Эколого-краеведческий проект «Мой любимый город»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Юрьева Елена Александровна

Проект «Мой любимый город» имеет эколого-краеведческую и духовно-нравственную направленность. Проект «Мой любимый город» актуален, так как в ходе реализации данного проекта участники познакомились с историей возникновения и становления г. Железногорска, его архитектурными сооружениями, узнали много нового о курской земле, где родились. Наш город молодой, но с каждым годом он становится все краше и краше. Появляются спортивные комплексы, новые микрорайоны, высаживаются молодые деревья в скверах и парках. Мы тоже не захотели оставаться в стороне и решили посвятить данный проект родному городу, его традициям, истории, памятным местам. И наша задача помочь узнать, чем красив и богат наш город, который носит такое гордое имя - Железногорск.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Эколого-краеведческий проект «Мой любимый город»

Проект «Мой любимый город»  имеет эколого-краеведческую и духовно-нравственную направленность.

 Проект «Мой любимый город» актуален, так как в ходе реализации данного проекта участники познакомились с историей возникновения и становления г. Железногорска, его архитектурными сооружениями, узнали много нового о курской земле, где родились.

      Цель данного проекта: Формирование у детей чувства любви, патриотизма к своей малой родине, городу.

      Задачи, которые были поставлены в ходе реализации проекта:

  • Формировать интерес к прошлому и настоящему своего города.
  • Расширять представления о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
  • Воспитывать гордость за свою национальную принадлежность, за богатство своей национальной культуры, уважение к её символике, стимулирование желания  принимать  активное (посильное) участие в жизнедеятельности своего города.
  • Развивать чувства патриотизма толерантности.
  • Обогащать речь дошкольников через знакомство с народным фольклором курского края.

Наш город молодой, но с каждым годом он становится все краше и краше. Появляются спортивные комплексы, новые микрорайоны, высаживаются молодые деревья в скверах и парках.

     Мы тоже не  захотели оставаться в стороне и решили посвятить данный проект родному городу, его традициям, истории, памятным местам.

И наша задача помочь узнать, чем красив и богат наш город, который носит такое гордое имя- Железногорск.

 Анализ педагогической ситуации в нашем ДОУ показал, что у 80% детей был недостаточный уровень знания  о своём городе, истории его создания, о достопримечательностях (памятники Первостроителям и горнякам-первопроходцам, Первой руде, Экскаваторному ковшу, Памятный знак в честь Михайловского партизанского отряда) путались, практически не знали знаменитых людей своего города (Кемайкин Фрол Сергеевич, Волкова Екатерина Геннадьевна, Нина Войтенок, Валерий Васильев, Александр Гаплевский, Федор Проценко).

Проект эколого-краеведческого направления «Мой любимый город» был реализован и  включал 4 аспекта:

  • природоведческий,
  • исторический,
  • народоведческий,
  • современный.

Новизна проекта, заключается в гибком сочетании технологии проектно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ-технологий, обеспечении взаимодействия и налаживания контакта с социальными партнерами.

Проект был реализован в течение года в старших дошкольных группах в рамках  апробационной парциальной программы духовно-нравственной культуры «Мир - прекрасное творение» авторы О.С. Ильина, В.М. Меньшиков и программы «От рождения до школы»  Н.Е. Вераксы.

Разработанное тематическое планирование способствовало эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, помогло установить взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в нём. Все темы были связаны между собой логически и вместе представляли  целостную  картину  сведений о родном городе.

Большая роль в реализации проекта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми и их родителями.

     Ознакомление детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в процессе экскурсий, целевых прогулок, игр, выставок фотографий, репродукций, рисунков, посвящённых родному городу, а также в процессе встреч со знаменитыми жителями родного города, праздников, посвященных знаменательным датам в жизни родного города, однако основной формой ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом являются тематические занятия.

      В процессе занятий, бесед по ознакомлению дошкольников с родным городом использовались разнообразные средства и методы. Тематика мероприятий была очень разнообразная: это телепередача «По историческим местам нашего города»,  «Туристическое агентство», мастер-класс «Народные умельцы», «Чудо природы», виртуальные экскурсии «По улицам города», «Люди Черноземья», «Михайловский ГОК», викторины «Знатоки города», «Умники и умницы» и т.д.

     Для свободного доступа, чтобы  самостоятельно дошкольники пополняли знания о родном городе, разместили в уголке фотографии, иллюстрации, библиотеку книг о городе, подборку дидактических игр, наборы открыток с видами города в наши дни и более ранние годы.

Знания, полученные во время экскурсий и бесед, сюжетных игр закрепляли в продуктивной  творческой деятельности - конструирование из строительного материала «Город будущего», рисовании и аппликации «Герб города» «Герб моей семьи».

     Мы стали участниками педагогического фестиваля «Музыкальный символ школы (организации)  проводившегося в рамках подготовки к 4 региональному  научно-практическому семинару «Организация звукового пространства  образования  история и современность» и получили диплом участника Комитета образования и науки Курской области.

