Главные вкладки

    Тематическое занятие по познавательному развитию для детей старшей разновозрастной группы на тему: «Моя семья».
    план-конспект урока по теме

    Яковлева Полина Васильевна

    Тематическое занятие по познавательному развитию  для детей старшей  разновозрастной группы на тему: «Моя семья» направленно на   обобщение и уточнение  знания детей о семье, о том, кто такие родные; формируется представление о составе семьи, используются модели. С помощью различных игр и физкульт минуток дети учатся рассуждать, сопостовлять, делать выводы, развивают память, воображения, логическое мышление. Так же в ходе занятия каждый ребенок, независимо от его возраста рассказывает про свою семью, про свой герб, свои семейные традиции.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tematicheskoe_zanyatie_na_temu_moya_semya_mbdou_d_s_no3.docx26.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ д/с №3

    Тематическое занятие по познавательному развитию  для детей старшей  разновозрастной группы на тему: «Моя семья».

    Подготовили: Яковлева Полина Васильевна, воспитатель,

    Миронова Елена Александровна, воспитатель.

     

    Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.

    Задачи:

    1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.

    2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

    3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.

    Методические приемы:

    Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, физ. минутки, рисование, моделирование.

                                     

    Наглядный материал: Плакат «Генеалогическое дерево», письмо с ребусом (7Я), семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семьи, образцы семейных гербов, аудио техника.

    Литература: 1. Лопатина А. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. –т 4-е изд. – М.: Амрита, 2011.

    2. Ревина Е. Родословная в детском саду: История и образ семьи/ Е.Ревина // Дошкольное воспитание - № 12, 2007.

    3. Официальный сайт музыкальной детской группы «Непоседы» - http://neposedi.narod.ru/

    Предварительная работа:

     - рассматривание семейных фотографий;

    - заучивание стихотворных произведений о семье, пословиц;

    -  работа с родителями;

    - оформление выставки детских рисунков  на тему «Моя семья»;

    - беседа на тему: «Что такое семья?».

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от Дяди Федора из Простоквашина. Интересно, что он нам пишет.

     « Здравствуйте, ребята. Я вместе с Матроскиным и Шариком шлю вам большой привет из Простоквашина, а вместе с приветом решили прислать вам ребус. Ребус – это загадка из букв и знаков. Попробуйте его разгадать. В этом ребусе очень хорошее и доброе слово. Желаем вам успехов!»

    Воспитатель показывает плакат с ребусом и дети разгадывают его

    ( 7я- Семья)

    Восп.:  Ребята, как вы думаете: что такое семья?

    Дети: Семья это много, много человек, которые любят друг друга. Семья – это когда мама и папа никогда не ссорятся и не ругаются. Семья – это когда люди любят друг друга и заботятся друг о друге и д.т.

    Восп.: Молодцы ребята. Действительно семья объединяет родных любящих друг друга людей: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня. И сейчас нам расскажет стих «Родня» Лера, послушаем её внимательно

    Ребенок:  Стих «Родня»

    Мама с папой – моя родня,

    Нет роднее родни у меня.

    И сестренка родня, и братишка,

    И щенок лапоухий Тишка.

    А еще есть друг у меня,

    Друг Сережка мне тоже родня,

    Я к нему прибегаю с утра,

    Без него мне игра не игра,

    Все секреты ему говорю, Все на свете ему подарю.

    Я.Аким.

    Восп.: Как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня?( Ответы детей)

    Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи. Мама, папа, братишка и сестренка – это родня. А друг Сережка не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами семьи.  Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому он не может быть роднёю герою стихотворения.

     А сейчас давайте с вами разомнем наши пальчики.

    Пальчиковая гимнастика «Семья»

    «Этот пальчик- дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот  пальчик– папа,

    Этот пальчик – мама,

    Этот пальчик – я,

    Вот и вся моя семья!»

    Восп.: Вот какая дружная и сплоченная семья, Все пальчики собрались вместе в кулачек. Ребята, а какой должна быть семья? (ответы). Правильно. Крепкой, сплоченной, дружной, сильной, заботливой, веселой и т.д.  Давайте мы с вами посмотрим на вот эти картинки.(Дети рассматривают иллюстрации на тему «Семья», рассматривают «геологическое дерево»)

    Восп.: Ребята, а как вы думаете, всем  детям нужна семья?

    Дети: Да

    Восп.: Давайте послушаем стихотворение под названием «Крепость любви»

    В детстве мама –это фея,

    Маму любят, маме верят,

    Маму нужно обнимают,

    Даже если отругает.

    В детстве папа – это щит,

    От беды он защитит,

    Он отважен и селен,

    Крепкий и бесстрашный он.

