Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментированию) в старшей разновозрастной группе "Загадочное молоко"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментированию) в старшей разновозрастной группе "Загадочное молоко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadochnoe_moloko.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе

Тема: «Загадочное молоко»

 

Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.

Задачи:

Обучающая:

формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;

учить детей осознанно относиться к своему питанию.

Развивающая:

обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследованийэкспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;

развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.

Воспитательная:

воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.

Материал и оборудование:

Пипетки, пластиковые стаканчики, пластиковые тарелки, лимонная кислота,

сода, ватные палочки, молоко, вода, гуашь, жидкое мыло, йод;

подносы; смайлики для каждого участника с веселым, грустным и хорошим настроением; мультимедийное  оборудование, презентация по теме занятия,

фартуки.

Предварительная работа:

чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

     Мотивация. Воспитатель вносит молоко в пакете. Спрашивает у детей, что это такое. Воспитатель сообщает детям о том, что он ничего не знает о свойствах молока, просит детей помочь ему разобраться и узнать какие есть свойства у молока.

Воспитатель: Какие блюда из молока готовит повар для вас в садике?

Дети: Молочные супы,  каши, соусы, твороженные запеканки.

Воспитатель: Мамы чем любят вас побаловать? Что готовят  для вас из молока?

Дети: Блины, оладушки, омлет….

Воспитатель: Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко.

Воспитатель: Откуда берется молоко? Кто его нам дает?

Дети: Коровы.

Воспитатель:  Как называют молоко коровы?

Дети:  Коровье.

Воспитатель:  А, еще кто дает молоко?

Дети: Козы…

Воспитатель: Ни для кого не секрет, что молоко нам дают еще  и козы.

Воспитатель:  Как называют молоко козы?

Дети:  Козье.

Воспитатель:  На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных?

Воспитатель:   Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс.

Воспитатель: Как называют молоко у лошади?

Дети: Лошадиное, кобылье.

Воспитатель:   Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят.

Воспитатель:  Как называют  молоко у верблюда?

Дети: Верблюжье.

Воспитатель:  А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло.

Воспитатель:  Как называют молоко у оленя?

Дети: Оленье.

Просмотр презентации.

Воспитатель:  В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с удовольствием.

Воспитатель:  Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества.

Воспитатель:  Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.

Пейте дети молоко – будете здоровы!

Воспитатель: Молоко можно не только пить и готовить из него блюда, а еще проводить опыты с молоком.

 - Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание?
- Хотите научиться?
- С помощью чего мы пишем письма, рисуем? (Ручки, карандаша, бумаги.)
- Раньше использовали невидимые чернила. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение)
- Может кто-то догадался, что это за невидимые чернила есть у нас? (Молоко)
- Хотите написать секретное послание? Возьмите листочки, ватные палочки или кисточки и с помощью молока нарисуйте что вы хотите.

Воспитатель:  Я  для вас тоже напишу пи

(Показать альбомный лист, на котором написано молоком: «Молодцы»)

 (Дети прочитать не могут.) Вы его не можете прочитать, потому что я его написала  молоком. А как мы знаем молоко белого цвета и поэтому на белом листе не видно что написано. Но есть маленький секрет, что сделать чтоб узнать что написано в моем письме. Хотите узнать, этот секрет?

Дети: Да.

Воспитатель: В лабораторию чудес я приглашаю  вас. Проведем  наши опыты с молоком, и если вы справитесь то я открою этот секрет.

Но сначала, что нужно для того чтоб отправиться в лабораторию?

Дети: Одеть фартуки. нарукавники, шапочки.

Воспитатель: Напомните мне пожалуйста правила поведения в лаборатории?

Дети: Не шуметь, не трогать со стола без разрешения материалы для опытов….

Дети садятся за столы.

ОПЫТ С ЙОДОМ.

Воспитатель:  На некоторых молочных заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.

Крахмал это такой порошок, он есть у вас на столах в посуде. На которой написана буква К.

Воспитатель:  Предлагаю потрогать пальцами крахмал, определить какой он на ощупь.

Воспитатель: Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал?

Дети: Да.

Воспитатель:   Для этого в наше молоко добавим йод. Что такое йод?

Дети: Лекарственное средство применяемое в медицине. На доске для вас подсказка: М+Й=?

Воспитатель: Очень аккуратно, нужно набрать пипеткой каплю с йодом и капнуть его в стаканчик с молоком.

Воспитатель:   Что случилось с молоком?

Дети:  …………..

Воспитатель:  При соединении йода с крахмалом молоко окрашивается в ярко-синий цвет. Раз у нас молоко не стало синего цвета, значит ,какой вывод сделаем?

Дети: В нем нет крахмала.

Воспитатель: Да. Значит это молоко. Какое?

Дети: Полезное.

Воспитатель: Теперь мы знаем, что это молоко полезное. И результат нашего опыта мы запишем в карточке наблюдений значком плюс.

