Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему "В гости к дымковским мастерам"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дисенбаева Анара Хусаеновна

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «В гости к дымковским мастерам»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.

Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная

Программное содержание

Цель: познакомить детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла; закрепить умение соблюдать правила безопасности при работе с глиной; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Материалы и оборудование:  географическая карта; изделия дымковских мастеров; иллюстрации с изображением этапов изготовления дымковских игрушек; пособие для детей  5-6 лет, цветные карандаши на каждого ребёнка.

Предварительная работа:  беседа с детьми об  истории прохождения дымковских игрушек, рассматривание дымковских изделий, иллюстраций.

Планируемый результат: дети знают особенности и этапы изготовления дымковских изделий и историю возникновения этого промысла; умеют соблюдать правила безопасности при работе с глиной;  эстетически воспринимают произведения искусства.

Структура занятия

1.Вводная часть

Проблемная  ситуация  с порядком производства глиняных игрушек

3 мин

2.Основная часть

Рассказ воспитателя о производстве дымковском игрушки.

Физкультминутка.

15 мин

3.Заключительная часть

Подведение итогов занятия. Работа в пособии на применение полученных знаний.

Задание «Раскрась»

7 мин

Длительность занятия 25 мин.

Ход занятия

1.Вводная часть.

Игра «Раскрась по порядку» или задание «Расскажи как создаётся дымковская игрушка» в пособии.

Детям предлагается расставить картинки в соответствии с порядком производства глиняных игрушек.

Затруднение- дети не знают как можно изготавливать глиняные игрушки, чтобы они становились крепкими и прочными.

Решение о том, как выполнить это задание, принимается после рассказа воспитателя.

2.Основная часть.

-Сегодня мы продолжим путешествие по нашей стране и вместе с Таней и Ваней поедим в город Киров, что стоит на высоком берегу реки Вятки. Мы уже говорили, что каждый город интересен, о каждом есть, что рассказать.

-Чем же знаменит г.Киров? Почему о нём знают во всём мире? В этих местах в далёкую старину зародилась игрушка, которую сейчас ласково нежно называют дымка.

С высокого  берега Вятки, на котором стоит г.Киров, видно заречную слободу Дымково (покажите на карте). Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода будто в дыму, в дымке.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины лепили их для ярмарки.

-Как вы думаете, почему этим занимались зимой?

Из небольшого глиняного шарика с отверстием свистулька превращалась то  в уточку, то в петушка. И вот на прилавках многолюдной ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Оглашается свистом вся округа. Шумит народное гулянье. Но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот весенний праздник «Свистунья».  (Каждый ребёнок получает по свистку).

Приходит зима, и снова в слободе Дымково принимаются за дело. И так много-много лет. Вот уже придумали лепить другие игрушки, не только свистульки. Своё умение бабушки передавали внучкам, а внучки – своим внучкам. Так и дошло до наших дней. Теперь в г.Кирове, в его центре, находятся художественные мастерские дымковской игрушки.

Давайте зайдем туда. Груды глины. Мешки с мелом. Ящики с красками. Коробки с яйцами.

Молоко. Почти всё, что нужно для создания чуда, которым любуется всякий, кто увидит глиняных барышень, индюка, баранчиков.

Традиционный приём приготовления красок заключается в следующем: сухие краски растираются на яйце, разведённом уксусом или перекисшем квасом.

Лепят дымковские игрушки по частям: это не второстепенный товар, который выполняется между прочим, в дополнение к посуде -  это совершенно самостоятельные, оригинальные изделия игрушечного промысла, которые надо выполнять тщательно, вдумчиво, отделывая каждую мелочь.

В старину игрушки лепили на доске, положенной на колени. Хорошо промытые куски жирной глины, смешанной с песком, скатывают в шарики, потом расплющивают в лепёшки, из которых и создаётся основа, корпус для будущей игрушки.

Приступая к выполнению барыни или кормилицы (показать), прежде всего лепят юбку, или ступу - пустотелый, широкий у основания конус, всё время вертя её в руках для выравнивания стенок. Затем на ступу насаживают торс, оттягивают шею, на ней укрепляют шарик – голову, к плечам прикрепляют (сначала торчком) руки- колбаски, потом их осторожно сгибают, складывают на талии. Затем игрушку «наряжают»: голову обрамляют волосами, витыми и лежащими полукружиями, их венчает шляпа, капор, кокошник. Плечи покрывает пелерина, верх платья или жакет дополняют воротником, оборками, пышными рукавами. Места всех соединений смачивают водой, швы разглаживают мокрой тряпкой, окончательно фигурку оправляют мокрыми пальцами.

Физкультминутка (на выбор детей)

На деревянной лавке игрушки сохнут. Несколько дней будут ждать обжига в печи. Сейчас в мастерских есть специальные печи для обжига. А раньше игрушки закаляли в русских печах.  «Ворота» в печи широкие, внутри просторно, и поэтому в ней может разместиться сразу очень много игрушек. Топили печь берёзовыми дровами. Почему? Потому, что берёза больше других дров даёт жару. Оттого, что в печи бушует огонь, а в её дверцы проникает холодный воздух, игрушки начинают звенеть на разные голоса, как колокольчики.

