Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «В гости к мастерам гжели»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дисенбаева Анара Хусаеновна

А.А.Вахрушев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «В гости к мастерам гжели»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.

Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, интеллектуально-познавательная, двигательная.

Программное содержание

Цель:  познакомить детей с особенностями изделий мастеров Гжели, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

Материалы и оборудование: географическая карта, изделия Гжельского завода;  пособие на детей 5-6 лет, цветные карандаши на каждого ребёнка.

Предварительная работа:  рисование гжельской посуды на занятиях по изобразительной деятельности, рассматривание изделий и рисунков Гжели в изостудии.

Планируемый результат:  дети знают особенности  изделий мастеров Гжели, знакомы с историей возникновения этого промысла.

Структура занятия

1.Вводная часть

Игра «назови слово»

Проблемная ситуации и затруднение.

3 мин

2.Основная часть

Решение после рассказа воспитателя об истории возникновения гжельской росписи.

Физкультминутка

Задание «С чего начинается…»

20 мин

3.Заключительная часть

Подведение итога занятия

Вопросы детям по пройденной теме

2 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть

Игра «Назови слово»

Дети рассматривают иллюстрацию в пособии (Задание «найди для каждого продукта…»)

Назовите правильно посуду для хлеба, сахара, молока, чая, конфет, пирогов, заварки и т.д. (если дети называют неправильно, воспитатель поправляет их). А теперь скажите, где делают такую посуду и из чего?

Затруднение – дети не знают, из чего изготавливается эта посуда

-Из глины, похожей на ту, которую мы используем на занятиях по лепке. А знаете ли вы, кА из мягкой глины получается такая красивая и достаточно крепкая посуда? (нет)

2.Основная часть

Решение.

Так вот послушайте историю.

Как-то Зима поспорила с Весной, кто из них лучшая художница.

Зима говорила: «Я лучше рисую, у меня в подручных – Дед Мороз! Как стукнет посохом об землю – всё узорами покрывается: и земля и вода, и деревья и даже окна в человеческих домах!» А весна ей отвечает: «А как я прихожу- все твои узоры пропадают и земля раскрашивается разноцветными узорами из цветов и листьев!». А Зима её: «Так только земля и деревья! А я морожу всё!». А Весна: «А у тебя всё только белое и синее! А у меня красок больше и узоры самые разные из цветов!». Спорили они, спорили, никак не могут договориться, кто лучше рисует. Пошли они к Ивану-гончару, чтобы он их спор разрешил. Выслушал их гончар и говорит: «Научи-ка ты, Зима меня белые и синие краски замешивать, а ты, Весна, цветы вырисовывать. А то я, никак не могу разобрать – кто же лучше». Научили его Весна и Зима своим умениям, а гончар расписал кувшин необыкновенной красоты: на белом фоне синие цветы. Стали люди по всему миру покупать такие блюда, да кувшины покупать, чайники, да чашки. Посмотрели Весна и Зима на кувшин и сказали: «Не мы лучшие, а Иван-гончар! И сёла , и города его цветами украшены». И ушли восвояси. А узоры те, люди до сих пор рисуют и дома свои украшают… Вот такая история. И правда, этот промысел до сих пор живёт.

А теперь, я расскажу как эту посуду на современных заводах делают.

 Изготовление гжельского фарфора проходит в несколько этапов. Гжельские мастера  вручную, на специальных гончарных станках (круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук) вытачивают гипсовые заготовки будущего гжельского изделия. С помощью специальных резцов обрабатывается рабочая поверхность гипсовой заготовки. Затем в эту гипсовую форму заливается шликер (глина), пористый гипс впитывает влагу из шликера, благодаря чему получается заготовка будущего изделия.  Заготовку, которая обрела форму, отправляют в печь в утильный обжиг при температуре в 850-950 градусов для фарфора и майолики, 1200 градусов – для фаянса..После утильного обжига изделие покрывают глазурью (тонкая стекловидная плёнка, придающая изделию водонепроницаемость, и декоративные качества). После этого проводят ещё один, политой обжиг – 980-1050 градусов для майолики, 1400 градусов для фарфора, 1200 для фаянса. На этом этапе на изделии закрепляется нанесенная глазурь.  Также под глазурью используют подглазурные краски. Во время обжига подглазурные краски и глазурь сплавляются воедино, образуя тонкую плёнку, которая предотвращает стирание рисунка. Единственный минус подглазурных красок – гамма их расцветок довольно скудная, поскольку большинство цветов выгорает из-за высокой температуры. Самая распространённая подглазурная краска – кобальт, дающий после обжига изделия синий цвет различных оттенков. И в итоге мы видим то, что называется гжельским фарфором!

 В Гжели работают высококвалифицированные и одарённые художники, скульпторы и мастера технологии. Там существует целый образовательный цикл: обучение начинается с детского сада, основной школы и заканчивается гжельским художественным колледжем и курсами аспиранта в Москве.

Физкультминутка «Гжельские узоры»

  Детям предлагается всем вместе повторить тот или иной узор, который демонстрирует воспитатель. Дети должны сами решить, кто изображает бутон, кто листья, кто цветы.

Задание «С чего начинается …» Соедините рисунки стрелками и расскажите по картинкам, как изготавливается гжельский фарфор.

3.Заключительная часть.

Подведение итога занятия

-Где мы сегодня побывали?

-О чём узнали?

-Расскажите, как и для чего используется посуда из города Гжель. Воспитатель опрашивает 2-3 ребят. Затем хвалит ребят за ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "В гости к мышонку" с применением проблемного обучения

В этом конспекте рассказывается о том, как в гости к ребятам пришел мышонок, который не знал, как его зовут и где он живет. Дети придумывают кличку мышонку и находят ему дом....

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени».

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени»....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:«В гости к тетушке Ариши»

Дети входят в зал, их встречает воспитатель в роли тетушке Ариши (в русском народном костюме) Тетушка Ариша  Здравствуйте, гости дорогие, проходите. Я вас ждала и наряды припасла девочка...

Конспект проведения НОД в старшей группе по теме: "В гости к Смешарикам"

Конспект проведения НОД в старшей группе по теме: "В гости к Смешарикам"Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"...

Конспект по познанию в старшей группе по теме " Солнечная система"

Дети на занятии отправляются в космическое путешествие. Начинается оно с Солнца. Дети узнают, что это не планета,как многие думают, а самая большая звезда. Далее, они знакомятся с каждой планетой,узна...

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему "В гости к дымковским мастерам"

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «В гости к дымковским мастерам»Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно-...