Конспект открытого НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Город мастеров. Народное декоративно-прикладное искусство»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Комалова Любовь Анатольевна

Конспект открытого НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Город мастеров. Народное декоративно-прикладное искусство»

Тема: «Город мастеров»

Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами в России;
Задачи:
Образовательные:
продолжать знакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями. Формировать знания и умения различать стили декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Инициировать декоративное оформление бумажных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки. Расширять словарный запас.
Развивающие:
развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров. Воспитывать интерес к посещению музея.

Материалы и оборудование: изделия народных промыслов, аудиозаписи народных мелодий, русские народные костюмы для воспитателя и детей, карточки с пословицами, заготовки – силуэты петушки из бумаги, краски акварель, салфетки, кисти, баночки с водой.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, рисование на НОД с начала учебного года, рассматривание изделий народного промысла.

Ход занятия:

(Дети и воспитатель в народных костюмах, под музыку входят в зал).

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями. Сегодня мы отправляемся в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы. Скажите, ребята, а что такое ярмарка?

Дети: Ярмарка – это всегда праздник, шумный рынок.

Воспитатель: Верно. Это праздник. Поэтому мы так красиво сегодня одеты. На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки. Хорошие мастера издавна пользовались спросом в народе. Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили?

Дети«Мастер на все руки».

Воспитатель: Я вам расскажу про изделия русских мастеров. Но в начале послушайте загадку и отгадайте, о каком промысле идёт речь?

 

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Кто привёз товар такой?

 

Дети: Хохлома

Воспитатель: а теперь, ребята, отгадайте загадку о следующем промысле.

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо–конь и чудо-птица

Это значит…

 

Дети: Городец

Воспитатель: Отгадайте, ребята, ещё одну загадку.

Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.

Белый фон – снегов белей.

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

 

Дети: Из Гжели

Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте ещё одну загадку:

Весёлая белая глина.

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назовите меня…

 

Дети: Дымка.

Воспитатель: Молодцы! Вижу, вы уже знаете эти народные промыслы. И ваши костюмы очень похожи на них. Те же цвета, элементы узоров. А вы заметили это сходство? (-Да).

-Давайте подойдем поближе и рассмотрим повнимательнее изделия.image

 

 Ребёнок:

Что за чудо, что за диво

Сколько радости вокруг,

Все предметы не простые

А волшебно расписные,

Правда дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

(На столах выставлены предметы ДПИ. России: Гжель, Хохлома, Дымка, Городецкая роспись)

Расскажите о промысле.

1ребенок

У красы точёной

Сарафан порчёвый

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

 

Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Из какого материала сделаны эти изделия?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Назовите основные цвета хохломской росписи.

Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.

Воспитатель: Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства. Красный цвет – символ огня, любви, преданности. Зелёный цвет – символ жизни, природы. Чёрный цвет символизирует торжественность. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.

Дети: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.

(Дети переходят к следующему столу)

 

2 ребёнок

Есть на Волге город древний

По названью Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

 

Воспитатель: Это про Городецкую роспись. Какие изделия украшали такой росписью?

Дети: Тарелки, разделочные доски, хлебницы, мебель, прялки, игрушки.

Воспитатель: Из какого материала создавались эти изделия?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Какие основные цвета этой росписи?

Дети: Ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый.

Воспитатель: Какие основные мотивы городецкой росписи вы знаете?

Дети: Цветочные узоры, кони, птицы.

(Дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью)

3 ребёнок

Поверить трудно неужели

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера,

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

 

Воспитатель: Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.

Дети: Из белой глины.

Воспитатель: Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.

Дети: Синий, голубой, белый.

Воспитатель: Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?

Дети: Голубое небо, белый снег, белые облака, синие озёра.

Воспитатель: Верно. Назовите, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.

Дети: Розы, травки, завитки, точки, полосочки.

Воспитатель: Какую посуду украшают этими узорами?

Дети: Вазы, кувшины, чашки, чайники, блюдца, сахарницы и другие.

(Дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).

