НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе "Город мастеров"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Комалова Любовь Анатольевна

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

по окружающему миру.

Тема занятия: «Город мастеров»

 

 

 

 

 

Воспитатель:

 

 

 

 

 

г. Самара, 2021 год

Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественное, физическое развитие.

 

Лексическая тема: «Город мастеров»

 

Вид занятия: интегрированное.

 

Формы организации непосредственно образовательной деятельности: групповая.

 

Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами в России.

Задачи:

Образовательные:

продолжать знакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями. Формировать знания и умения различать стили декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Инициировать декоративное оформление бумажных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки. Расширять словарный запас.

Развивающие:

развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные:

воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров. Воспитывать интерес к посещению музея.

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, рисование на НОД с начала учебного года, рассматривание изделий народного промысла.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесная (вопросы к детям)

Оборудование: аудиозаписи народных мелодий, русские народные костюмы для воспитателя и детей, карточки с пословицами.

Демонстрационный материал: изделия народных промыслов, иллюстрации.

Раздаточный материал: заготовки – силуэты петушки из бумаги (на каждого ребёнка), краски акварель, салфетки, кисти, баночки с водой.

 

Технологическая карта НОД

 

Этап занятия

 

Ход занятия

Методы обучения/

технологии /формы организации деятельности воспитанников

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность детей

время

 

 

 

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

Организационный момент

 

Ребята, поздоровайтесь с гостями. Сегодня мы отправляемся в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы. Скажите, ребята, а что такое ярмарка?

 

Ответы детей.

0,5 мин.

Сюрпризный момент.

 

 

 

 

 

 

 Создание проблемной ситуации придания личностной значимости предстоящей

деятельности.

 

- готовность детей к предстоящей деятельности

 

- привлечение

произвольного

внимания….

 

2.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Верно! Ярмарка-это праздник. Поэтому мы так красиво одеты. На ярмарке продают изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки. Хорошие мастера издавна пользовались спросом в народе. Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили?

Я вам расскажу про русских мастеров. Но в начале послушайте загадки и отгадайте, о каком промысле идёт речь?

-Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Кто привёз товар такой?

- А теперь, ребята, отгадайте загадку о следующем промысле.

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо–конь и чудо-птица

Это значит…

-Следующая загадка:

Чашки, чайник и вазы отмечаем эти сразу.

Белый фон-снегов белей.

Синий-небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

-И последняя загадка:

Весёлая белая глина. Кружочки, полоски на ней. Козлы и барашки смешные. Табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня. Собачки, гусары и рыбы. А ну, назовите меня...

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Ответы детей.

3,5 мин.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

 Проектирование решений проблемной ситуации

и выполнения действий по задачам НОД

Молодцы! Вижу, вы уже знаете эти народные промыслы.

Давайте подойдем поближе и рассмотрим повнимательнее изделия.

Ребёнок зачитывает стихотворение наизусть.

(На столах выставлены предметы ДПИ России и иллюстрации: Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Дымка)

 

- участие в деятельности,

- выполнение заданий,

-ответы на поставленные вопросы.

23

мин.

Беседа,

игровые и занимательные

приемы,

упражнения.

 

выполнение практической работы, опыта.

 

- актуализировать имеющиеся знания по данной теме;

- готовность детьми к принятию

новой информации.

 

4.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

 

-Ребята, расскажите о промысле.

Ребенок зачитывает стихотворение про Хохлому.

- Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Из какого материала сделаны эти изделия?

- Назовите основные цвета хохломской росписи.

-Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства. Красный цвет – символ огня, любви, преданности. Зелёный цвет – символ жизни, природы. Чёрный цвет символизирует торжественность.

-Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.

(Переходим к следующему столу)

Ребенок зачитывает стих про Городецкую роспись.

- Это про Городецкую роспись. Какие изделия украшали такой росписью?

-Из какого материала создавались эти изделия?

-Какие основные цвета этой росписи?

-Какие основные мотивы городецкой росписи вы знаете?

 (Дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью)

Ребёнок читает стих про Гжель.

-Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.

-Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.

-Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?

-Верно. Назовите, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.

-Какую посуду украшают этими узорами?

 (Дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).

Ребёнок читает стихотворение про Дымковские игрушки.

-Скажите, ребята, из чего лепят мастера игрушки?

-Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов состоит дымковский узор?

-А какие основные цвета дымковской игрушки?

 

- участие в деятельности,

- выполнение заданий,

-ответы на поставленные вопросы.

 

- готовность детьми к воспроизведению полученных знаний

5.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

 

-Скажите, ребята, а вы бы хотели расписать дымковскую игрушку?

-У меня заготовлены для вас бумажные фигурки, которые мы будем сегодня расписывать и превращать их в нарядные игрушки. Скажите, на что похожи эти фигурки.

-Верно. Посмотрите на доску, вот каких разных петухов делали мастера (дети ещё раз называют элементы дымковской росписи). Приглашаю вас в нашу мастерскую.

-Предлагаю вам, ребята, пофантазировать и украсить своих петушков ярко, нарядно. Давайте вспомним, как наносятся элементы узора.

-Ребята, а для чего нам нужны ватные палочки.

-Давайте вспомним и обговорим правила безопасности.

-Приступаем к работе (звучит аудиозапись русской народной мелодии).

(Самостоятельная деятельность детей (в середине художественной деятельности проводится физ. минутка «Мы кружок нарисовали…» Железновой.

-Анализ рисунков (отметить красочность, аккуратность детских работ).

- Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши игрушки получились такими красивыми. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.

Д/и «Закончи пословицу».

«Терпение и труд…» (всё перетрут)

«Землю красит солнце…» (а человека труд)

«Делу время…» (а потехе час)

«Кто не работает…» (тот не ест)

«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)

«Больше дела…» (меньше слов)

«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

 

 

- применение детьми полученных знаний в деятельности

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

Итог занятия. Систематизация знаний.

 

 

- Ребята, где мы побывали с вами

-Правильно! И познакомились с чудесными предметами из разных городов России. А давайте назовём ещё раз, как называется мастер, расписывающий изделие (Художник); назовите инструмент художника (кисть); из какого материала делали свои изделия мастера Гжели и Дымковской игрушки (из глины); какой материал использовали мастера Городецкой росписи и Хохломы (дерево).

-Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, с ярмарки мы не можем уйти без товара. Поэтому петушков, которых вы сами расписали, вы забираете себе!

Ребёнок зачитывает стихотворение про ярмарку.

Эй, народ, не зевай,

Поскорей налетай,

Весь товар раскупай!

Стою, продаю, товар хвалю.

Коврик за трёшку,

Горшок за пятак,

Доску за рубль,

Петушок за так.

-ответы на поставленные вопросы

3 мин.

беседа,

обсуждения…

 

- овладение ребенком

определенным объемом практических

навыков…

- овладение умениями

работать по правилу;

- сформированность

элементарных

навыков самоконтроля

- овладение предпосылками к учебной

деятельности…

7.

Рефлексия

-Что же вы сегодня узнали интересного и нового для себя?

-Что больше всего запомнилось и понравилось?

 

- высказывания воспитанников

- осознание себя как участника познавательного творческого процесса…

(умение оценить свои действия и результат работы)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_karta_nod_2021.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Методическая разработка

«Составление технологической карты непосредственной образовательной деятельности»

Составители:

Михеева М.П. – заместитель заведующего по ВОР;

Кормухина Е.В. – ст. воспитатель;

Ежова Е.В. – ст. воспитатель.

Самара, 2019г.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 31

по окружающему миру.

Тема занятия: «Город мастеров»

Воспитатель:

Комалова Любовь Анатольевна

г. Самара, 2021 год

Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественное, физическое развитие.

Лексическая тема: «Город мастеров» 

Вид занятия: интегрированное.

Формы организации непосредственно образовательной деятельности: групповая.

Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами в России.

Задачи:

Образовательные:

продолжать знакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями. Формировать знания и умения различать стили декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Инициировать декоративное оформление бумажных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки. Расширять словарный запас.

