Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментированию) "Секреты мела"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию )экспериментированию) в подготовительной группе на тему "Сектеры мела".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_mela.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию (экспериментированию) в подготовительной группе.

Тема: «Секреты мела»

Цель: Формирование  у детей представления о происхождении мела, его свойствах через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

-Расширять  представления детей о применении мела   в жизни и деятельности людей;

-Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества мела через проведение опытов.

- Познакомить детей с месторождениями мела в Акбулакском районе;

 - Закреплять правила безопасности при проведении опытов;

- Развивать познавательный интерес;
- Развивать доказательную речь, умение чётко аргументировать свой ответ;

- Воспитывать любовь к родному краю;

- Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

- Воспитывать у детей любознательность, аккуратность при выполнении опытов.

 Материал и оборудование: проектор, экран, музыкальные центр,  магнитная доска, лупы, пластиковые стаканчики, белые мелки, цветные мелки,  тарелки, посылка.

Ход занятия..

Организационный момент.

Улыбнулась я тебе,

Улыбнулась я себе,

Улыбаться мне не лень,

Улыбаюсь каждый день.

- Ребята, улыбнитесь друг другу и гостям. Поздоровайтесь с гостями.

Мотивация.

Воспитатель:

Ребята сегодня в наш детский сад пришло письмо и посылка. Давайте прочитаем письмо:

«Здравствуйте дорогие дети!

Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила послать посылку с предметом  неживой природы. А что это за предмет, вы узнаете, отгадав мою загадку, которая находятся в конверте. Желаю удачи!

«Хозяйка  горы».

 Ребята, в письме загадка  давайте её  отгадаем.

- С виду неприглядный я, на земле лежу пластами,

«Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки. Растворяется легко:

Опусти комочек в речку — утечет как молоко (Мел)»

Показываю мел.

- Дети, а вы  поможете мне   разобраться как образовался мел и какие свойства и качества есть у мела.

Садитеь на стульчики, внимание на экран.

Давайте сначала узнаем как же образовался мел.

Просмотр презентации.

1 слайд

Воспитатель:

Велика Россия, но для каждого из нас она начинается с родного края.

Ребята, а как называется наш родной край? Где мы с вами живём?

Воспитатель: Правильно,Акбулакский район  милый сердцу отчий край. Здесь ты родился, здесь живут твои близкие родные сердцу люди, твои друзья и товарищи. Этот край – частицу нашей Родины – все мы любим, этим краем мы гордимся.

Воспитатель читает стихотворение: “Поселок мой на карте не отмеченный, объят кольцом степного ковыля…”- это слова о нашей малой Родине, которые написаны местной поэтессой Галиной Луньковой.

2-3  слайд

  Воспитатель: Природа нашего района очень живописна. Бескрайние поля, голубые реки и озера, леса и пролески, белоснежные вершины меловых холмов, которые у нас именуют величественно – «меловые горы».

4-6 слайд

А вы знаете где у нас в районе находятся меловые горы? Кто из вас был там?

        Меловые горы – это одно из самых захватывающих зрелищ. Они находятся возле села Покровка.Меловые горы окружают долину русла речки Белой. В самой Покровке очень интересно посмотреть на высохшее русло Белой речки. С её берега открывается красивый вид. Издали они напоминают облака, которые спустились на землю отдохнуть, или огромные снежные глыбы, лежащие посреди зеленой растительности.

Дети, а как же появились меловые горы?

7-11 слайд

Воспитатель: Историки выяснили, ( кто такие историки? Изучают прошлое человечества) что миллионы лет назад на этом месте простирался древний океан. Мел, по которому мы ходим – не что иное, как дно древнего океана. Известно, что оно никогда не бывало безжизненным. На нем росли различные водоросли, морские лилии, жили моллюски, ракообразные, морские звезды, ежи. Со временем остатки отмерших организмов (панцири, раковины, твердые оболочки, скелеты) оседали на дно целыми слоями и образовывали отложения своеобразного ила.

