Доклад из опыта работы: «Развитие творческих способностей детей средней группы посредством различных видов деятельности».
статья (средняя группа)

Cкулганова Елена Николаевна

деятельности».

Дошкольное детство благоприятный период для развития творческих способностей т. к., в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, мы способствуем накоплению и расширению детского опыта и знаний.

А это необходимая предпосылка для развития творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_tvor.spsob_.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством различных видов деятельности».

(Средняя группа)

Подготовила воспитатель:

Скулганова Е.Н.

Шебекино, 2014г.

Дошкольное детство благоприятный период для развития творческих способностей т. к., в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, мы способствуем накоплению и расширению детского опыта и знаний.

А это необходимая предпосылка для развития творческих способностей.

Что же такое творческие способности?

Это – индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Для детей, способы развития творческих способностей в детском саду разнообразны:

-рисование

-лепка,

-аппликации

-конструирование.

На занятиях по аппликации мы продолжаем знакомить с различными формами. Учим детей вырезывать и наклеивать части, создавать силуэтные изображения.

Так же, учим вырезывать из одной геометрической фигуры, несколько других: например, квадрат складывали по диагонали, разрезали по линии сгиба и получали два треугольника, или срезали у прямоугольника углы и получали овал.

Для развития представлений о пространственном положении даём задания расположить формы (слева, справа, в углу, в центре и т. д., по величине (сначала большие, затем маленькие). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, воспитываем умение подбирать красивые сочетания.

Такие задания требуют от детей большой работы мысли и воображения, способствуют развитию математических представлений, развиваются чувства цвета, ритма, симметрии. На этой основе формируется художественный вкус.)

Дети очень любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием.

Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывать перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Так элементы творческого воображения проявляются на занятиях по замыслу, где дети самостоятельно планируют свою деятельность; выбирают тему, учатся свободно выражать свой замысел.

Творческое воображение проявляется и во время рисования нетрадиционными техниками. Ребята уже сами предлагают рисование различными способами, стоит только предложить им тему рисования (рисовать пальчиками, делать отпечатки или набрызг, использовать печатки, губки или гофрированный картон.

Дети получают массу положительных эмоций, рисуя необычными материалами и используя оригинальные техники. Наблюдая за детьми, можем сказать, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет их, напротив, на протяжении всего времени сохраняется высокая работоспособность. На таких занятиях дети раскрепощаются и демонстрируют «полёт творчества и фантазии».

Нетрадиционные методы рисования используем не только на занятиях по рисованию, но и в свободное время.

Учим украшать изображения предметов, составлять узор на полосе, прямоугольнике, круге. Чередовать элементы по форме, цвету, величине, выделять кайму, середину, углы.

Например, на занятиях, посвященных дымковской игрушке, русской народной одежде , учили выбирать цвет, элементы для данной росписи. Давали задание нарисовать элементы, при этом самостоятельно выбрать последовательность и расположить их на листе.

Таким образом, с первых занятий дети проявляют самостоятельность в выборе некоторых средств выразительности, а значит, проявляют своё творчество.

Лепка – ещё один способ развития в ребёнке творческих способностейд

Пластилин – это отличный материал для творчества. Занимаясь лепкой, учим детей из пластических материалов создавать объемные формы и образы.

Такие занятия предполагают совместное творчество взрослого и ребенка. Для того чтобы заинтересовать детей, рассматриваем игрушку или предмет, его детали, расположение, показываем способы действия с пластичными материалами.

Так как к пяти годам у детей уже сформировались основные навыки работы с пластичными материалами, ребята могут самостоятельно создавать образы. Это даёт им определенную свободу выбора при изготовлении поделок. Они сами выбирают, какого цвета будет пластилиновый грибочек, как будет выглядеть снеговик в шапке или с метёлкой, или где будет располагаться пластилиновая снежинка. С середины учебного года стали наблюдать, что дети пытаются создавать целые композиции.

В конце занятия, как правила обыгрываем работы детей, даём оценку.

В игре, без особого труда дети учатся определять качество работы, понимают, что успех при обыгрывании зависит от их качества, а качество изображения - от выполнения тех требований, которые предъявлялись в начале занятия.

