"Посиделки в русской избе"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зеленина Татьяна Витальевна

Данное занятие поможет сформировать у детей представления о руской избе и традициях русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posidelki_v_ruskoy_izbe.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Посиделки в русской избе»

      Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа;

      Задачи:

  1. Познакомить детей с внутренним убранством русской избы;
  2. Познакомить с традициями русского народа;
  3. Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде;
  4. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;
  5. Обогащать словарный запас новыми и уменьшительно – ласкательными словами;
  6. Обобщить знания детей о народных промыслах;
  7. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к  русскому фольклору;

Предварительная работа:

  1. Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», «Русская изба»;
  2. Чтение русских народных сказок, былин;
  3. Рассматривание иллюстраций;
  4. Слушание русских народных  песен, колыбельных, сказок;
  5. Организация и проведение с детьми русских народных игр;

 Методы и приемы:

  1. Игровой (появление интерьера русской избы);
  2. Наглядный (презентация на тему: «Посиделки в русской избе», показ предметов старины);
  3. Практический (лепка из соленого теста);
  4. Словесный (беседы, рассказ воспитателя);
  5. Музыкальный (русская народная песня «В деревне, то было в Ольховке», игра: «Кумок, кумок продай уголок»);

Тип занятия: комбинированное;

Форма организации занятия: групповая;

Материал: лучина, шкатулка, карточки с пословицами, предметы быта и утварь русской старины, презентация на тему: «Посиделки в русской избе», бусы, леденец-петушок, соленое тесто, блюдо, поднос, доски разделочные деревянные(по количеству детей), противень – 2 шт.,

Ход занятия:

- Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на стульчики).  В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице».

Русь деревянная – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

- Ребята, а знаете почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как называли такие дома? (Изба). Правильно!

- Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались.  Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается. (Дети становятся в круг, берутся за руки, раскрываются шторы и открываются декорации русской избы.)

Музыка (Волшебство)

-Куда же это мы  с вами попали? (в русскую избу). Правильно! Сегодня мы будем знакомиться с жилищем наших прадедушек и прабабушек. Узнаем, как они жили, чем занимались, как весело и задорно умели отдыхать.

- Ребята, раньше в избах не было  света, и в старину пользовались лучиной (вот такая палочка), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом могли заниматься? (шить, вязать, вышивать, прясть пряжу, лапти плести, лепить игрушки). Правильно.

- Посмотрите на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. В центре избы – русская печь, в которой не только готовили, но и спали на ней. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Все это хозяйство у печи называлось бабьим углом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить домашних животных. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие. Вот и брала хозяюшка в руки ухват и ворочала огромные чугуны. Сейчас я вам загадаю загадки о предметах быта.

Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт.
(ухват)

- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? (дети показывают)

То печет блины,

То показывает сны. (печка)

Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля …
(чугунок)

- Покажите         мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит. (дети показывают).

- Молодцы, ребята, хорошо отгадываете загадки. Ведь одна голова- это хорошо, а много лучше!

- Ой, посмотрите, какая красивая шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней. (в шкатулке пословицы и поговорки о труде).

Красна птица опереньем, а человек – уменьем.

Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт.

Дело мастера боится.

Торопливый  дважды одно дело делает.

- А  какие вы пословицы знаете? (дети рассказывают пословицы).

Любишь кататься – люби и саночки возить.(Рома)

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.(Олег)

Делу - время, потехе -  час.(Рита)

Сделал дело – гуляй смело.(Армен)

Семь раз отмерь – один раз отрежь.(Злата)

Терпение и труд, всё перетрут.(Лера)

-Молодцы, ребята!

- Взрослые в старину трудились и детей приучали к труду начиная с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать. (по ходу рассказа воспитатель показывает детям расписную посуду, прялку).  Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Правильно, раньше вся посуда была деревянная и глинянная.  А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? (хохломская и городецкая роспись). Молодцы!

- В старину дети не только помогали взрослым, но и любили играть. Давайте и мы с вами поиграем. Давайте встанем по кругу парами и поиграем в старинную русскую игру: «Кумок, кумок, продай уголок».Молодцы, ребята, садитесь на стульчики.(дети садятся на стульчики).