От огня они становятся ярко- красными, затем покрываются сизым налётом. Изделия кажутся  прозрачными.  После обжига игрушки делаются очень прочными и лёгкими.

Как только игрушки остынут, мастерицы их покрывают слоем разведённого на молоке мела. И ставят сушиться на сквознячок. И тут наступает пора их расписывать.

Кисточками в старину служили палочки, обмотанные льняным лоскутом, а точки пятна, например, румянец на щёках кукол, наносились торцом ровно срезанного прута или тонкой ветки. Сейчас для росписи применяются колонковые или хорьковые кисти.

Мастерица никогда не выдумывает узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи той или иной фигурки., поэтому форма и орнамент тесно связаны. Один и тот же узор никогда не повторяется, найти хотя бы две одинаковые фигурки невозможно.

Если посмотреть на узор - он необычайно прост – всего пять элементов: круг, прямые и волнистые линии, точки- горошины и клетки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие.

Один цвет словно соперничает с другим. И поэтому пёстро, весело от такого хоровода красок!

Чтобы укрепить красочный слой и сделать его не марким, игрушки после росписи покрывают тонким слоем яичного желтка.

Но, оказывается это ещё не всё. Предстоит довольно хитрая работа – «сажать золото».

Листочки золота тонкие, легче пуха, и когда «сажают золото», то от сквозняков закрывают форточки, чтоб листочки не улетели. Мастерица легко касается квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает его на нужное место: водоноскам и барышням на кокошники и шляпы, петухам на гребешки, оленям на рога, волшебным деревьям на ствол и яблоки…

И вот игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно, празднично! И ведь – это из глины. А посмотришь на глину – на ней ничего, кроме крапивы не растёт…

3.Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

Работа в пособии на применение полученных знаний.

-Можете ли вы теперь расставить по порядку рисунки в задании «Расскажите как создаётся дымковская игрушка»?

-Расскажите по рисункам, как создаётся  дымковская игрушка.

Задание «Раскрась».

Раскрасьте правильно дымковскую барыню.

Молодцы ребята, как здорово у вас получилось! Наверно вы бы могли работать дымковскими мастерами! Спасибо большое,  вам за проделанную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «В гости к дымковским мастерам»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.

Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная

Программное содержание

Цель: познакомить детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла; закрепить умение соблюдать правила безопасности при работе с глиной; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Материалы и оборудование:  географическая карта; изделия дымковских мастеров; иллюстрации с изображением этапов изготовления дымковских игрушек; пособие для детей  5-6 лет, цветные карандаши на каждого ребёнка.

Предварительная работа:  беседа с детьми об  истории прохождения дымковских игрушек, рассматривание дымковских изделий, иллюстраций.

Планируемый результат: дети знают особенности и этапы изготовления дымковских изделий и историю возникновения этого промысла; умеют соблюдать правила безопасности при работе с глиной;  эстетически воспринимают произведения искусства.

Структура занятия

1.Вводная часть

Проблемная  ситуация  с порядком производства глиняных игрушек

3 мин

2.Основная часть

Рассказ воспитателя о производстве дымковском игрушки.

Физкультминутка.

15 мин

3.Заключительная часть

Подведение итогов занятия. Работа в пособии на применение полученных знаний.

Задание «Раскрась»

7 мин

Длительность занятия 25 мин.

Ход занятия

1.Вводная часть.

Игра «Раскрась по порядку» или задание «Расскажи как создаётся дымковская игрушка» в пособии.

Детям предлагается расставить картинки в соответствии с порядком производства глиняных игрушек.

Затруднение- дети не знают как можно изготавливать глиняные игрушки, чтобы они становились крепкими и прочными.

Решение о том, как выполнить это задание, принимается после рассказа воспитателя.

2.Основная часть.

-Сегодня мы продолжим путешествие по нашей стране и вместе с Таней и Ваней поедим в город Киров, что стоит на высоком берегу реки Вятки. Мы уже говорили, что каждый город интересен, о каждом есть, что рассказать.

-Чем же знаменит г.Киров? Почему о нём знают во всём мире? В этих местах в далёкую старину зародилась игрушка, которую сейчас ласково нежно называют дымка.

С высокого  берега Вятки, на котором стоит г.Киров, видно заречную слободу Дымково (покажите на карте). Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода будто в дыму, в дымке.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины лепили их для ярмарки.

-Как вы думаете, почему этим занимались зимой?

Из небольшого глиняного шарика с отверстием свистулька превращалась то  в уточку, то в петушка. И вот на прилавках многолюдной ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Оглашается свистом вся округа. Шумит народное гулянье. Но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот весенний праздник «Свистунья».  (Каждый ребёнок получает по свистку).

Приходит зима, и снова в слободе Дымково принимаются за дело. И так много-много лет. Вот уже придумали лепить другие игрушки, не только свистульки. Своё умение бабушки передавали внучкам, а внучки – своим внучкам. Так и дошло до наших дней. Теперь в г.Кирове, в его центре, находятся художественные мастерские дымковской игрушки.

