Доклад из опыта работы «Развитие детского экспериментирования детей раннего возраста».
материал

Тарбеева Ольга Николаевна

Дети раннего возраста - пытливые «исследователи», любопытные и энергичные. Они познают окружающий мир «играючи» и полны восторгов по поводу каждого своего нового «открытия». В процессе исследования и экспериментирования развивается любознательность малыша, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tarbeeva_o.n.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                                                                   Тарбеева Ольга Николаевна

                                                                    воспитатель

                                                               МДОУ детский сад «Родничок»

Доклад из опыта работы

«Развитие детского экспериментирования детей раннего возраста»

Дети раннего возраста - пытливые «исследователи», любопытные и энергичные. Они познают окружающий мир «играючи» и полны восторгов по поводу каждого своего нового «открытия». В процессе исследования и экспериментирования развивается любознательность малыша, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Детское экспериментирование - важный путь развития познавательной мотивации и умственной активности ребенка с первых лет жизни. Этот вид деятельности не задается в прямом виде взрослыми, а осуществляется ребенком самостоятельно или посредством косвенных воздействий старших. В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. В свободной исследовательской деятельности ярко представлен момент саморазвития: преобразуя объекты, ребенок открывает их свойства, которые побуждают производить новые, более сложные преобразования.

(2 слайд)  Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

• активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

• быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

• с интересом включается в предложенные взрослым игры с природными объектами, экспериментирование с различными веществами;

• подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;

• радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Мы, взрослые, должны поощрять их стремление к познаванию, помочь реализовать уже имеющиеся у них возможности к этому и создавать условия для последующего развития.

(3 слайд) ФГОС ДО нацеливает содержание образовательной области «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании и др.)

(4 слайд) Цель экспериментирования - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

(5 слайд) На этой основе выделяются следующие задачи:

  1. Знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни.
  2. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
  3. Создавать оптимальные условия для обогащения и развития разнообразных действий с предметами.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста я выбрала проведение элементарных опытов. Опыты я использую для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

На первом этапе мною был составлен тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач.

(6,7 слайд) Также, мною проводилась работа по созданию предметно-пространственной развивающей  среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов. Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану.

(8 слайд) С помощью предметно - манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).

(10слайд) Для развития познавательной активности нужно обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Мы  вместе с детьми  наблюдали за различными явлениями природы. Такие совместные наблюдения поддерживают или пробуждают интерес детей к окружающему, способны вызвать у них удивление, радость открытия нового. Наблюдение за разнообразными явлениями природы сочетаются с интересными играми и занятиями детей, в процессе которых дети на собственном опыте познакомились с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получили общее представление об их отличительных признаках. Собирая букеты из опавших листьев, мы с малышами  сравнивали их по величине, цвету, форме. Играя со снегом, дети получили представления о том, что он бывает липким, мокрым, рассыпчатым, тает в руках.

 Знакомя детей с песком, проводились различные эксперименты с песком. На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.

Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи, то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.

Сотрудничество с семьями воспитанников.

(слайд) Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. Для начала я изготовила своими руками «бизиборд».

Бизиборд (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, щеколдами, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребенку трогать обычно запрещено. Кроме этого, доску могут дополнять игрушки или предметы разной формы, цвета и фактуры: то, что можно трогать, жать, переключать. Все это должно быть надежнейшим образом закреплено на полотне доски, чтобы игра для малышей стала безопасной.

Затем предложила родителям изготовить «книжки-малышки». Прикасаясь пальчиками к предметам, маленькие дети получают информацию об окружающем мире. Ребенок учится понимать, что такое холодно, что такое горячо, что предметы бывают острыми, мягкими, шершавым, гладкими. Мягкие и теплые вещи нравятся детям и не случайно они носятся с утра и до вечера с мягкими игрушками и не расстаются тогда, когда идут спать. Именно поэтому дети очень любят мягкие книжки из ткани. Играя с мягкими книжками-малышками дети могут научиться:

  • Понимать разницу между большими и маленькими предметами
  • Запомнить как выглядят и как называются круг, квадрат, треугольник и прямоугольник
  • Решать логические задачи в которых ребенок определяет, соответствует ли цвет и предмет своему месту
  • Научиться завязывать бантик и плести косичку, застегивать пуговицы, кнопочки др.

Предназначена она для самых маленьких, чтобы развивать, прежде всего, мелкую моторику. Но если сделать интересный сюжет, всевозможные задания и загадки, то возраст ребенка уже повышается до 4-5 лет.

Заключение.

Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Подводя итоги  можно сказать, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Литература:

1. С.Н. Теплюк «Ребёнок третьего года жизни». Пособие для родителей и педагогов. 2014г.

2. К.Л. Печора., Г.В. Пантюхина., Л.Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2004г.

3. М.Ф. Литвинова «Играют непоседы». Игры и упражнения для детей от 1,5 до 3 лет. Методическое пособие. 2012г.

4. Е.А. Дмитриева., О.Ю. Зайцева., С.А. Калиниченко «Детское экспериментирование. Методическое пособие. 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: "Музыкально-театрализованная деятельность детей раннего возраста"

Организация театрализованной деятельности в группе раннего возраста...

Доклад из опыта работы "Развитие сенсорных способностей детей через комплексные занятия"

Доклад из опыта работы на методическом объединенияя педагогов "Развитие сенсорных способностей детей через комплексные занятия"...

Доклад из опыта работы: «Развитие творческих способностей детей средней группы посредством различных видов деятельности».

деятельности».Дошкольное детство благоприятный период для развития творческих способностей т. к., в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окру...

Доклад из опыта работы: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Доклад из опыта работы: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»...

Обобщение опыта работы по теме "Экспериментирование детей раннего возраста с водой"

Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – это один из видов практики, с помощью которого ребёнок учится познавать всё, что его окружает. Дети, знакомясь с окруж...

Из опыта работы.Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов.

В рамках сенсорного развития детей раннего возраста знакомим с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводим работу п...