- В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. (воспитатель показывает иллюстрации посиделок). Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах. На посиделки приходили после трудового дня. Посиделки были праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да если и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши плели лапти, делали короба, туески. (Презентация)

- Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки?(да). Расскажите их.

У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,
Как пузырь надуется. (Армен)

 Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка. (Злата)

. Обманули простака-
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку. (Олег)

Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку. (Вика)

Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин. (Илья Л.)

- Молодцы. Но парни и девушки на посиделках не только работали, но и песни пели. Давайте и мы с вами споем русскую народную песню – «В деревне, то было в Ольховке».(Поют песню, показывая сценку).

- Ай да молодцы! А сейчас, красны девицы и добры молодцы приглашаю вас к столу. (Дети садятся за стол).

- Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила  - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке. А перед тем, как тесто месить надо печь затопить, дров в топку положить , да лучше березовых, они жарче горят! (воспитатель кладет дрова в печку). Для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята поможете.(пальчиковая гимнастика – «Я колю, колю дрова…»).

Я колю, колю дрова,
Колю дрова на чурочки —
Гори огонь в печурочке!
Гори, гори жарче, печь,
Будет Дуня пышки печь.

- Ай, да молодцы, вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить. (воспитатель берет блюдо с тестом начинает перемешивать тесто). Чтобы тесто было вкуснее, в старину, когда его замешивали, приговаривали:

Над квашнёй сижу,

Пятернёй вожу,

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

- Вот и тесто замесили, а пока оно доходит, мы ребятки поиграем в «цапки».

Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:

Под моею крышей,

Собрались мыши,

Заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

Вот и тесто подоспело,

Нужно взяться нам за дело.

Напечь калачи всем дружно. (воспитатель раздает детям уже приготовленное тесто, все вместе лепят калачи складывают их на противень, ставят в печку)

- Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у на вот такая баранка и кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку. А пока калачи пекутся, расскажу я вам одну историю.

«Жили в одной деревушке две девчушки, Настенька и Алёнушка. Настенька очень любила наряжаться в мамины вещи, одевать бусы, туфли и всем говорить «Я уже стала взрослая! ». Алёнушка в тоже время убирала игрушки, подметала пол в избе и тоже говорила: «Я уже стала взрослая! ».

- Как вы думаете, какая же из девочек стала взрослая? Почему? (Алёнушка стала большой, потому что она помогает маме. А Настя только,  любит наряжаться).

Так вот ребята, в народе говорят «По одёжке не суди, по делам гляди».

- Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы!  А сейчас давайте угостим наших гостей. (Воспитатель достаёт из печи калачи и дети угощают гостей).

Музыка (Волшебство)

Ну, что ребята пришло время  возвращаться нам из старины в наше время и в наш детский сад. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и скажем раз-два-три домой попади.

- Понравилось вам путешествие? (да). 

- Как называется жилище из бревен, которые строили на Руси? (русская изба)

- Чем освещали избу, когда темнело?(лучиной)

-  Каким ремеслом занимались люди в старину? (шили, вязали, плели лапти, пряли пряжу).

- Как называлось событие, когда парни и девушки собирались в какой-нибудь избе для работы и развлечений? (посиделки)

- Что было главным  украшением избы? (красный угол, печка).

- Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорное развлечение в старшей группе "Посиделки в русской избе"

Фольклорное развлечение знакомит детей с русской избой, бытом русских людей, их праздниками, занятиями. Воспитывает нравственно-патриотические чувства детей дошкольного возраста....

"Посиделки в русской избе"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»               ...

Конспект НОД "Посиделки в русской избе"

Конспект направлен на изучение детьми подготовительной группы жизни и быта русского народа....

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»...

Посиделки в русской избе

Обобщающее занятие о представлениях воспитанников о традициях русской народной культуры....

Посиделки в русской избе

«ПОСИДЕЛКИ В РУССКОЙ ИЗБЕ» Открытое занятие по патриотическому воспитанию детей с участием сотрудников Полтавского музеяЦель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского...

Конспект ОД "Посиделки в русской избе"

Конспект ОД для детей старшей группы по познавательному развитию...