Давайте зайдем туда. Груды глины. Мешки с мелом. Ящики с красками. Коробки с яйцами.

Молоко. Почти всё, что нужно для создания чуда, которым любуется всякий, кто увидит глиняных барышень, индюка, баранчиков.

Традиционный приём приготовления красок заключается в следующем: сухие краски растираются на яйце, разведённом уксусом или перекисшем квасом.

Лепят дымковские игрушки по частям: это не второстепенный товар, который выполняется между прочим, в дополнение к посуде -  это совершенно самостоятельные, оригинальные изделия игрушечного промысла, которые надо выполнять тщательно, вдумчиво, отделывая каждую мелочь.

В старину игрушки лепили на доске, положенной на колени. Хорошо промытые куски жирной глины, смешанной с песком, скатывают в шарики, потом расплющивают в лепёшки, из которых и создаётся основа, корпус для будущей игрушки.

Приступая к выполнению барыни или кормилицы (показать), прежде всего лепят юбку, или ступу - пустотелый, широкий у основания конус, всё время вертя её в руках для выравнивания стенок. Затем на ступу насаживают торс, оттягивают шею, на ней укрепляют шарик – голову, к плечам прикрепляют (сначала торчком) руки- колбаски, потом их осторожно сгибают, складывают на талии. Затем игрушку «наряжают»: голову обрамляют волосами, витыми и лежащими полукружиями, их венчает шляпа, капор, кокошник. Плечи покрывает пелерина, верх платья или жакет дополняют воротником, оборками, пышными рукавами. Места всех соединений смачивают водой, швы разглаживают мокрой тряпкой, окончательно фигурку оправляют мокрыми пальцами.

Физкультминутка (на выбор детей)

На деревянной лавке игрушки сохнут. Несколько дней будут ждать обжига в печи. Сейчас в мастерских есть специальные печи для обжига. А раньше игрушки закаляли в русских печах.  «Ворота» в печи широкие, внутри просторно, и поэтому в ней может разместиться сразу очень много игрушек. Топили печь берёзовыми дровами. Почему? Потому, что берёза больше других дров даёт жару. Оттого, что в печи бушует огонь, а в её дверцы проникает холодный воздух, игрушки начинают звенеть на разные голоса, как колокольчики.

От огня они становятся ярко- красными, затем покрываются сизым налётом. Изделия кажутся  прозрачными.  После обжига игрушки делаются очень прочными и лёгкими.

Как только игрушки остынут, мастерицы их покрывают слоем разведённого на молоке мела. И ставят сушиться на сквознячок. И тут наступает пора их расписывать.

Кисточками в старину служили палочки, обмотанные льняным лоскутом, а точки пятна, например, румянец на щёках кукол, наносились торцом ровно срезанного прута или тонкой ветки. Сейчас для росписи применяются колонковые или хорьковые кисти.

Мастерица никогда не выдумывает узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи той или иной фигурки., поэтому форма и орнамент тесно связаны. Один и тот же узор никогда не повторяется, найти хотя бы две одинаковые фигурки невозможно.

Если посмотреть на узор - он необычайно прост – всего пять элементов: круг, прямые и волнистые линии, точки- горошины и клетки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие.

Один цвет словно соперничает с другим. И поэтому пёстро, весело от такого хоровода красок!

Чтобы укрепить красочный слой и сделать его не марким, игрушки после росписи покрывают тонким слоем яичного желтка.

Но, оказывается это ещё не всё. Предстоит довольно хитрая работа – «сажать золото».

Листочки золота тонкие, легче пуха, и когда «сажают золото», то от сквозняков закрывают форточки, чтоб листочки не улетели. Мастерица легко касается квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает его на нужное место: водоноскам и барышням на кокошники и шляпы, петухам на гребешки, оленям на рога, волшебным деревьям на ствол и яблоки…

И вот игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно, празднично! И ведь – это из глины. А посмотришь на глину – на ней ничего, кроме крапивы не растёт…

3.Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

Работа в пособии на применение полученных знаний.

-Можете ли вы теперь расставить по порядку рисунки в задании «Расскажите как создаётся дымковская игрушка»?

-Расскажите по рисункам, как создаётся  дымковская игрушка.

Задание «Раскрась».

Раскрасьте правильно дымковскую барыню.

Молодцы ребята, как здорово у вас получилось! Наверно вы бы могли работать дымковскими мастерами! Спасибо большое,  вам за проделанную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познанию для старшей группы

Конспект занятия по познанию для старшей группы на тему Шахтерская слава...

Конспект занятия ОО "Познание"в младшей группе "Сказка в гости к нам пришла"

Программные задачи: Различать в игровой форме «много» предметов и «один» предмет, их форму, величину.Узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.Закреплять знания...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ТРАНСПОРТ"

ЗАДАЧИ;Образовательные:·        Знакомить детей с понятием –транспорт;·        Закреплять в активном словаре слова: транспор...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Овощи»

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «Овощи»...