(Дети записывают вывод в карточку наблюдений).

ОПЫТ  Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?
- Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, и сделать вывод, что полезней молоко или кока-кола, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.
- Что это у меня? (Молоко и кока-кола)
- Что мы делали вчера? (Их смешали)
- Что получилось у нас?
ВЫВОД: Молоко потемнело, стало коричневым, НАЧАЛАСЬ РЕАКЦИЯ, МОЛОКО СВЕРНУЛОСЬ, ПОЯВИЛСЯ ОСАДОК В ВВИДЕ ХЛОПЬЕВ. КОКА-КОЛА ВСТУПИЛА В ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ С МОЛОКОМ.

ОПЫТ «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»

 Воспитатель:  Есть выражение «Молоко убежало» У молока есть ноги?

Дети: Нет.

Воспитатель:   Почему так говорят? Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.

Воспитатель:  Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко. Но, у нас ведь научная лаборатория чудес. Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.

Лимонная кислота у вас на столах в посуде. На которой написана буква Л.

Сода в посуде, где написана буква С.На доске для вас подсказка: М+С+Л=?

Воспитатель: В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту. Посмотрите, что происходит с молоком?

Дети:  Оно пенится, кипит.

Воспитатель: В молоке происходит реакция при соединении соды и лимонной кислоты, и молоко начинает пенится, выделять пузырьки, как бы кипеть.

Воспитатель: Результат этого опыта мы запишем в карточке наблюдений знаком :стрелочка вверх, и сверху кружочки, который обозначает что молоко поднимается вверх и пенится.

Физкультминутка.  (Аудизарядка)

ОПЫТ « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»

 

Вопросы к детям:

Что происходит с молоком? (Ответы детей). Почему? (Ответы детей).

Вывод: В молоке есть частицы жира, которые под воздействием моющего средства стараются убежать, поэтому и начинается такое красивое движение в поддоне с молоком и красками. Поэтому и получаются такие красивые завитки на молоке. Есть даже такой способ рисования на молоке, который называется - «Эбру»

В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный».

Воспитатель: Дети вы любите рисовать? На чем вы рисуете?

Дети:  На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…

Воспитатель: Чем обычно рисуете?

Дети:  Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…

-Воспитатель: А на молоке кто-нибудь из вас рисовал?

Дети: Нет

Воспитатель: Хотите попробовать?

Дети: Да.

Воспитатель: На столах стоит молоко в тарелках. Надо добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски.

Возьмите другую, чистую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости жидкого мыла, касаемся молока. Только касаемся!

А потом начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Воспитатель: Для этого опыта для вас есть другая подсказка: М+К+Ж=?

Воспитатель: 

Вопросы к детям:

Что происходит с молоком? (Ответы детей). Почему? (Ответы детей).

Вывод: В молоке есть частицы жира, которые под воздействием моющего средства стараются убежать, поэтому и начинается такое красивое движение в поддоне с молоком и красками. Поэтому и получаются такие красивые завитки на молоке. Есть даже такой способ рисования на молоке, который называется - «Эбру»

Молоко состоит из разных веществ: жиры, белки, углеводы и минералы.

Воспитатель: Результат этого опыта мы запишем в карточке наблюдений знаком :спирали.

Воспитатель: А сейчас пришло время открыть секрет ,что же написано в моем письме. Посмотрите, что у меня есть? Ткань и утюг. Утюг сильно нагретый, и сейчас я поглажу горячим утюгом мое письмо.

(Воспитатель проглаживает лист , на нем появляется слово «Молодцы»)

Воспитатель: В молоке есть вещества, которые под действием тепла разрушаются и становятся видимыми.Что же написала я вам в своем письме?

Дети: МОЛОДЦЫ!

3. Рефлексия

Воспитатель: Вам понравились опыты?

Дети: Да.

Воспитатель: С каким продуктом мы делали опыты?

Дети: С молоком.

Воспитатель: Какой опыт вам понравился больше всего? Что вы запомнили о свойствах молока?

Давайте вспомним при помощи схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие по познавательному развитию для детей старшей разновозрастной группы на тему: «Моя семья».

Тематическое занятие по познавательному развитию  для детей старшей  разновозрастной группы на тему: «Моя семья» направленно на   обобщение и уточнение  знания детей о семье, ...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в страну Любознайка»

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....

Тема: «Удивительные свойства магнита» Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) в старшей группе

 Тема: «Удивительные свойства магнита»Конспект занятия по познавательному развитию(экспериментирование) в старшей группе...

Тема: «Удивительные свойства магнита» Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) в старшей группе

 Тема: «Удивительные свойства магнита»Конспект занятия по познавательному развитию(экспериментирование) в старшей группе...

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментированию) "Секреты мела"

Конспект занятия по познавательному развитию )экспериментированию) в подготовительной группе на тему "Сектеры мела"....

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) на тему: "Шагающая вода"

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) на тему: "Шагающая вода" во второй младшей группе...