"Кейс технологии в экологическом воспитании младших дошкольников"
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Пшеничная Ольга Эдуардовна

Одной из эффективных педагогических технологий, нацеленных на результативность обучения воспитанников, является кейс - технология.

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Главное её предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_tehnologiya_v_ekologicheskom_vospitanii.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

«КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ»

        

Исходя из того, что в свете внедрения ФГОС необходимо сформировать совокупность «универсальных учебных действий» перед нами, как педагогами, стоит важная задача не только научить детей воспринимать программный материал в процессе игры, творчества, тесного взаимодействия с другими воспитанниками, а заинтересовать их, мотивировать на  получение определённого объёма знаний. Мы не даём дошкольникам знания в завершённом виде, не зачитываем им лекций, нотаций, а мотивируем детей к определённым выводам, к открытиям, которые ребёнок должен сделать сам.

Одной из эффективных педагогических технологий, нацеленных на результативность обучения воспитанников, является кейс - технология.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Главное её предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Для чего нужен кейс?

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Кейс-метод - это рассмотрение и оценка реальной ситуации. Он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.

Кейс - технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.

Почти все способы реализации кейс-технологии связаны с проблемным обучением. Можно использовать кейс для проведения эвристической беседы с воспитанниками, прогнозирования, в качестве проблемной ситуации. 

В своей работе с младшими дошкольниками я использую три вида кейсов:

- кейс – текстовая информация, представленная в устном изложении (это могут быть различные отрывки литературных произведений, например, очень хорошо подходят короткие рассказы о природе М. Пришвина, Г.Скребицкого, В. Бианки, К. Паустовского, стихи о природе и т.д.);

- кейс – иллюстрация (специально подобранные картинки, имеющие многоплановый сюжет или драматическую неоднозначную ситуацию).

Примеры тем «Кейс - иллюстрации»: «В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно», «Не торопись забрать птенца. Обдумай действия до конца», «Мир украшают деревья, цветы. Помни - беречь их всегда должен ты», «Правильно ли ведет себя ребёнок в природе?»

Экологическая кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации в природе, экологии.

Целью работы с ней является разбор сути экологической проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Рассматривая иллюстрации, ребята обсуждают полученную информацию, рассуждают, учатся предполагать и строить на основе этого прогноз.

Такие кейс – иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают нравственные чувства и экологическую культуру. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей к экологическим проблемам;

- кейс – аудио- или видео – материал (это могут быть отрывки из мультфильмов или даже детских песенок). Дети очень любят мультфильмы, и это отличный повод рассказать им о сортировке мусора, экономии воды и других важных темах.        Полина Гарцева в блоге «Чистых игр» собрала подборку советских мультфильмов о живой природе и экологических проблемах. Также для младших дошкольников доступна подборка серий экологического содержания из мультфильма «Смешарики».

Кейс как педагогическая технология предполагает использование различных средств:

- социальные и естественно - научные проблемные ситуации; 

- словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;

- фантазийные ситуации и нелепицы;

- фото- и видеоролики;         

- объекты и явления окружающей действительности.

Диалог с детьми должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже самый фантастический. Важно научить дошкольников аргументировать своё мнение и из большого количества идей выбирать уместные и актуальные.

Использовать кейсы возможно в следующих формах:

1) Как составную часть ОД экологического цикла,

2) Как форму работы, реализуемую в рамках совместной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах. В таком случае использование кейсов может быть рассмотрено как культурная практика, как способ включения детей в творческий процесс по познанию культурной реальности. В этом случае знакомство с кейсами организуется во второй половине дня, планируется в подходящее время.

3) Как часть проекта по формированию экологического сознания

Кейс - технология помогает формировать у детей:

• устойчивые знания о природе и существующих в ней взаимосвязей;

• бережного отношения к природе;

• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

• эмоциональной отзывчивости к живой природе;

• положительных эстетических ощущений от любования природой;

• умений познавать особенности окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование метода кейс технологии в экологическом образовании старших дошкольников"

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных тем на сегодняшний день является использование кейс-технологий в до...

Кейс-технологии по экологическому воспитанию дошкольников

Кейс-технологии по экологическому воспитанию дошкольников...

Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...

"Использование кейс-технологии в экологическом воспитании младших дошкольников".

Что такое «кейс»?«Кейс» –это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию: для принятия решения; разрешения конфликта или проблемы, которая может быт...

Опыт работы по кейс-технологии в экологическом воспитании дошкольников «Что будет если вырубить лес?»

Современное общество ставит перед педагогами ДОУ задачу воспитания дошкольника, способного самостоятельно добывать знания и применять их на практике. В связи с этим необходима такая организация учебно...

Презентация "Использование кейс-технологий в экологическом воспитании дошкольников"

Из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников. Использование кейс-технологий в экологическом воспитании дошкольников....