В гости к мастерам гжели
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лялина Елена Алексеевна

В процессе занятия дети знакомятся с особенностями изделий мастеров Гжели, с историей возникновения этого промысла и просто воспитывают эстетическое восприятие предметов искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_v_gosti_k_masteram_gzheli.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познанию в старшей группе (5-6 лет)

«В гости к мастерам гжели»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Деятельность детей: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая

Цель: познакомить детей с особенностями изделий мастеров Гжели.

Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения этого промысла, воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

Предварительная работа: рассматривание картин и узоров

Материалы и оборудование: изделия Гжельского завода, картинки, пособие для детей 5-6 лет (с.29-30)

Планируемые результаты: дети познакомятся с гжельскими изделиями и смогут их отличать от других изделий.

Структура занятия

1.

Вводная часть

Игра «Назови слово»

2 мин

2.

Основная часть

-Гжельская сказка

20 мин

-Физкультминутка

-Процесс изготовления

3.

Заключительная часть

Подведение итогов

3 мин

Длительность занятия: 25 минут

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Игра «Назови слово»

Дети рассматривают иллюстрацию в пособии (Задание «Найди для каждого продукта…»)

-Назови правильно посуду для хлеба (хлебница)

-для сахара (сахарница)

-для молока

-для чая

-для конфет

- для пирогов

-для чая

-для заварки

(Если дети называют неправильно, то воспитатель поправляет их.)

-А теперь скажите где девают такую посуду?

- Из чего?

Затруднение- дети не знают из чего делают такую посуду.

-Из глины, похожей на ту, которую мы используем на занятиях по лепке.

-А знаете ли вы как из мягкой глины получается такая красивая и достаточно крепкая посуда? (нет)

  1. Основная часть.

Гжельская сказка

То ли сказка это, то ли быль, но есть легенда в которой говорится о том, что несколько сотен лет тому назад недалеко от старинного города Москвы тянулись дремучие леса, и среди лесов, на берегу реки стояла деревня.

Жил в той деревне бедный крестьянин. Он был настолько беден, что даже еду купить ему было не на что.

Пошел крестьянин к реке, сел на берегу и стал горевать. Вдруг случайно в земле, он увидел что-то белое, разглядев получше, он понял, что это белая глина. Набрав необходимое количество глины, старик отправился домой. Вылепил он из глины посуду, обжог ее в печи и продал на базаре. Так и жил крестьянин, лепил посуду и продавал ее. Его даже в округе стали называть Гжельским мастером, гжельским от слова «жечь». Через некоторое время белая посуда наскучила людям и ее перестали покупать. Опять старик остался без денег. Пошел он снова к реке, сел на берег и стал горевать. И тут он увидел как в синей реке отражаются белые облака, и в отражении они приобретают голубой цвет, а если присмотреться, то можно увидеть в каждом облаке свой сине – голубой узор.

Вот и задумал он перенести эту синеву на белый фарфор.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель». Даже деревню стали Гжелью называть, в честь Гжельского мастера. На весь мир прославил гжельский мастер свой любимый край.

Деревня со временем переросла в городок, а название сохранилось. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитого мастера, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Воспитатель: Понравилась вам, ребята, сказка о Гжели?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а кто же из вас, глядя на нашу выставку сможет назвать основные элементы гжельской росписи?

Дети: Точки, штрихи, линии прямые и волнистые, цветы, капельки, бордюры, сеточки.

Воспитатель: А какие цвета применяют гжельские мастера для росписи своих изделий?

Дети: Гжельские мастера для росписи своих изделий применяют два цвета: синие и белые цвета.

Воспитатель: Правильно, ведь не зря гжельские изделия называют «Сине-голубое чудо».

-А какой самый любимый узор у мастеров?

Дети: Гжельская роза.

Воспитатель: Правильно, самый излюбленный узор – это гжельская роза, иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написанная тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

- Ребята, что - то мы заболтались, а давайте покажем какая бывает посуда.

Физкультминутка «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник (надуть живот, одна рука на поясе)

Очень важный как начальник (Другая рука изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки (Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки,

Вот фарфоровые блюдца (Кружиться, рисуя круг руками)

Только стукни разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принес.( Сделать большой круг)

рука на поясе.)

Процесс изготовления

-А теперь я расскажу как изготавливают эту посуду.

Изготовление проходит в несколько этапов:

1.Мастера на специальных гончарных станках вытачивают гипсовые заготовки изделия.

2. С помощью резцов поверхность обрабатывается

3.Затем в эту заготовку заливают глину

4. Заготовку отправляют в печь для обжига

5. Изделие покрывают глазурью(стекловидная плёнка) подглазурной краской(кобальт)

6. Снова проводят обжиг изделия, чтобы краска не смывалась

3.Заключительная часть.

– С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня

познакомились?

– Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

( используется только синяя краска на белом фоне, особые элементы

росписи, приём «растяжения» цвета.)

– почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?

(белая, как снег, посуда, синие и голубые «морозные» узоры.)

– Что запомнилось на занятиях? Понравилось? Не понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"

Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое  предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Почтальон принес посылку» в рамках тематической недели «В гости к мастерам».

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Почтальон принес посылку»в рамках тематической недели «В гости к мастерам».Программное содержание: 1. Познание. Продолжать воспитывать у дете...

Комплексное занятие по изодеятельности в подготовительной группе «В гости к сказке» (Гжель).

Заключительное занятие по росписи Гжель. Виды детской деятельности: коммуникативная, изобразительная, игровая, музыкальная. Цель: самостоятельное применение детьми полученных знаний.Музыкаль...

ИРНК. Презентация для детей и родителей "Город мастеров". Гжель.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения....

Проект «В гости к мастерам гжели»

Информация о проекте...

Конспект В старшей группе Тема: «Мастер класс- «Путешествие к мастерам Гжели»

КонспектВ старшей группеТема: «Мастер класс- «Путешествие к мастерам Гжели»»...