Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:«В гости к тетушке Ариши»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Благодарова Ольга Александровна

 

Дети входят в зал, их встречает воспитатель в роли тетушке Ариши (в русском народном костюме)

Тетушка Ариша  Здравствуйте, гости дорогие, проходите. Я вас ждала и наряды припасла девочкам косынки, мальчикам кушаки. (наряды достает из сундучка).Теперь вы стали красными девицами, да добрыми молодцами.

Покажитесь-ка и назовитесь-ка.

Дети   (поочереди называют свои имена) Я красная девица Аня, я добрый молодец Вова…

Тетушка Ариша   А я тетушка Ариша. Не стесняйтесь по удобней располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyakh_u_tetushki_arishi.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:

«В гости к тетушке Ариши»

Разработала воспитатель: Благодарова Ольга Александровна

Самара

Цель: Расширить представления о русских народных семейных обычаях.

Задачи:

Расширить представления о русских народных семейных обычаях.

Развивать внимание, образное мышление, память, мелкую моторику.

Формировать интерес к народному творчеству.

Словарная работа:

Обогащать словарный запас детей (оберег, колыбель, лапти, сундук, именины).

Материал и оборудование:

Кукла, уголек, сундук с косынками и кушаками, зерна, монеты, корыто с водой и полотенце, русская рубаха, колыбель, кусок хлеба, узелок с солью, лоскуты разноцветной ткани, нитки, вата, кукла-колокольчик, корзина, конфета.

Предварительная работа:

Беседы « Я и мое имя», «Русская изба», « Предметы русской старины», чтение былин, народных сказок, слушание песен, проведение игр.

Ход занятия

Дети входят в зал, их встречает воспитатель в роли тетушке Ариши (в русском народном костюме)

Тетушка Ариша  Здравствуйте, гости дорогие, проходите. Я вас ждала и наряды припасла девочкам косынки, мальчикам кушаки. (наряды достает из сундучка).Теперь вы стали красными девицами, да добрыми молодцами.

Покажитесь-ка и назовитесь-ка.

Дети   (поочереди называют свои имена) Я красная девица Аня, я добрый молодец Вова…

Тетушка Ариша   А я тетушка Ариша. Не стесняйтесь по удобней располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Это что?

Дети   Самовар. В нем грели воду.

Тетушка Ариша   Сверху пар идет, снизу жар- шипит русский самовар. А это что ребята?

Дети  Чугунок. В нем варили еду.

Тетушка Ариша  В чугуне щи варили, кашу томили, молоко топили. А это что детушки?

Дети   Лапти. Их надевали на ноги.

Тетушка Ариша   Лапти плели разные, в зависимости от назначения. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому. Лапти лопоточки из лыка да бересты плетеные, легкие да просторные. (звучит музыка плач ребенка) Кто тут плачет, слезы льет? (достает из колыбели куклу) Да это малец- удалец. Сегодня родился да вдруг  рассердился. Возьмем его на руки и он успокоится. Покачай Ксюша младенца. (плач стихает).

Тетушка Ариша   С давних времен когда ребенок рождается, его нарекают именем. Давайте придумаем имя младенцу, старинное русское. Какие вы знаете старинные имена? Дети называют имена и выбирают имя Ваня.

Тетушка Ариша  Человек растет, и имя его растет. Пока он маленький его будут называть ласково Ванечка. Подрастет, станут Ваней звать. А как только повзраслеет будут Иван  Егоровичем величать. А вас как будут называть, когда вы станете взрослыми? (ответы детей).

Молодцы! Вот вы и познакомились  с Ванечкой. А вы знаете, что означает имя Ванечка? Ваня – хозяин земли. Когда родители называли ребенка этим именем, они мечтали о том, что когда Ванечка вырастет, будет у него много земли и станет он богатым и счастливым. Посмотрите здесь для Ванечке приготовлены предметы. ( показывает уголек, зерна, монеты и раздает их детям.)Как  вы думаете, зачем они младенцу?

Во времена ваших прапрабабушек и прапрадедушек уголек, зерна и монетки опускали в карыто с водой, где купали в первый раз ребенка.

Когда клали уголек, приговаривал: « Привыкай к домашнему теплу». Илья положи уголек в карыто и повтори эти слова.

А когда клали зерна, говорили: « Будь всегда сыт». Вова опусти зерна в воду и повтори эти слова.