На занятиях по лепке развиваем художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Создавая постройку из строительного материала, знакомим ребят с геометрическими объемными формами, даём представления о значении симметрии, равновесии и пропорциях.

С середины учебного года стали использовать ещё один вид конструирования – из бумаги. Этот вид конструирования позволяет уточнить знания детей о геометрических плоскостных фигурах. На занятиях даём детям такие понятия, как: сторона, угол, центр. Учим видоизменять плоскостные формы путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги. В результате появляется новая объемная форма. Дети научились делать кораблики (двух видов), самолет, цветочек.

Это позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобретать новые изобразительные навыки.

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам создаст образ будущего сооружения, из строительного материала или из конструктора , который имеется в его распоряжении.

Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности детей.

Со средне группы в качестве образца мы начали использовать схемы построек. Применяя схемы, мы объясняем детям, как правильно выбрать детали, как разместить их в пространстве, с чего начать.

Наши дети уже хорошо различают детали по форме и величине, знают названия таких деталей, как призма, цилиндр. Большинство детей правильно пользуются словесными обозначениями: длинный – короткий, широкий узкий, высокий – низкий. Самостоятельно создают постройки по образцу, у мальчишек особенно хорошо получается видоизменять постройку. В процессе обучения дети усвоили, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит от положения на плоскости и от сочетания с другими деталями.

Великий советский педагог – Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В. А. Сухомлинский).

Поэтому, необходимо, вовремя заметить, почувствовать таланты детей и постараться, как можно раньше дать возможность проявить их на практике, в реальной жизни.

Огромна и незаменима в решении этой задачи роль театрализованной игры.

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти,  воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.    

Мною была поставлена следующая цель: способствовать развитию  творческих способностей дошкольников через вовлечение их в театрализованную игру.

Я ставила перед собой следующие задачи:

  • - создавать необходимые условия  для театрализованных игр;
  • - развивать  устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • -развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
  • - совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через и театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
  • - обогащать и активизировать словарь детей;
  • -развивать диалогическую и монологическую речь.

За основу были взяты следующие принципы:

  • Содержательность форм работы, разнообразие тематики и методов работы.
  • Ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
  • Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведении игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
  • Наличие хорошо организованной предметно-развивающей среды в группе, содержащей различные виды театра, уголки «Ряжения» и т.д.
  • Все игры и упражнения на занятиях, должны быть подобраны таким образом, что бы удачно сочетать движение, речь, мимику, пантомиму в различных ситуациях.

      В работе с детьми, театрализованная игра включена в работу по ознакомлению детей с художественной литературой .

      Театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Художественная литература  формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

    Театрализованная игра поддерживает, развивает и укрепляет интерес к  художественной литературе . Она помогает детям усвоить содержание литературного произведения, усвоить последовательность событий, лучше понять  характерные особенности персонажей, оценить их поступки.

       Основными методами являются следующие:

  • Чтение воспитателя по книге или наизусть.
  • Рассказывание воспитателя.
  • Инсценирование.
  • Заучивание наизусть.

           В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события.

         Результаты  проведенной работы позволили сделать вывод о том,  что каждый из детей талантлив.

     Реализация поставленных мною задач была возможна лишь при условии тесного сотрудничества с родителями.

Взаимодействие с семьями воспитанников проходило в разнообразных формах: родительские собрания, консультации, семейные смотры-конкурсы,     совместные для детей и родителей досуги, викторины и пр. Эффективно спланировать работу с родителями по выбранной мною теме помогло анкетирование и анализ результатов анкетирования.

Таким образом, разработанная  система работы по театрализовано-игровой  деятельности в детском саду оказалась эффективной при ознакомлении дошкольников с художественной литературой  и способствовала развитию творческих способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной  мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

Доклад из опыта работы: экспериментирование с детьми средней группы "Из простого в волшебное"

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку...

Доклад из опыта работы : «Развитие творческих способностей дошкольников посредством разных видов деятельности».

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко,...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»...

«Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание разных исследователей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет...

Презентация к выступлению из опыта работы Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности

Презентация  к выступлению из опыта работы. "Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности"...

«Развитие мелкой моторики и сенсорики посредством различных видов деятельности»

Актуальность выбранной темы:На начальном этапе жизни именно мелкая моторика  и сенсорика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных спос...