Влияние предметов художественно-эстетического цикла на экологическое образование дошкольников.
план-конспект занятия по окружающему миру

Щигорева Елена Валерьевна
 Влияние предметов художественно-эстетического цикла на 
экологическое образование дошкольников 
Формирование  экологического  сознания  невозможно  без  привития  детям 
любви  и  бережного  отношения  к  природе  с  самого  раннего  возраста,  что 
предполагает осознание себя, как части природы, воспитание уважительного 
отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от имеющихся 
симпатий и антипатий, понимание взаимосвязи и взаимозависимости всего в 
природе,  формирование  эмоционально-положительного  отношения  к 
окружающему миру, понимания его неповторимости и красоты. 
Именно  восприятие  проблем  окружающей  среды  на  эмоциональном  уровне 
способно  сместить  акцент  с  изучения  проблем  окружающей  среды  на 
воспитание экологической культуры. 
Таким  образом,  экологическое  воспитание  помимо  воспитания  гуманного 
отношения  к  природе  (развитие  экологической  культуры,  нравственное 
воспитание), формирования системы экологических знаний и представлений 
(интеллектуальное  развитие),  предполагает  также  развитие  эстетических 
чувств  (умения  видеть  и  чувствовать  красоту  природы,  восхищаться  ею, 
желания  сохранить  ее),  определяющих  и  обусловливающих  прежде  всего 
заинтересованное отношение к природе. 
Последнее  представляется  достаточно  важным,  поскольку  эстетическое, 
духовное, а значит, эмоционально окрашенное отношение к природе рождает 
и развивает у детей нравственное отношение к ней. В процессе эстетического 
переживания  дети  постепенно  приходят  к  пониманию  того,  что  доброе  и бережное  отношение  природе  заключается  в  сохранении  приумножении  ее 
богатства и красоты. 
В  настоящее  время  природа  стала  осознаваться  как  эстетическая  ценность, 
неотторжимая  от  процесса  становления  духовного  мира  человека,  его 
эстетических  чувств  и  этических  критериев,  а  эстетическая  деятельность 
стала  пониматься  как  средство  регуляции  отношений  между  человеком  и 
природой,  так  как  она  способствует  развитию  восприимчивости,  эмпатии, 
метафоричности мышления, обогащению сенсорного опыта, а, следовательно, 
может  выступать  эффективным  средством  экологического  воспитания, 
поскольку  эстетическое  переживание  способствует  эстетическому  и 
этическому,  нравственному  развитию.  Развивающий  потенциал 
эстетического  переживания  обусловлен  тем,  что  оно  является  общим 
психологическим механизмом эстетического и нравственного развития. Оно 
обеспечивает  трансформацию  экологического  знания  в  экологические 
убеждения. 
Без  развитой  способности  эстетически-нравственного  восприятия 
невозможно целостное освоение и сущностное познание природных объектов, 
явлений.  Отсутствие  способности  эстетического  видения  природных 
объектов  сказывается  на  неполноценности  экологического  сознания 
личности. 
Воспитание  эстетических  эмоций  формирует  высокую  культуру  чувств, 
создавая  предпосылки  для  подлинно  гармонического  единения  чувств  и 
разума человека, что способствует формированию экологической культуры, 
базирующейся  с  одной  стороны  на  экологическом  сознании,  а  с  другой 
подкрепляемой  эмоционально-эстетическим,  а  значит  ценностным 
отношением к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_predmetov_hudozhestvenno.docx14.59 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние предметов художественно-эстетического цикла на

экологическое образование дошкольников

Формирование  экологического  сознания  невозможно  без  привития  детям

любви  и  бережного  отношения  к  природе  с  самого  раннего  возраста,  что

предполагает осознание себя, как части природы, воспитание уважительного

отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от имеющихся

симпатий и антипатий, понимание взаимосвязи и взаимозависимости всего в

природе,  формирование  эмоционально-положительного  отношения  к

окружающему миру, понимания его неповторимости и красоты.

Именно  восприятие  проблем  окружающей  среды  на  эмоциональном  уровне

способно  сместить  акцент  с  изучения  проблем  окружающей  среды  на

воспитание экологической культуры.