    В детстве бабушка и дед

    Дарят нам волшебный свет.

    Он хранится в их глазах,

    В беспокойных их сердцах.

                                         

    Восп.: Ребята скажите, а кто главный в семье? ( Ответы детей) Почему вы там думаете? (Ответы) Хорошо, а давайте послушаем стихотворение «Глава семьи», которое нам расскажет Кирилл, и мы узнаем кто же главный.

     Ребенок: Стихотворение  «Глава семьи»

    «У нас в семье глава – отец,

    Он добрый, сильный и храбрец.

    Но если дома его нет

    Тогда глава семьи – наш дед.

    И бабушка главой бывает,

    Когда дедуля засыпает.

    Приходит мамочка домой,

    Она становится главой.

    У каждого главы семьи

    Законы есть для нас свои

    Мы к ним привыкли с ранних лет,

    И возражений у нас нет:

    Дед все на свете нам прощает,

    А бабушка все позволяет.

    С правленьем мамы посложней –

    Лениться мы не смеем с ней.

    Жаль папы нашего правленье

    Бывает лишь по воскресеньям.

    Зато наш папа демократ,

    Он всем затеям нашим рад.

    Мы строим с папой самолет,

    Мы ходим с ним в лесной поход,

    Мы с ним на голове стоим,

    Про все на свете говорим.

    Глава он самый заводной,

    Веселый, добрый и смешной.

    Правленье коротко его,

    Что ж, мы привыкли, ничего!»

    Восп.: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Скажи наоборот». Например- Дедушка старый, а внук молодой.

    «Мама женщина, а папа ….

    Папа высокий, а дочка ….

    Брат старший, а сестренка….

    Дедушка толстый, а бабушка …..

    У сестры волосы длинные, а у брата …

    У папы портфель большой, а у сына…..»

    Восп.: Хорошо, молодцы. А теперь давайте встанем и немного разомнемся.

    Дети выполняют физминутку « Семь сестренок»

    « У меня сестренок 7,

    Помогать, я буду всем!

    С Пашей – сеять,

    С Дашей – жать,

    С Леной куклу наряжать,

    С Нюрой стряпать,

    С Шурой – шить,

    С Верой – сено ворошить,

    Песни петь с Марусенькой,

    Самою малюсенькой»

    Дети успокаиваются и садятся на места.

    Восп.: Молодцы ребята, а скажите, все семьи одинаковые или разные? Чем они отличаются? (Ответы детей) А чем крепка семья, что её делает крепкой?  На этот вопрос нам ответит Женя, в своем стихотворении

    Ребенок: Стихотворение  «Чем крепка семья?»

    «Чем крепка семья?- Теплом,

    Без тепла не прочен дом,

    Дунет ветер- нет его,

    Теплый дом важней всего.

    Чем крепка семья? – добром,

    Без добра таскует дом.

    В нем вздыхают и страдают,

    Счастье редко в нем бывает

    Дружбою семья крепка

    И любовью – на века.

    Света крепостью она

    Быть во все века должна!»

    Восп.:  Семья – это самое дорогое. Самое главное, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословица и поговорки о семье. Давайте вспомним их.

    Дети: «Вся семья вместе и душа на месте», «Семья ладом полна», «Семья сильна, если над ней крыша одна», «Крепка семья – крепка Россия» и т.д.

    Восп.:  Молодцы. А вот еще одна пословица: «Нет милее дружка, как родная матушка» Ребята, почему так говорят? (Ответы) А как называют не родную маму? (Мачеха) В каких сказках мы встречались с мачехой? (Золушка, Крошечка -Хаврошечка, Морозка, 12 месяцев и т.д. ) В каждой сказке мачеха очень плохо обращается со своей падчерицей. А всегда ли дети хорошо ли относятся к своим мамам? Всегда ли бывают послушными? Вот какая история приключилась с мальчиком, который обидел свою маму.

    Стихотворение

    «Яблоко стало не вкусным.

    Веселое сделалось грустным,

    Сахар- не сладкий, соль -не соленая

    Дождик – не мокрый, Трава не зеленая,

    Гром на кого то с неба ворчит.

    Мама не хочет со мной разговаривать,

    Мама молчит…»

    Восп.: Ребята, как вы думаете, почему все стало грустным? Почему мама не хочет с ним разговаривать? А что нужно сделать, что бы мама простила? (Ответы).

    Послушайте стихотворение про маму.

    «Тайна есть одна на свете.

    Это ваша мама, дети.

    Вы ей дороги, милы,

    Даже если не добры.

