластмассовые камешки нужного цвета и выкладывают их в соответствии с образцом на экране.

Игра «Накорми оленей»

Дефектолог. Ребята, мы с вами добрались еще до одного коренного жителя. Это эскимос, он разводит оленей. Как мы его назовем? (Оленевод). (Слайд «Эскимосы») Наши собаки устали, Оленевод предлагает нам отправиться дальше на оленьих упряжках. Но сначала он просит поиграть с ним и накормить оленей. Оленевод тоже любит спорт. Он просит вспомнить, какие зимние виды спорта мы знаем, и помочь ему разложить сено для оленей. Сколько в слове слогов, столько соломинок мы должны положить в кормушку оленя.

Зимние виды спорта: биатлон, бобслей, скелетон, фристайл, керлинг, сноуборд, хоккей. (Слайд «Зимние виды спорта»).

Дети смотрят на картинки, считают количество слогов в названии зимнего вида спорта и кладут нужное количество «соломинок» (деревянных палочек) в коробку.

- Итак, отправляемся дальше.

Кто без компаса и карты

Мчится в тундре, тянет нарты        (Дети бегут по ковру, имитируя движения оленей)

В ночь полярную и вдень?

Это – северный олень.    

Игра «Построим ледокол»

Дефектолог. Ну вот, земля закончилась. Дальше начинается Северный ледовитый океан. (Слайд «Северный Ледовитый океан»). Олени дальше не пройдут. Нам нужен другой транспорт. Какой? (Ледокол). Нам нужно выбрать самый надежный корабль. Рассмотрите схемы ледоколов в первом ряду, сравните их между собой и определите, чем каждая последующая схема отличается от предыдущей. Продолжите это ряд с помощью карточек, которые находятся во втором ряду (на каждой последующей схеме в первом ряду добавляется по одной детали).

Игра «Разложи буквы»    

Дефектолог. Ледокол, когда прокладывает путь, ломает даже очень толстый лед. (Слайд «Ледокол»). Льдинки разлетаются в разные стороны. Посмотрите на них. Давайте их разложим на 2 крупные льдинки. На льдину, где сидит морж, положим «льдинки» с согласными буквами.

А вот и наш олимпийский факел. Теперь будущие олимпиады точно состоятся.

Возвращения из путешествия

Дефектолог. Нам пора возвращаться в детский сад. Мы вернемся в него с помощью нашего глобуса. Он очень маленький, но мы все должны дотронуться до него, чтобы никто не остался на Северном полюсе. Будьте дружными, помогите друг другу коснуться глобуса хотя бы пальчиком.

                                                               

                                                                Давайте глобуса коснемся

                                                                И в детский садик все вернемся.

Дефектолог. Вот мы и вернулись в детский сад. (Слайд «Солнышко»). Где мы с вами побывали? Какие знания помогли нам вернуть олимпийский факел?                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие на Северный полюс.

Занятие по развитию речи для детей старшей группы. На занятии знакомим детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формируем у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодейс...

Путешествие на Северный полюс.

Занятие по развитию речи для детей старшей группы. На занятии знакомим детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формируем у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодейс...

"Северный полюс"

Сценарий развлечения на воде...

"Путешествие на Северный полюс"

дать представление об обитателях северного полюса, их внешнем виде, образе жизни.«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»....

Конспект итогового интегрированного тематического мероприятия по теме «Удивительные места нашей планеты» для старшей группы. «Гостеприимный северный полюс»

Закрепление материала о животных Севера, применение полученных знаний в предметно-практической и игровой деятельности....

Конспект ООД для детей средней группы «Путешествие на Северный полюс к северным животным»

Конспект ООД для детей средней группы«Путешествие на Северный полюс к северным животным»Задачи:• образовательные: закрепить знания детей о животных севера. Закреплять, уточнять з...