Таким  образом,  экологическое  воспитание  помимо  воспитания  гуманного

отношения  к  природе  (развитие  экологической  культуры,  нравственное

воспитание), формирования системы экологических знаний и представлений

(интеллектуальное  развитие),  предполагает  также  развитие  эстетических

чувств  (умения  видеть  и  чувствовать  красоту  природы,  восхищаться  ею,

желания  сохранить  ее),  определяющих  и  обусловливающих  прежде  всего

заинтересованное отношение к природе.

Последнее  представляется  достаточно  важным,  поскольку  эстетическое,

духовное, а значит, эмоционально окрашенное отношение к природе рождает

и развивает у детей нравственное отношение к ней. В процессе эстетического

переживания  дети  постепенно  приходят  к  пониманию  того,  что  доброе  и бережное  отношение  природе  заключается  в  сохранении  приумножении  ее

богатства и красоты.

В  настоящее  время  природа  стала  осознаваться  как  эстетическая  ценность,

неотторжимая  от  процесса  становления  духовного  мира  человека,  его

эстетических  чувств  и  этических  критериев,  а  эстетическая  деятельность

стала  пониматься  как  средство  регуляции  отношений  между  человеком  и

природой,  так  как  она  способствует  развитию  восприимчивости,  эмпатии,

метафоричности мышления, обогащению сенсорного опыта, а, следовательно,

может  выступать  эффективным  средством  экологического  воспитания,

поскольку  эстетическое  переживание  способствует  эстетическому  и

этическому,  нравственному  развитию.  Развивающий  потенциал

эстетического  переживания  обусловлен  тем,  что  оно  является  общим

психологическим механизмом эстетического и нравственного развития. Оно

обеспечивает  трансформацию  экологического  знания  в  экологические

убеждения.

Без  развитой  способности  эстетически-нравственного  восприятия

невозможно целостное освоение и сущностное познание природных объектов,

явлений.  Отсутствие  способности  эстетического  видения  природных

объектов  сказывается  на  неполноценности  экологического  сознания

личности.

Воспитание  эстетических  эмоций  формирует  высокую  культуру  чувств,

создавая  предпосылки  для  подлинно  гармонического  единения  чувств  и

разума человека, что способствует формированию экологической культуры,

базирующейся  с  одной  стороны  на  экологическом  сознании,  а  с  другой

подкрепляемой  эмоционально-эстетическим,  а  значит  ценностным

отношением к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Олимпийские игры" из цикла "Олимпийское образование дошкольников".

Занятие, помогающее расширить представления детей об Олимпийских играх, их значении,  символики, правилах.Несколько стихотворений на тему спорта....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Олимпийские игры" (из цикла "Олимпийское образование дошкольников")

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность и смекалку, вторые – воображение и творчество...

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию: Цикл комплексной НОД по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста "П.И.Чайковский и его музыка"

Предлагаю методическую разработку, включающую в себя конспекты комплексных занятий по слушанию музыки по теме "Чайковский и его музыка". Знакомство с музыкальными произведениями из "Детского альбома",...

«ЗИМНИЕ МИНИ - ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ» для детей старшего дошкольного возраста из цикла «Олимпийское образование дошкольников»

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:Формировать у дошкольников начальные представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры.ЗАДАЧИ:·        Соз...

Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для дошкольников 3-4-х лет.

Программа дополнительного образования.    Художественно-эстетическое и творческое развитие   для дошкольников 3-4-х лет....

Методическое обеспечение программы по образовательной области "Художественно эстетическое развитие". Цикл конспектов ОД " Рисование "

Методическое обеспечение образовательного процесса – это совокупность всей учебно-методической документации, которая представлена в виде систематизированного описания образовательного процесса, ...

ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «Знакомство дошкольников с цветом и его свойствами в игре»

Познавать окружающий мир, его закономерности и противоречивость, причинно-следственные связи между предметами, явлениями - вот значимое свойство человека, тем более ребенка дошкольного возраста.Особую...