Доклад из опыта работы по экспериментированию
материал по окружающему миру

Аникина Татьяна Александровна

Доклад из опыта работы по экспериментированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty_po_eksperimentirovaniyu.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы

СЛАЙД 2

Маленькие дети по своей природе исследователи. Это объясняется тем, что младшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-
образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод,
соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он
является ведущим, а в первые три года – практически единственным
способом познания мира. Экспериментировать можно в любом возрасте.

Свою работу начала с детьми старшего дошкольного возраста. В   процессе проделанной работы были разработаны картотеки опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста (использовалась литература авторов Дыбиной О.В., Рахмановой Н.П., Николаевой С.И.), а так же  цикл НОД в старшей и подготовительной группах. НОД направлена на то, чтобы научить детей наблюдать за явлениями природы, формулировать проблемы, строить гипотезы, проводить эксперименты и делать выводы.

   СЛАЙД 3

В своей работе использовала схемы, алгоритмы, рисунки. На НОД по познавательному развитию, дети получали знания по темам: «Вода», «Воздух», «Солнце»,  «Почва», «Космос», «Явления природы», «Предметы окружения». Большой интерес у детей был к изучению камней. Ребята узнали о разных видах, свойствах камней о том, как они служат человеку.   Рассматривая камни через лупу, дети увидели на них трещины, узоры, кристаллы.

СЛАЙД 4

Экспериментирование проходило практически через все виды деятельности:

  • На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения.
  • На приемах пищи задействуются вкусовые рецепторы, ребенок познает вкус приготовленных блюд.

Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование как специально организованная деятельность это один из основных и эффективных методов обучения детей старшего дошкольного возраста, который  способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

СЛАЙД 5

Набрав в этом году малышей, я четко понимала, что в младшем дошкольном возрасте у детей преобладает  наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и именно эксперимент соответствует этим возрастным особенностям, поэтому в этом году я взяла тему самообразования «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста». Я разработала долгосрочный проект «Почемучки-экспериментаторы».

СЛАЙД 6

 Цель проекта Развивать интерес детей к исследовательской – экспериментальной деятельности через опыты и эксперименты. 

Для реализации проекта по исследовательской деятельности я создала определенные условия:

  • Составила тематический  план работы с детьми по экспериментальной деятельности.

СЛАЙД 7

  • Организовала предметно - развивающую среду. В нашей группе силами воспитателей и родителей была организована мини-лаборатория для осуществления опытно-экспериментальной деятельности, в которой имеются различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.
  • Составила картотеку   опытов и экспериментов. Педагогами разработана картотека опытов по темам «Вода», «Воздух», «Свет»; карточки-схемы, которые позволяют детям самостоятельно проводить простейшие эксперименты и делать соответствующие выводы.

СЛАЙД 8 (фото картотеки, лепбук и т.д.)

  • Разработала методические пособия (картотеки, лепбуки.)
  • Подобрала дидактический материал. Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

СЛАЙД 9

Структура  детского экспериментирования:

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

        Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.

СЛАЙД 10

Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки и др.

СЛАЙД 11(Видеоролик)

Подвели детей к пониманию таких природных явлений, как дождь.  

Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.

(ПОСЛЕ Видеоролика)

После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.

Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.

       СЛАЙД 12

 Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.

Опыты проводим  как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

 • дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

 • пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

 • стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

 • ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

СЛАЙД 13

 • вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

 • воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»

Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.

При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из рассказа воспитателя узнали, что в ней много витамин и она полезна для нашего здоровья.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения.

     

  В перспективном плане так же запланированы такие опыты как переход тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода), как можно увидеть и почувствовать воздух и др.

                Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

      Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.

       СЛАЙД 14

  Работа с родителями.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу

нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

       СЛАЙД 15

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей.

     Даю родителям на собрании  очень важный совет: не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, дайте ему время.        

СЛАЙД 16

 Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.

СЛАЙД 17

Проанализировав проведенную работу, пришли к выводу, что дети стали более инициативными, стали больше задавать вопросов, пытаться сами найти верный ответ. Ребятам стало интересно не только рассматривать красивые иллюстрации в энциклопедиях, они просят прочитать, проявляют большую заинтересованность. У детей обогатился словарный запас, они стали правильно строить предложения, доказывать свою точку зрения.

 В перспективе планирую продолжать использовать в своей практике экспериментальную деятельность с детьми. Расширять представления детей о живой и неживой природе,   проводить интересные и познавательные опыты, учить детей  делать выводы. Особое внимание хотелось бы уделить таким темам, как: «Человек - удивительное создание», «Секреты электроприборов».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Работа над совершенствованием связной и звуковой речи детей, как основной фактор готовности к обучению в школе"

    Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте. Сформированность звуковой культуры речи является  одним из фактором оценки речевой го...

доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»

Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...

Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"

Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...

Доклад из опыта работы музыкального руководителя Бойко Т.Н. по теме «Музыкальное экспериментирование»

Доклад из опыта работы музыкального руководителя Бойко Т.Н. по теме«Музыкальное экспериментирование»...

Доклад из опыта работы: экспериментирование с детьми средней группы "Из простого в волшебное"

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку...

Доклад из опыта работы «Развитие детского экспериментирования детей раннего возраста».

Дети раннего возраста - пытливые «исследователи», любопытные и энергичные. Они познают окружающий мир «играючи» и полны восторгов по поводу каждого своего нового «открыти...