Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Загадочная и неповторимая тундра».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лаптева Светлана Ивановна

Цель: расширить представления детей об особенностях природной зоны Земли – тундра, и её обитателями.                                                                                      

 Задачи: познакомить детей с природными условиями тундры, с климатом, с её растительным и животным миром.  Развивать интерес к познанию природы. Воспитывать уважение и любовь к окружающей природе, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_saytazagadochnaya_i_nepovtorimaya_tundra.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад «Ладушки» городского округа Анадырь»

Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Загадочная и неповторимая  тундра». 

Возрастная группа: старшая (5-6 лет).

 

Воспитатель МБДОУ д/с «Ладушки,

Лаптева Светлана Ивановна

 «Загадочная и неповторимая тундра»

Цель: расширить представления детей об особенностях природной зоны Земли – тундра, и её обитателями.                                                                                       Задачи: познакомить детей с природными условиями тундры, с климатом, с её растительным и животным миром.                         Развивать интерес к познанию природы.                                                                                          Воспитывать уважение и любовь к окружающей природе, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении. Словарная работа: тундра, вечная мерзлота, мох, ягель, куница, карликовая ива, берёзка, название ягод, цветов, грибов.            Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое  развитие.                                                                                      Материалы: изображения животных, птиц и растительного мира, фотографии тундры.                                                                              

Ход занятия:                                                                                                      - Ребята, посмотрите это глобус-маленький макет земного шара. А вы любите путешествовать? (ответы детей).                                               -Мы сейчас с вами будем путешествовать по нашему родному и неповторимому Крайнему Северу-Чукотке, знакомится с животным и растительным миром. У нас ребята очень холодно, суровый климат, температура очень низкая. Здесь долгие суровые зимы, часто бушуют метели, свирепствуют морозы. Зимой наступает полярная ночь. Полгода полярная ночь и полгода полярный день. А вы знаете сколько длится полярная ночь? (ответы детей).                                                                                                                    -Полярная ночь-период, когда Солнце более 24 часов (то есть более суток) не появляется из-за горизонта. А полярный день-период, когда солнце не заходит за горизонт дольше 1суток. Поэтому почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать.

Физкультминутка.                                                                                        Дуют ветры ледяные, (Дети машут руками вверху)                                    Горы снежные крутые (Руки поднять вверх, встать на носочки)                          Там о лете не слыхали, (Ладонь прижать у уху, наклоны в стороны)          Там согреешься едва ли, (обнять себя руками)                                                                                                  Он не мал и не велик (Руки свести и развести в стороны)                                                          Этот снежный материк (хлопнуть в ладоши на уровне груди).                     Дети садятся на свои места.

-На Чукотке нет лесов, потому, что полярное лето очень короткое и холодное, мало греет солнце, жизненные условия для растений суровые.

- Нас окружают сопки и тундра – страна вечной мерзлоты. (Фото тундры). В тундре дуют сильные ветры, они сдувают снег с возвышенностей и лощин, земля сильно промерзает. Поэтому растения приспособились к холоду, и имеют мелкие листья, стелящийся стебель.                                                                                          -Болотистые места в тундре покрыты зелеными мхами и различными травами: осоками, хвощами, пушицей, лишайниками – ягелем. (Показываю фото растений).

- Из деревьев в тундре растет карликовая ива и береза. Они похожи на кустики и стелются по земле. Их молодые побеги, почки и листья поедают олени. (Показываю фото).

- Среди трав растут различные ягоды. Какие ягоды? (ответы детей). -Правильно: морошка, клюква, голубица, брусника, шикша. (Картинки ягод).

- Цветы тундры очень ярко окрашены и хорошо заметны издали: полярные маки, фиалки, багульник, кукушкины башмачки, мышиный горошек, одуванчики и др. (Картинки цветов).

- К осени в тундре вырастают грибы. А какие названия грибов вы знаете? (ответы детей).                                                                                                         -Молодцы, правильно: белый гриб, подберезовик, подосиновик, маслята, сыроежки, грузди, рыжики, лисички, опята. (Фото грибов).

- Летом к нам прилетают водоплавающие и болотные птицы. А каких птиц вы знаете? (ответы детей).                                                                                                          –Правильно это: утки, гуси, гагара, кайра, чайки, пуночки. Они живут в тундре, на сопках. (Показываю картинки птиц).

- Вороны остаются зимовать на Севере. Белая полярная сова тоже никуда не улетает.

- Птицы строят себе гнезда в разных местах: вблизи рек и озер, прямо на земле, на камнях. Многим чайкам и куликам достаточно небольшого углубления в песке, иной раз они используют след оленьего копыта. А полярная кайра кладет свое единственное яйцо на голый уступ скалы. (Фото гнёзд).

- Живут в тундре животные и звери. А вы знаете зверей тундры? (ответы детей).                                                                                                      -Молодцы, правильно ответили: северный олень, песцы, волки, лисы. Шерсть у них густая, длинная, плотная. В такой меховой шубе не страшна никакая стужа. Среди трав и камней строят себе норы евражки,  лемминги (зверьки, похожие на мышей). (Показываю фото зверей).

-Ой, ребята, что-то холодно стало. Давайте согреемся!                               Игра с элементами массажа «В тундре нашей мороз».

Итог занятия:                                                                                                           - Почему у нас на Чукотке растут только низкорослые деревья?

- Как растения приспособились к суровым условиям тундры?

- Какие птицы прилетают к нам?

- Какие животные живут в тундре?

- Как они приспособились к суровым условиям тундры?

-Что нового вы узнали? (ответы детей)

Наше занятие закончилось, все молодцы, слушали меня очень внимательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру на тему "Поможем кукле Кате убрать комнату"

Конспект для аттестации на соответствие занимаемой должности по окружающему миру во второй младшей группе...

План- конспект занятия по окружающему миру на тему: " Солнышко- колоколнышко"

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисовании в нетрадиционной техники " принт"....

План-конспект занятия по окружающему миру на тему: "Уж верба вся пушистая".

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим....

Конспект занятия по окружающему миру на тему: "Внимание ,дети!"

В данном материале представлен конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группе на тему: "Внимание, дети", в котором в доступной для дошкольников форме рассказывается о правилах дор...

Конспект занятия по окружающему миру на тему "В мире животных" в средней группе

Конспект занятия про жавотных холодных и жарких стран....

Конспект занятия по окружающему миру на тему «Путешествие во Францию» для подготовительной группы. Занятие проводится с использованием интерактивной доски и презентации. Дополнительно используются звуковые эффекты.

Цель: это формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора. Задачи: Обучающая: познакомить детей с Францией и элементами её культуры. Учить понимать значение слов &laq...

Конспект занятия по окружающему миру «Синий кит-загадочное животное» для детей 6-7 лет ТНР.

Конспект занятия по окружающему миру «Синий кит-загадочное животное» для детей 6-7 лет ТНР.Воспитатель Потапенко Мария НиколаевнаГБДОУ № 51 Василеостровского района г. Санкт-Петербург...