Развивающие:

развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные:

воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров. Воспитывать интерес к посещению музея. 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, рисование на НОД с начала учебного года, рассматривание изделий народного промысла.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесная (вопросы к детям)

Оборудование: аудиозаписи народных мелодий, русские народные костюмы для воспитателя и детей, карточки с пословицами.

Демонстрационный материал: изделия народных промыслов, иллюстрации.

Раздаточный материал: заготовки – силуэты петушки из бумаги (на каждого ребёнка), краски акварель, салфетки, кисти, баночки с водой.

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Ход занятия

Методы обучения/

технологии /формы организации деятельности воспитанников

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность детей

время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Ребята, поздоровайтесь с гостями. Сегодня мы отправляемся в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы. Скажите, ребята, а что такое ярмарка?

Ответы детей.

0,5 мин.

Сюрпризный момент.

 Создание проблемной ситуации придания личностной значимости предстоящей

деятельности.

- готовность детей к предстоящей деятельности

- привлечение

произвольного

внимания….

2.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Верно! Ярмарка-это праздник. Поэтому мы так красиво одеты. На ярмарке продают изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки. Хорошие мастера издавна пользовались спросом в народе. Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили?

Я вам расскажу про русских мастеров. Но в начале послушайте загадки и отгадайте, о каком промысле идёт речь?

-Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Кто привёз товар такой?

- А теперь, ребята, отгадайте загадку о следующем промысле.

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо–конь и чудо-птица

Это значит…

-Следующая загадка:

Чашки, чайник и вазы отмечаем эти сразу.

Белый фон-снегов белей.

Синий-небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

-И последняя загадка:

Весёлая белая глина. Кружочки, полоски на ней. Козлы и барашки смешные. Табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня. Собачки, гусары и рыбы. А ну, назовите меня...

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

3,5 мин.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 Проектирование решений проблемной ситуации

и выполнения действий по задачам НОД

Молодцы! Вижу, вы уже знаете эти народные промыслы.

Давайте подойдем поближе и рассмотрим повнимательнее изделия.

Ребёнок зачитывает стихотворение наизусть.

(На столах выставлены предметы ДПИ России и иллюстрации: Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Дымка)

- участие в деятельности,

- выполнение заданий,

-ответы на поставленные вопросы.

23

мин.

Беседа,

игровые и занимательные

приемы,

упражнения.

выполнение практической работы, опыта.

- актуализировать имеющиеся знания по данной теме;

- готовность детьми к принятию

новой информации.

4.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

-Ребята, расскажите о промысле.

Ребенок зачитывает стихотворение про Хохлому.

- Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Из какого материала сделаны эти изделия?

- Назовите основные цвета хохломской росписи.

-Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства. Красный цвет – символ огня, любви, преданности. Зелёный цвет – символ жизни, природы. Чёрный цвет символизирует торжественность.

-Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.

(Переходим к следующему столу)

Ребенок зачитывает стих про Городецкую роспись.

- Это про Городецкую роспись. Какие изделия украшали такой росписью?

-Из какого материала создавались эти изделия?

-Какие основные цвета этой росписи?

-Какие основные мотивы городецкой росписи вы знаете?

 (Дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью)

Ребёнок читает стих про Гжель.

-Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.

-Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.

-Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?

-Верно. Назовите, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.

-Какую посуду украшают этими узорами?

 (Дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).

Ребёнок читает стихотворение про Дымковские игрушки.

-Скажите, ребята, из чего лепят мастера игрушки?

-Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов состоит дымковский узор?

-А какие основные цвета дымковской игрушки?

- участие в деятельности,

- выполнение заданий,

-ответы на поставленные вопросы.

- готовность детьми к воспроизведению полученных знаний

5.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

-Скажите, ребята, а вы бы хотели расписать дымковскую игрушку?

-У меня заготовлены для вас бумажные фигурки, которые мы будем сегодня расписывать и превращать их в нарядные игрушки. Скажите, на что похожи эти фигурки.

-Верно. Посмотрите на доску, вот каких разных петухов делали мастера (дети ещё раз называют элементы дымковской росписи). Приглашаю вас в нашу мастерскую.

