Презентация "Применение кейс - технологии в экологическом воспитании дошкольников"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Городкова Анастасия Игоревна

Применение кейс - технологии в работе с дошкольниками по экологическому воспитанию становится эффективным инструментом, который помогает не только объяснить сложные процессы, но и развить критическое мышление и творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение кейс – технологии в экологическом воспитании дошкольников Подготовила :Городкова А. И.

Слайд 2

Актуальность данной темы обусловлена множеством факторов, связанных с современными вызовами в сфере экологического воспитания и образования. Согласно исследованиям, проведенным различными научными организациями , распространенность экологической безграмотности достигает угрожающих цифр, что подчеркивает важность внедрения инновационных образовательных подходов. В этом контексте кейс – технология представляет собой эффективный инструмент, способствующий активному обучению и вовлечению детей в процесс осознания их роли в охране окружающей среды. Применение кейс - технологий в работе с дошкольниками по экологическому воспитанию становится эффективным инструментом, который помогает не только объяснять сложные процессы, но и развивать критическое мышление и творческие способности детей.

Слайд 3

Понятие кейс - технология Кейс-технология — это метод обучения, основанный на анализе конкретных ситуаций (кейсов), которые требуют выявления проблемы и поиска путей ее решения. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а так же умение работать с информацией. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Кейс - технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога .

Слайд 4

Преимущества кейс - технологии в экологическом воспитании дошкольников Активное вовлечение; Развитие критического мышления; Стимулирование креативности ; Взаимодействие в группе.

Слайд 5

Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Слайд 6

Кейс - технология помогает формировать у детей: • устойчивые знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей; • бережного отношения к природе; • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»; • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений; • эмоциональной отзывчивости к живой природе; • положительных эстетических ощущений от любования природой; • умений познавать особенности окружающего мира.

Слайд 7

Практическое применение кейс-метода в экологическом воспитании может включать следующие аспекты: 1. Создание условий для активного исследования Пример: Организация "экологических исследований" на территории детского сада. Воспитатели могут предложить детям исследовать местные растения и животных, обнаруживать экологические проблемы (например, мусор на территории) и предлагать возможные решения. 2. Использование реальных ситуаций Пример: Рассмотрение конкретного случая загрязнения в природе (например, реальный или вымышленный случай загрязнения реки). Дети могут обсуждать возможные причины, последствия и предлагать свои идеи по предотвращению подобных проблем в будущем. 3. Игровые кейсы Пример: Игровой кейс "Спасем планету". Воспитатели могут создать ситуацию, в которой дети представляют себя защитниками природы. Им может быть предложено придумать акции по очистке зон отдыха или садоводческие проекты. Они работают в группах, обсуждают и представляют свои идеи.

Слайд 8

4. Развитие командного сотрудничества Кейс-метод часто применяется в групповых обсуждениях, что способствует развитию коммуникации и взаимодействия между детьми. Это можно реализовать через сценарии проблем, требующие совместного решения. 5. Интеграция различных предметных областей Кейс-метод может быть успешно интегрирован в другие области учебной деятельности. Например, создавая "Зеленый город", дети одновременно учатся основам математики (расчет количества растений), искусства (создание плакатов о своем городе) и литературы (подготовка сказок или рассказов о его обитателях). 6. Применение современных технологий С помощью технических средств можно создать кейсы на основе видео, фотографий и интерактивных материалов. Например, с использованием мультимедийных презентаций, где дети могут видеть проблемы экологии на реальных примерах и обсуждать пути их решения. 7. Оценка и рефлексия После выполнения кейсов важно предоставить детям возможность оценить ход своей работы и результаты. Это может быть сделано через обсуждение, с использованием рисунков или театрализованных представлений о своих действиях и выводах.

Слайд 9

В дошкольном детстве при формировании экологических знаний можно рекомендовать использование практических кейсов, среди которых выделяют следующие формы: Кейс – иллюстрация; Технология «Фото – кейс»; Кейс – диспут; Кейс – прогнозирование; Кейс – вариации и догадки.

Слайд 10

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде. Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался.

Слайд 11

Рассмотрим пример кейс - иллюстрации Переходим к решению ситуации по этапам : Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её. – сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации. Что не правильно делает ребенок? (Мальчик поймал бабочку и закрыл ее в банке) Второй этап – К чему это приведет? (Бабочки если исчезнут, то цветы не смогут образовывать семена. Земля без цветов будет голая) Третий этап – Как правильно поступить в этой ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации. (Отпустить бабочку) Четвертый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (Не ловит бабочек, а просто созидать).

