Конспект НОД по познавательному развитию "Удивительное молоко"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мальцева Эльвира Гайнуллаевна

Данное занятие предназначено для детей 5-7 лет по познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Сургутский район

п.Солнечный

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белоснежка»

Непосредственная образовательная деятельность

с детьми подготовительной группы

по познавательно-исследовательской деятельности

«Удивительное молоко»

                                                                           

                                                                           Разработал:

воспитатель Мальцева Э.Г.

2022г.

Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие.

Форма НОД: экспериментирование.

Тема: «Удивительное молоко»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст 6-7 лет

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Цель: создание условий для развития у детей познавательной активности, интереса к экспериментальной деятельности.

Задачи НОД:

Обучающие: 

- формировать представление детей о свойствах молока;

- формировать умение проводить элементарные и доступные опыты, делать выводы, анализируя результат экспериментальной деятельности.

Развивающие: 

 -развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных экспериментов;

 -развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас;

 -расширять знания детей о молоке и молочных продуктах и способах их получения.

Воспитывающие: 

-воспитывать умение работать в коллективе, желание участвовать в экспериментальной деятельности.

Методы реализации содержания НОД:

Словесный (беседа, вопросы к детям, художественное слово, напоминание, поощрение).

Наглядный (ИКТ, показ, задание, рассматривание).

Практический (участие детей во всех видах образовательной деятельности).

Игровой (дидактические игры).

Задачи интегрируемых образовательных областей:

Познавательное развитие:

- уточнить знания о различных свойствах жидкости (молока);

- развивать внимание, сообразительность, воображение (представлять сложившуюся ситуацию).

Социально-коммуникативное развитие:

развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками, побуждать детей помогать друг другу, советоваться для выбора верного решения проблемы

Речевое развитие:

-совершенствовать умение детей делать предположения и умозаключения;

-обогащать словарь образными выражениями;

-активизировать словарь по теме «Молочные продукты».

Физическое развитие:

- развивать координированность и точность движений;

- формировать представление о правильном и здоровом питании.

Художественно-эстетическое развитие:

- способствовать развитию творческого воображения

Во время проведения НОД реализуются следующие принципы:

- принцип доступности (НОД разработан с учетом возрастных особенностей детей);

- принцип индивидуализации (учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка);

- принцип оздоровительной направленности (сочетание двигательной активности с другими видами деятельности);

- принцип наглядности (применение ИКТ (звуковые эффекты, музыка, интерактивная доска);

- принцип всестороннего развития личности (использование приобретенных знаний и умений в жизни);

- принцип сотрудничества и единства требований (отношения ребенка и педагога строятся на доброжелательные и доверительные основы);

-принцип сознательности и активности (обучение опирается на сознательное и заинтересованное отношение детей к своим действиям);

- принцип непрерывности (НОД построен на основе предыдущих занятий).

Прогнозируемый результат:

- сформированы навыки и умения осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;

- способны сравнивать и группировать предметы, выполнять инструкции, содержащие 2-3 поручения;

- способны включаться в совместную со взрослым и сверстниками деятльность, умение работать в коллективе.

Организация среды для проведения НОД: групповая комната.

- разделение групповой комнаты на определенные зоны: для использования мультимедийного комплекса, для демонстрации заданий, для работы с лепбуком, для проведения экспериментов.

Оборудование для проведения НОД:

- мультимедийный комплекс;

- лепбуки с наборами картинок с изображением животных (корова, лошадь, коза, верблюд, олень), с изображением продуктов из молока (творог, сыр, масло, йогурт, кефир, сметана), с изображением продуктов не из молока (бутерброд, овощной салат, пирожное, мясо); материалы для опытов (молоко, сода, лимонная кислота, творог, йод, крахмал, прозрачные стаканчики, ложечки, цветная гуашь, пипетки, тарелки); халаты и шапочки детям и педагогу.

Предварительная работа педагога:

- отобрать программное содержание;

- наметить методы и приемы;

- детально продумать ход занятия;

- составить план-конспект;

- предварительная работа с детьми.

I этап. Организационный

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! 

(Сюрпризный момент)

- Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло сообщение. Оно адресовано для всей нашей группы. Давайте его прослушаем.

(видеообращение кота Матроскина из Простоквашино)

«Здравствуйте, ребята! Вы меня, наверное, все узнали? Правильно, меня зовут кот Матроскин. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что я, дядя Федор и Шарик должны были отправиться сегодня в лабораторию, чтобы провести там опыты с нашим молоком. Но у нас появились очень важные дела, и мы не сможем туда отправиться. Ребята, выручайте! Все, что нужно для опытов я отправил в посылке».

-Ребята, ну что, поможет Матроскину и его друзьям? (Ответы детей)

- А как же мы сможем помочь, ведь у нас нет такой лаборатории? (Ответы детей).

- У меня появилась идея!  Я знаю несколько опытов с молоком, которые мы можем с вами провести. А лаборатория по исследованию молока у нас будет здесь.

- А вы знаете, что в лаборатории самое главное? (ответы детей)

Главное - это выполнять правила безопасного поведения. Это значит, что нужно внимательно слушать инструкции, четко выполнять указания, быть наблюдательными, аккуратно работать с приборами, и самое главное – после завершения опыта делать выводы.

-Я сегодня буду старшим лаборантом, так как я знаю, чем интересным можно заняться в нашей лаборатории. А вы будете моими помощниками. Я раздам вам специальную одежду. (Дети надевают шапочки и фартуки)

II этап. Основная часть

Приглашаю вас в лабораторию.

(дети подходят к столам, на которых лежат конверты с заданиями)

-Ребята, нам сначала нужно разобраться: откуда берется молоко? Кто его нам дает?