-Предлагаю вам, ребята, пофантазировать и украсить своих петушков ярко, нарядно. Давайте вспомним, как наносятся элементы узора.

-Ребята, а для чего нам нужны ватные палочки.

-Давайте вспомним и обговорим правила безопасности.

-Приступаем к работе (звучит аудиозапись русской народной мелодии).

(Самостоятельная деятельность детей (в середине художественной деятельности проводится физ. минутка «Мы кружок нарисовали…» Железновой.

-Анализ рисунков (отметить красочность, аккуратность детских работ).

- Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши игрушки получились такими красивыми. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.

Д/и «Закончи пословицу».

«Терпение и труд…» (всё перетрут)

«Землю красит солнце…» (а человека труд)

«Делу время…» (а потехе час)

«Кто не работает…» (тот не ест)

«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)

«Больше дела…» (меньше слов)

«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

- применение детьми полученных знаний в деятельности

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

- Ребята, где мы побывали с вами

-Правильно! И познакомились с чудесными предметами из разных городов России. А давайте назовём ещё раз, как называется мастер, расписывающий изделие (Художник); назовите инструмент художника (кисть); из какого материала делали свои изделия мастера Гжели и Дымковской игрушки (из глины); какой материал использовали мастера Городецкой росписи и Хохломы (дерево).

-Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, с ярмарки мы не можем уйти без товара. Поэтому петушков, которых вы сами расписали, вы забираете себе!

Ребёнок зачитывает стихотворение про ярмарку.

Эй, народ, не зевай,

Поскорей налетай,

Весь товар раскупай!

Стою, продаю, товар хвалю.

Коврик за трёшку,

Горшок за пятак,

Доску за рубль,

Петушок за так.

-ответы на поставленные вопросы

3 мин.

беседа,

обсуждения…

- овладение ребенком

определенным объемом практических

навыков…

- овладение умениями

работать по правилу;

- сформированность

элементарных

навыков самоконтроля

- овладение предпосылками к учебной

деятельности…

7.

Рефлексия

-Что же вы сегодня узнали интересного и нового для себя?

-Что больше всего запомнилось и понравилось? 

- высказывания воспитанников

- осознание себя как участника познавательного творческого процесса…

(умение оценить свои действия и результат работы)

Примечание:

  1. Не все структурные компоненты деятельности (части) использует педагог, это зависит от формы и содержания НОД. В данной колонке «Структурные компоненты деятельности» прописывается только то, что педагог выбирает для организации своего занятия.
  1. В основной части занятия обязательно проводится физ. минутка (на 6-15 минуте занятия, в зависимости от возраста детей: младшая группа – 6-7 минута; средняя группа – 7-9 минута; старшая группа – 10-12 минута; подготовительная – 14-15 минута).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: "Кто нас учит в школе?"

На данном занятии углубляются представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях. Занятие стимулирует к ранней профессиональной ориентации; дети учатся правилам поведения в шко...

К О Н С П Е К Т занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»

На данном занятии по окружающему миру в подготовительной к школе группе дети отправляются в путешествие на ледоколе на необычную землю на нашей планете под названием Антарктида. Дети находят изображен...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе КВН "Тело человека"

КВН "Тело человека" проводится как итоговое занятие в рамках занятий о здоровом образе жизни.Группа делится  на две команды с разными названиями, предлагаются различные конкурсы с заданиями. Жюри...

Перспективное планирование по окружающему миру в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы".

Перспективное планирование по окружающему миру в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы"....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему «День знаний. Школа»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Расширять представления детей о праздниках, познакомить с праздником День Знаний, его содержанием. Продолжать учить рассматривать сюжетную картину, вести диалог по ее соде...

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе "В мире профессий"

Путешествие детей старшего дошкольного возраста в волшебный Город Профессий....

Конспект открытого НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Город мастеров. Народное декоративно-прикладное искусство»

Конспект открытого НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Город мастеров. Народное декоративно-прикладное искусство»Тема: «Город мастеров»Цель: продолжать з...