Слайд 12

Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации. В «фото – кейс» входит: 1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему. 2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий. 3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Слайд 13

Кейс- диспут - направлен на умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог; умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон. Кейс: "Чистый двор или игровая площадка?" Ситуация: В детском саду решили благоустроить территорию. Часть детей предлагает посадить цветы и деревья, а другая часть хочет построить новую игровую площадку. Диспут: Обсудите, что важнее – озеленение территории или создание новых игровых зон. Какие плюсы и минусы у каждого из предложений? Кейс: "Сортировка мусора дома" Ситуация: Воспитатель рассказывает детям о важности сортировки мусора. Диспут: Почему важно сортировать мусор? Какие предметы можно переработать и как это помогает природе?

Слайд 14

Кейс- прогнозирование - направлен на умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию; умение строить логические и обоснованные прогнозы; умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности; развитие критического мышления; умение включаться в коллективное решение сложных задач. Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинках. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках всё самое-самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась: «Как было бы здорово, если бы было вечно лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!». Вопрос для детей : представьте себе, что желание девочки сбылось. Будет ли это здорово? Комментарий : педагог по ходу рассказа использует восторженный тон, чтобы мнения детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это здорово и красиво, воспитатель побуждает всерьёз задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.

Слайд 15

Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами . Применяются следующие кейсы: 1. Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачок, шмель, плачущий малыш) ; 2. Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в лес – ведь сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых, до остаться одному в лесу и заблудиться, не потушенный костер. 3. Метод дискуссий «Хорошо-плохо» .

Слайд 16

По каждому кейсу работа организована по четырем этапам. Этапы работы с кейсами: Предъявление материала. Педагог показывает содержимое кейса, зачитывает текст, подает вводный рассказ, чтобы погрузить детей в проблемное поле. 2. Анализ. Выявление причинно – следственных связей, условий, влияний. Используются такие вопросы, как «почему это могло случиться?, «почему так произошло?». Поиск решений. Дети ищут верные решения проблемы, способы выхода из ситуации, а также варианты предупреждения возникновения проблемных ситуаций. Вербализация. Коллективное творческое решение, формулирование правила на основе пережитого обсуждения, опыта , фиксирование правила в виде символа.

Слайд 17

Для успешного внедрения кейс - технологии важно учитывать несколько аспектов: 1. Подготовка воспитателей: Воспитатели должны быть подготовлены к использованию кейс-метода, понимать его принципы и быть готовы к активному взаимодействию с детьми. 2. Создание комфортной среды: Необходимо создать доверительную атмосферу, где дети смогут свободно выражать свои мысли и идеи, не боясь критики. 3. Интеграция с другими методами: Важно сочетать кейс-технологию с другими методами и подходами в образовании для создания комплексного восприятия темы.

Слайд 18

Заключение Применение кейс - технологии в образовательном процессе дошкольных учреждений представляет собой инновационный подход, который позволяет эффективно учитывать особенности восприятия детей, развивать их критическое мышление, креативность и социальные навыки. В условиях нарастающих экологических проблем такая форма работы является не только актуальной, но и необходимой для формирования у детей ответственного отношения к окружающей среде. Обучая детей решать реальные экологические проблемы.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-технологии по экологическому воспитанию дошкольников

Кейс-технологии по экологическому воспитанию дошкольников...

"Кейс технологии в экологическом воспитании младших дошкольников"

Одной из эффективных педагогических технологий, нацеленных на результативность обучения воспитанников, является кейс - технология.Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного слу...

"Использование кейс-технологии в экологическом воспитании младших дошкольников".

Что такое «кейс»?«Кейс» –это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию: для принятия решения; разрешения конфликта или проблемы, которая может быт...

Опыт работы по кейс-технологии в экологическом воспитании дошкольников «Что будет если вырубить лес?»

Современное общество ставит перед педагогами ДОУ задачу воспитания дошкольника, способного самостоятельно добывать знания и применять их на практике. В связи с этим необходима такая организация учебно...

Презентация "Использование кейс-технологий в экологическом воспитании дошкольников"

Из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников. Использование кейс-технологий в экологическом воспитании дошкольников....

" Использование Кейс-технологии в экологическом воспитании дошкольников"

laquo;Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»...

Кейс- технологии в экологическом воспитании детей с ОВЗ

laquo;Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»...