Задание №1 «Кто дает нам молоко?»

(дети работают с лепбуком)

-Ребята, давайте выберем животных, которые дают нам молоко.

(перед детьми лежат карточки с изображением животных, среди них корова, коза, лошадь, верблюд, олень)

- Каких животных вы выбрали? (корова, коза, лошадь, верблюд, олень)

-Какое молоко у коровы? (коровье)

Какое молоко у лошади? (лошадиное, кобылье)

Какое молоко у козы? (козье)

Какое молоко у верблюда? (верблюжье)

Какое молоко у оленя? (оленье)

2.Задание №2 «Найди продукты, которые делают из молока»

(работа с лепбуком)

- А теперь, ребята, вам нужно выбрать продукты, которые сделаны из молока. (Дети выбирают сыр, сметану, йогурт, кефир, творог, мороженое)

 -Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием, и я приглашаю вас в следующую лабораторию, где мы будем добывать новые знания.

Опыт №1 «Кипящее молоко»

-Ребята, есть такое выражение «молоко убежало». У него есть ноги? Почему так говорят?  (ответы детей)

-Молоко убегает при кипячении. Когда молоко нагревается из него испаряется вода, а сверху появляется пленка. Тем временем на дне кастрюльки появляются крошечные пузырьки газа. Они начинают расти, всплывают наверх, а там их ждет пленка, через которую они не могут пройти. И чем больше появляется таких пузырьков, тем им теснее становится в кастрюле, и они выталкивают, разрывают пленку, молоко начинает выливаться, «убегать» из кастрюли.

Хотите посмотреть, как «убегает» молоко? Но у нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко. Но у нас ведь научная лаборатория необычная, это лаборатория чудес. Для нашего опыта потребуется молоко, сода и лимонная кислота. Добавляем в молоко соду, что происходит? (Пока ничего). А теперь добавим лимонную кислоту. Посмотрите, что происходит с молоком? (оно пенится, кипит, убегает).

Понравился вам опыт с кипящим молоком? Будем еще проводить опыты? (ответы детей)

Но сначала давайте немножко отдохнем и сделаем разминку, которая называется «Убежало молоко»

Физминутка «Убежало молоко»

Опыт №2 «Опыт с йодом»

-Ребята, на некоторых заводах молоко разбавляют водой, и чтобы никто этого не заметил, для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.

 - Хотите узнать, добавил кот Матроскин в это молоко крахмал? (ответы детей)

- А для следующего опыта нам понадобится творог. Мы с вами уже знаем, что он сделан из молока. Еще нам нужен йод, добавим его в стаканчик с творогом, перемешаем ложечкой. (Дети выполняют задание)

- Что случилось с творогом? Поменялся цвет? Каким стал творог?

Вывод: когда йод соединяется с крахмалом получается синий цвет. Если молочный продукт не стал синего цвета, значит он какой? (Полезный, в нем нет крахмала).

(Для того, чтобы доказать, что крахмал придает синий цвет молочным продуктам, можно его добавить в один стакан с творогом)

Опыт №3 «Цветное молоко»

-Ребята, вы любите рисовать?         На чем вы рисуете? (на бумаге, на песке, на асфальте, на снегу…)

-Чем обычно вы рисуете? (красками, карандашами, фломастерами…)

-А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? (нет)

-Хотите попробовать?

(Наливаем молоко в глубокие тарелочки и с помощью пипетки дети капают краску в молоко. Затем опускают в молоко ватную палочкой, смоченную в жидком мыле. И по молоку начинают «разбегаться» краски, превращаясь в причудливые узоры).

III этап. Итог НОД.

-Ребята, о каком продукте мы сегодня говорили? (о молоке, о молочных продуктах)

-Что нового вы узнали на занятии?

-Какие опыты мы с вами сегодня провели? Какой опыт вам понравился больше всего?

- Справились мы с заданием кота Матроскина? Что можно сказать о качестве его молока?

-Какое настроение у вас?

- У меня тоже очень хорошее настроение. Мне понравилось, как вы сегодня работали в лаборатории чудес. Все большие молодцы. Спасибо большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-занятия «Пейте, дети, молоко - будете здоровы»

Конспект игры-занятия «Пейте, дети, молоко - будете здоровы»...

Конспект интегрированного занятия Все о молоке.

Заложить основы здорового питания: дать знания о витаминной ценности молока, влиянии его на состояние здоровья.Уточнить знания детей о разнообразии продуктов молочного происхождения.Воспитывать ...

Конспект ООД по познавательному развитию (опытно-экспериментальная деятельность) на тему: «Волшебство в молоке» для воспитанников 4-5лет

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности  по познавательному развитию   (опытно-экспериментальная деятельность)  на тему: «Волшебство в молоке»...

Познавательно- исследовательский "Молоко-вкусный и полезный продукт"

Этапы реализации проекта:Подготовительный1.Работа с познавательной литературой - «Узнать из книги»;2. Просмотр детских мультфильмов о пользе молока.Практический•Наблюдение•поиско...

Конспект ООД по познавательному развитию "Загадочное молоко" в старшей группе

Знакомство детей тувинской национальной кухней (молочной пищей), учить называть блюдо на тувинском языке, проводить элементарные и доступные опыты с молоком строить гипотезы и искать ответы на вопросы...

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментированию) в старшей разновозрастной группе "Загадочное молоко"

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментированию) в старшей разновозрастной группе "Загадочное молоко"...

Конспект образовательной деятельности. Познавательно-речевое развитие. Тема: Молоко, да каша – полезная пища наша. (2-я младшая группа).

Конспект образовательной деятельности. Познавательно-речевое развитие. Предметный мир. Тема: Молоко, да каша – полезная пища наша....