     Особенно важно было познакомить детей с объектами ближайшего окружения, научить их свободно ориентироваться там, где находится детский сад, в который ребёнок ходит, и школа, в которой ему в дальнейшем предстоит учиться. При этом не забывали о задаче воспитания чувства любви к малой родине, бережного и ответственного к ней отношения.

Полезной для детей оказалась информация об улице, на которой они живут, а именно: что на ней расположено, как она связана с той улицей, на которой находится детский сад, закрепляя полученные знания детей в непосредственно организованной образовательной деятельности.

В выходные дни дети с родителями побывали в любимых местах города и сфотографировались. На этих фотографиях запечатлены разные моменты (во дворе, у памятников, на площадях во время праздников). Рассматривая фотоснимки, ребята с удовольствием узнавали друг друга, знакомые места, делились впечатлениями.  

С легендарным историческим прошлым Железногорска  познакомились, посетив Мемориальный комплекс «Большой Дуб», сквер воинов интернационалистов.   Наши педагоги ДОУ приняли участие в велогонке «По маршруту Железногорск – музей партизанской славы «Большой Дуб» - Железногорск проехали около 20 любителей велосипедного спорта.

     В рамках реализации проекта дошкольники были   ознакомлены с Православной культурой.  Данные мероприятия строили в виде игровых мини занятий, экскурсий в храм, встречи со священнослужителями.

     В  основе работы над сохранением и укреплением традиций лежит организация праздников и акций «Уберем свой детский сад», «Починим книги в библиотеке «Сказка», «Прилет птиц» и т.д., в которых дошкольники осознают свою причастность к жизни детского сада, города, учатся уважать традиции своего народа и других народов.

Особое внимание, детей, обращали на том, что история курской земли, прежде всего, соткана из судеб людей, проживающих на ней. Немало из них прославили, не только свою малую Родину, но и всю Россию славными делами – это и писатели, художники, композиторы, спортсмены, железногорские умельцы.

Железногорский район   - Родина для многих народов.  В процессе деятельности использовали разные жанры курского фольклора: пословицы, сказки, легенды, песни, народные праздники. Особое внимание уделяли народным играм на основе фольклора.

В реализации проекта большую помощь оказал наш  музей, музей детского сада, который рассказывает о прошлом железногорского района, знаменитых людях, о достопримечательностях и  т.д .

В своей работе активно сотрудничали с многими организациями, например: МУК «ЦБС» (детская библиотека «Сказка»), МУК КЦ «Забава», МКУДО ЦДТ (центр по духовно-нравственному воспитанию «Истоки»), православный приход Храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г.Железногорска, краеведческий музей, пожарная часть города и т.д.

При организации и проведении календарных праздников мы привлекали социальных партнеров:  на Рождество Христово, зимние праздники,  акция добрых дел «Подари другому радость», «Город славы»  и т. д.; трудовая акция «Самая чистая группа», «Красота спасет город», «Земля – дом, в котором мы живем», «Твое отношение к труду».

Большую помощь в реализации проекта нам оказывали родители воспитанников.

Родители совместно с детьми оформляли выставку семейных фотографий, фотоальбомы и фото газеты о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, её традициях. Организация совместных праздников, чаепитий, фото репортаж семейных встреч; родители совместно с детьми принимали активное участие в подборке материала о родном городе, создавали альбом «Мой родной город», выращивали комнатные растения для группы.

     Таким образом, у детского сада имеется опыт взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам ознакомления детей с родным краем.

В результате можно сказать, что достигнуты все задачи, которые мы ставили. Все этапы были выполнены по плану и в указанные сроки. Получилась замечательный проект «Мой любимый город». Совместной работе над проектом дети познакомились с Железногорском: узнали о достопримечательностях и исторических местах нашего города, о значимых событиях, запомнили названия улиц. Стали хорошо ориентироваться в своём микрорайоне, запомнили свой домашний адрес. Работа способствовала усвоению общекультурных ценностей, расширению кругозора и словарного запаса.

Итогом нашего проекта стали презентации о городе, фотоальбом, выставка рисунков, совместное итоговое мероприятие «Колесо истории», участие педагогов во всероссийском конкурсе «Моя Отчизна», в фестивале научного творчества  «Игровая культура современного детства», в региональном вебинаре «Взаимодействие ДОУ с социальными институтами детства и Православной Церквью» (2020 г), турнир конкурс «Соловушка-следопыт» и другие мероприятия.

Воспитанники активное участие принимали в выставках и конкурсах «Ромашка-символ Семьи, Любви и Верности», «Жемчужина КМА», «Правнуки Победы», «Страна детства» и т.д.

Метод проекта оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Мой любимый город"

проект по нравственному воспитанию...

Детский проект "Мой любимый город"

Детский проект по ознакомлению с родным городом, его историей и достопримечательностями....

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

Проект "Мой любимый город"

Проект "Мой город" (социальный мир) средняя группаАвтор проекта: Кондратьева Ирина Викторовна,...

Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»

Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...

Краткосрочный проект «Мой любимый город – город будущего» для детей младшего дошкольного возраста

Проект направлен  на формирование  знаний детей о городе, в котором они  живут; умение передавать свои впечатления о родном городе; воспитание чувство любви к своему городу.  ...