    Даже если вы ворчите,

    Если злитесь и грубите,

    Мама вас простит за все!

    Тайна сердце у нее.»

    Восп.: Ребята, во все времена в семье с уважением относились к пожилым людям: к бабушкам и дедушкам. Как вы думаете почему? (Ответы) Правильно, ребята, потому что они старше всех, многое прожили многое видели, они мудрее всех.

     Слово пожилой – означает, что этот человек долго живет, много пожил, а значит много знает, умеет и может научить других. Но дедушки и бабушки уже старенькие, им бывает трудно, они часто устают, поэтому мы должны им помогать, заботиться о них, не огорчать. И сейчас девочки для всех пожилых людей станцуют танец «Бабушки – Старушки».

    Девочки танцуют танец.

    Восп.:  В наше время семьи состоят из 3-4 –х человек. А раньше, во времена наших прабабушек и прадедушек, семьи были большими, в них было по 5-7 детей и даже по 10. Такие семьи называются многодетные. Я предлагаю вам поиграть в игру под названием «7 сыновей».

    Подвижная игра «Семь сыновей». Дети идут по кругу, в центре круга – «старушка», дети произносят слова и сопровождают их движениями.

    «Жили у одной старушки

    В её маленькой избушке

    Семь сыновей,

    Все без бровей,

    Вот с такими ушами,

    Вот с такими носами,

    Вот с такими усами,

    Вот с такой головой,

    Вот с такой бородой!

    Они не пили, они не ели,

    На бабушку все смотрели,

    И все делали вот так….(старушка показывает движение, все повторяют. Кто ошибся становится старушкой)

    Восп.: Хорошо, ребята поиграли теперь успокоимся, сядим на свои места и послушаем  стих, который приготовила для нас Алеся.

    Ребенок:  Стих «Моя семья»

    « У нас огромная семья-

    Два брата, две сестры и я.

    В придачу мама и папуля,

    И бабушка еще с дедулей.

    У нас в квартире шум всегда,

    Но все привыкли, не беда,

    Зато нам скучно не бывает – один поем другой играет,

    А третий что-то мастерит,

    И кто-нибудь всегда гостит –

    Подруга мамы, папин друг,

    Звонка мы обожаем звук.

    Мы к двери радостно бежим,

    «Входите!- гостю говорим,-

    У нас местечко всем найдется,

    В гостях грустить вам не придется:

    Вас ждет чай с пирогом,

    И фильм посмотрим мы потом,

    И будем в шахматы играть,

    И вальс в гостиной танцевать!»

    Семья огромная у нас,

    В ней много рук и много глаз,

    Улыбок и веселья – море,

    Конечно, иногда в ней спорят,

    И слезы льют по пустякам,

    Но это не мешает нам.

    Я счастлив, что родился здесь.

    У вас семья такая есть?»

    Восп.: Ребята, каждая семья особенная, не похожая ни на какую другую. Семья это маленькое государство со своими правилами, обычаями. И как у каждого государства, у каждой семьи есть свой герб.  Давайте рассмотрим гербы ваших семьи. (Дети рассматривают гербы семей).

    Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня слушая вас, я почувствовала, с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным. Спасибо вам за это! Ну а сейчас, я приглашаю вас всех танцевать!

    Дети выходят и все вместе танцуют под песню группы «Непоседы» «Моя семья».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие для детей младшей группы на тему: «Моя семья»

    Занятие для детей младшей группы на тему: «Моя семья»:- развитие диалогической речи;- обогащение словаря за счет прилагательных:  ласковая, добрая, красивая, любимая; глаголов: любит, хвалит, пом...

    КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШ ДОМ – ПРИРОДА»

    КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«НАШ ДОМ – ПРИРОДА»...

    Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме "Моя семья"

    Примерный комплексно-тематический план образовательной деятельности с детьми  старшей группы по теме "Моя семья"...

    План-конспект занятия совместной деятельности воспитателя и детей (средняя группа) на тему: « Моя семья»

    План-конспект занятия  совместной деятельности воспитателя и детей (средняя группа) на тему: « Моя семья» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализ...

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Я и моя семья » .

    Воспитание любви к своим родным и близким, главная задача данного мероприятия. Дети учатся уважать. ценить близких людей. Понимать их значимость....

    Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Моя семья"

    Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Моя семья"...

    Конспект НОД по Познавательному развитиюдля детей 6-7 лет. Тема: «Носы нужны не только для красы»

    Интеграция ОО: познавательное  и социально-коммуникативное развитие.Вид деятельности: познавательно - речевая, игровая.Форма организации: беседа, дидактическая игра.Задачи:  Познакомить дете...