Кто скажет для чего клали монетки и какие слова говорили при этом? (ответы детей). Правильно. Положи Аня монетки со словами « Будь всегда богат».

Теперь нашего Ванечку можно купать. (купаем вместе с ребенком).

Тили-тили-тили-тили,

А мы по воду ходили.

Воды для Ванечке полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли,

Бело-набело отмыли.

Лишь головка одна,

Как была черным-черна!

Лиза, помоги мне вытереть Ванечку. Подай полотенце. (вместе вытираем).

Полотенце вышито и бело,

Вытирай –ка малыша умело.

Будет чистеньким малыш,

Вырастет у нас крепыш.

Мы искупали, вытерли Ванечку, а что же дальше?

Дети  Его надо одеть.

Тетушка Ариша  Заворачивали ребенка в отцовскую рубаху, чтобы он был похож на отца, стал таким же работящим, честным и добрым, как он .  Давайте рассмотрим на рубаху, какая она?

Дети  Красивая, нарядная, вышитая.

Тетушка Ариша  Идем Аня помоги мне завернуть Ванечку.

Тетушка Ариша  Расти малыш, будь похож на отца и мать. Трудись, как они трудятся, отдыхай, как они отдыхают. Пора нашего Внечку спать уложить. А где спал малыш?

Дети  В колыбеле.

Тетушка Ариша   Что это лежит в калыбели?

Дети   Это хлеб и соль.

Тетушка Ариша   На Руси хлебом и солью встречали не только гостей но и новорожденных. Укладывая узелок с солью и ломоть хлеба, приговаривали: « Наконец-то ты родился, Ванечка»

Чтобы Ванечка заснул быстро и спал сладко, споем ему колыбельную.

(вместе с детьми)

Баю-баюшки-баю,

Я тебе покой дарю.

Ветер за окном свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит.

- Спи, Сыночек, - говорит.-

Баю-баю-баю-бай,

Спи, Ванюшка засыпай.

Вот и уснул Ванечка. У него сегодня именины. Пока малыш спал, ему родные готовили подарки. Как вы думаете, что дарили?

Кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Вот и мы сделаем Ванечке – куклы-обереги. Я для вас кое-что припасла. (показывает лоскуточки в карзинке).

Надо взять квадратный лоскуток, положить в его центр вату. Обернуть вату лоскутом и обвязать ниткой. Это голова куклы. Из уголков квадрата, свернутых и обвязанных нитками, получатся руки. На голову повяжем косынку. Кукла-оберег готова. Уж вы постарайтесь, сделайте кукол яркими да нарядными, чтобы охраняли эти обереги Ванечку.

Перед тем как начать мастерить, подготовим свои пальчики к работе. Проводится разминка. Дети выполняют движения по показу.    

 После разминки тетушка Ариша приглашает всех ребят приступить к работе.

 В процессе работы помогает детям которые затрудняются. ( задание выполняется под русские народные песни)

Тетушка Ариша  Вот вы и сделали для Ванечки куклы – обереги. Впрочем, оставьте их себе, а ему мы подарим оберег, который смастерила я.Пусть она хранит его и защищает.

Ребята понравилось вам у меня в гостях? Что нового узнали? Спасибо за роботу вашу, за старание. До скорого свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе На тему: «Ёжи в гостях у ребят».

Занятие в старшей группе  " Ежи в гостях  у ребят" интегрированное. В  первой части занятия дети  вспоминают, уточняют, расширяют  свои знания о ежах (  повадках,  в...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему "Космическое путешествие"

Конспект  занятия по разделу "Развитие познавательных способностей дошкольников" ТИП:          Интегрированное. ВИД:...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "В гости к мышонку" с применением проблемного обучения

В этом конспекте рассказывается о том, как в гости к ребятам пришел мышонок, который не знал, как его зовут и где он живет. Дети придумывают кличку мышонку и находят ему дом....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "Птицы средней полосы России" с применением ИКТ

В данном конспекте закрепляются знания детей о птицах, проживающих с средней полосе России. Дети учатся различать хищных и насекомоядных птиц, отвечая на проблемные вопросы педагога. Развивают умение ...

Конспект интегрированного занятия в младшей группе на тему "В гостях у курочки Рябы"

Развитие у детей способности внимательно слушать, обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "К Мише в гости"

Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год.Программное содержание:Образовательные:•        закреплять умение различ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему «В гости к леснику»

Цель:развивать активность и любознательность детей среднего возраста в процессе познавательной деятельности....