С годами ил пополнялся новыми отложениями, которые уплотнялись. Так, с точки зрения геологов, возникли меловые отложения. А кто такие геологи? (изучают богатства земли).

А теперь ребята чтобы узнать какими  свойствами обладает мел, давайте отправимся в лабораторию. Но для этого надо сказать волшебные слова: «Раз, два, три повернись и в лаборатории очутись».

Вот мы свами и в лаборатории. Одеваем фартуки. Пройдите за рабочие места. Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать при проведении опытов?

1.Внимательно слушают взрослого.

2.Не брать ничего в рот и не пробовать.

3.Не кричать и не шуметь.                                

 Воспитатель. Дети, рассмотрите мел, который лежит на подносах. Какого он цвета?                                                                                                                                      Дети. Он белый, и не блестит.                                                                          

 Воспитатель: Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками. (Мел твердый).

 Ребята, мел твердый, но, когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он — хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видите? Что сделал мел? (Мел оставляет след).  Что осталось на руках после мела? Да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.      

И так ребята мел белый, твёрдый, но хрупкий.   

                            Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону)

Раскатились камушки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы.

               

Эксперимент. Опыт с водой.  

Дети опускают кусочек мела в ёмкость с водой. От него начинают отходить пузырьки (воздух). Мел тонет в воде.
При намокании мел темнеет.
Какая была вода? (Чистая и прозрачная).  Что произошло с водой? (Она помутнела)  Почему она помутнела?
  (Мел смешался с водой и слегка окрасил воду)                                                                  

Вывод: Мел не растворяется в воде, а смешивается с ней, слегка окрашивает её.

Рассматривание мела  под лупой.                                                                                                                        

А теперь возьмите мел и рассмотрите его под лупой, что вы увидели.                              

Мы рассматривали мел под лупой, и увидели маленькие дырочки, травинки. Мел — это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это — полузатвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилий, даже кораллов.  

Внимание на экран.

12 слайд

Посмотрите как видят учёные мел через микроскоп.                                                              

Эксперимент. Взаимодействие мела с водой и маслом.

Взяли 2 тарелочки. В первую налили воду, во вторую - немного растительного масла. В каждую положили по кусочку мела. Воду мел впитал очень быстро, масло – помедленнее, но тарелочка тоже оказалась почти сухой.

 Вывод: мел сушит кожу рук, потому что он хорошо впитывает воду и растительное масло.

  — А как вы думаете, как мел используется ещё человеком?

Давайте рассмотрим предметы, которые лежат на столе и узнаем для  чего используют мел (зубная паста, белая бумага, таблетки, пудра, предмет из резины (игрушка резиновая ), цветные мелки, сода.

Слайд 13

 Мел добавляют при изготовлении резины, пластмассы, красок. Очищенный мел применяют при изготовлении лекарств. Мел — составная часть зубных порошков и паст. Мел идет на изготовление  школьных мелков, бумаги. Сегодня мы узнали много нового, интересного про  мел.

 А сейчас глазки закрывайте и на миг в природу погружайтесь

Толи это будет речка, то ли луг,

То ли солнце, то ли дуб.

То ли птица, то ли зверь

В сказку ты свою поверь.

А теперь глазки открывайте.

Вы мелки возьмите, и явление природы сотворите.

Продуктивная деятельность. Рисование мелками на бархатной бумаге. Работа детей под музыку.
3.
Рефлексия.

- Ребята, спасибо вы мне помогли разобраться как образовался мел, какие свойства есть у мела, для чего нужен мел.

 - Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?

-  Какой эксперимент вам понравилось выполнять?

- Как образовался мел?

- Какие свойства есть у мела?

- Где используют мел?

Мел- твёрдый, но хрупкий материал, легко крошится; состоит из мельчайших крупинок, тонет в воде, при намокании темнеет, крошится, не растворяется в воде, а смешивается с ней, слегка окрашивает её.
 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Занятие по ПДД в старшей группе тема: Путешествие в страну «Почемучек»

Образовательная задача: Дать детям представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, закрепить знание дорожного знака – «пешеходный переход».Развивающая задача: Познакомить и учить р...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....