4 Ребенок

Словно сказка невидимка

В небе радугу зажгла,

Расцвела узором Дымка,

Людям радость принесла!

image

Воспитатель: Скажите, ребята, из чего лепят мастера игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов состоит дымковский узор?

Дети: Из кругов, клеток, полосок, пятен.

Воспитатель: а какие основные цвета дымковской игрушки?

Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы бы хотели расписать дымковскую игрушку?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: У меня заготовлены для вас бумажные фигурки, которые мы будем сегодня расписывать и превращать их в нарядные игрушки. Скажите, на что похожи эти фигурки.

Дети: На петушков.

Воспитатель: Верно. Посмотрите на доску, вот какие разных петухов делали мастера (дети ещё раз называют элементы дымковской росписи). Приглашаю вас в нашу мастерскую.

image

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, пофантазировать и украсить своих петушков ярко, нарядно. Давайте вспомним, как наносятся элементы узора.

Дети: Кончиком кисточки. А узоры на кругах только после их высыхания.

Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужны ватные палочки.

Дети: Для рисования точек.

Воспитатель: Приступаем к работе (звучит аудиозапись русской народной мелодии).

(Самостоятельная деятельность детей (в середине художественной деятельности проводится физ. минутка «Мы кружок нарисовали…» Железновой.

image

Анализ рисунков (отметить красочность, аккуратность детских работ).

Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши игрушки получились такими красивыми. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.

Д/и «Закончи пословицу».

«Терпение и труд…» (всё перетрут)

«Землю красит солнце…» (а человека труд)

«Делу время…» (а потехе час)

«Кто не работает…» (тот не ест)

«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)

«Больше дела…» (меньше слов)

«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

Воспитатель: Ребята, где мы побывали с вами

Дети: на весёлой ярмарке в городе мастеров.

Воспитатель: правильно! И познакомились с чудесными предметами из разных городов России. А давайте назовём ещё раз, как называется мастер, расписывающий изделие (Художник); назовите инструмент художника (кисть); из какого материала делали свои изделия мастера Гжели и Дымковской игрушки (из глины); какой материал использовали мастера Городецкой росписи и Хохломы (дерево).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, с ярмарки мы не можем уйти без товара. Поэтому петушков, которых вы сами расписали, вы забираете себе!

Ребёнок:

Эй, народ, не зевай,

Поскорей налетай,

Весь товар раскупай!

Стою, продаю,

Товар хвалю.

Коврик за трёшку,

Горшок за пятак,

Доску за рубль,

А петушок за так. 

 image

Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся с гостями (дети прощаются с гостями и уходят под музыку).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_nod_yanvar_2021_podg.gr_.docx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной к школе группы "Пресветлое солнце"

Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны.Формирование элементарных представлений о происхождении и символическом значении изображений на гербе России.Развитие ...

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе "Изготовление русской народной куклы Ангела-хранителя".

Цель: Познакомить детей с изготовлением традиционной русской куклы.Задачи: - Дать представление о значении куклы в жизни русского народа;- познакомить с некоторыми разновидностями узелк...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в город бытовой техники»

Обобщать знания детей о видах и назначении электроприборов, используемых человеком в быту, о их значении в жизни человека, расширить представления об их устройстве.Формировать представление воспитанни...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с ЗПР на тему: «Путешествие по временам года»

Цель: закрепить и обобщить полученные знания. Совершенствовать умение ориентироваться во временных понятиях и их последовательности; закрепить характерные признаки времен года....

Конспект к занятию по окружающему миру в подготовительной к школе группе «22 апреля — Международный день Земли»

Конспект к занятию по окружающему миру в подготовительной к школе группе «22 апреля — Международный день Земли»Цель: Расширять представления о том, что Земля — наш общий дом. П...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе: «Путешествие муравьишки».

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе: «Путешествие муравьишки».Задачи:• Закреплять представления детей о насекомых, об особенностями...

НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе "Город мастеров"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по окружающему миру.Тема занятия: «Город мастеров»     Воспитатель:...