Картотека игр по технологии ТРИЗ
картотека (подготовительная группа)

Тузова Ольга Петровна

Картотека

игр по технологии

 ТРИЗ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_tehnologii_triz.docx45.79 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное дошкольное образовательное

 бюджетное учреждение «Детский сад № 19 «Хрусталик»

комбинированного вида» г. Минусинска

662606,  г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А

Картотека

игр по технологии

 ТРИЗ

Подготовила:

воспитатель

Тузова О.П.

г. Минусинск, 2021 г.

Игра на определение подсистемных связей объектов.

«Что можно сказать о предмете, если там есть…»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок

должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход:

ВедущийЧто можно сказать об объекте, который имеет лапки с

присосками?

ДетиЭто животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.

ВедущийЧто можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?

ДетиКошка, котенок.

Игра на сравнение систем

«Давай поменяемся»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

Ход:

Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.

Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.

Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота.

Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.

Игра на сравнение систем

«Найди друзей»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети

говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при

фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать

после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

Ход:

Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту

функцию?

ДетиПеревозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.

ВедущийЗаяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?

Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.

Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ход:

Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).

- все учебники

- все спички

- ручки

- ласти

Универсальные системные игры

«Чудесный экран» («девятиэкранка»)

В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие

мыслительные шаги:

- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.

- определяется подсистема природного объекта.

- определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится.

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом.

- рассматривается развитие объекта в будущем.

В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран».

Лисенок

(детеныш).Взрослая лиса. Части зародыша. Части тела слабого, неумелого лисенка. Части тела взрослой

Лисы.

Форма организации игр:

- Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.

Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки).

- Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению:

«Что-то» автор М.С. Гафутулин.

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!

Игровое действие при этом:

Конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т.д.

Предполагаемый результат по итогам универсальных игр: к концу дошкольного возраста о любом объекте ребенок может системно размышлять: выделять его функцию (свойства), рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени.

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими

ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход:

Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту

музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Игра «Числовая да - нетка»

Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.

Ход:

1. На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.

2. Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.

3. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».

Но детей сначала надо научить задавать вопросы.

Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и

спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?

Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:

- Это больше 3? Меньше 3?

Снова делят часть:

- Это крайняя цифра? Первая? В середине?

Игра Пространственная «да - нетка»

(с игрушками, геометрическими формами)

Цель: обучение мыслительному действию.

Ход:

1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

На стол выставляется 5(10, 20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от

машины (машинка стоит посередине).

2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные

картинки.

Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

ДетиЭто справа (слева) от середины?

Затем дети делят лист по горизонтали:

- Это ближе 9дальше) от меня?

Это слева (справа) от телевизора?

Это в верхней половине? (нижней половине?)

В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.

Игра «Да – нетка» на загаданное слово.

Цель: классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.

Ход:

Ведущий загадывает предмет. Дети задают вопросы. Ведущий должен научить детей задавать вопросы по определенной схеме (схема в мозгу ребенка).

Объект

Природный Рукотворный,живой неживой

Примечание:

1. Ведущий не должен принимать ответы по перечислению объектов.

2. Необходима «остановка» для обобщения ответов детей.

3. Загадываются объекты реального мира.

Объект

Рукотворный Природный

Материал Функция Температура Живой Неживой

1. изготовлен из множества ММЧ

место нахождения материалов.

2. из одного Цвета (земля, вода, материал воздух)

Размер: Форма:(сравнить с чем-то).

Объемная, плоскостная, круглая, с углами

Живой

Возраст Среда обитания:

(молодой, взрослый) (вода, земля, воздух)

Микробы, Животный мир, Грибы, Растения:

съедобные, культурные

несъедобные, декоративные

Человек, Звери, Птицы, Насекомые, Рыбы, Раки:

(домашние, летающие, морскиекрабы, дикие, ползающие, речные, креветки, озерные)

Пресмыкающиеся, Земноводные, Черви:

(черепахи, змеи, лягушки, ящерицы, жабы, крокодилы)

Игра «Да-нетка» по неизвестному слову.

(в старшей и подготовительной группе)

Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы,

производить мыслительные действия.

Ход:

Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря.

Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нетке» на загаданное слово).

Слова: торбаса (обувь), вигвам, острец (сорняк), студия, цевница…

Игра «Один – много»

Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей.

Закреплять понятие «один – много».

Ход:

Ведущий: Ребята, сколько у меня расчесок?

Дети: (одна).

Ведущий: Чего в расческе много?

Дети: (зубчиков).

Аналогично: коробка - стол

книга - дерево

ковер - дом

клубок -цветок

морковь - дом

Игра «Где живет (работает)?»

Цельнаучить определять разные места обитания объекта, искать объекты,

выполнять те же самые функции.

Ход:

Ведущий называет объект. А дети говорят, где в каком месте, его можно встретить и что он там делает.

Ведущий: Тигр.

Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в

мультфильме для радости.

- Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)

Игра «Назови часть предмета»

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Ход:

Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):

- ДОМ.

Ребенок, поймав мяч должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)

Игра «Паровозик»

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Ход:

Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т.е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям.

Ведущий – паровозик, дети – вагончики.

Например:

Человек:

1 карточка – младенец

2 карточка – дошкольница

3 карточка – девочка-подросток

4 – девушка

5 – женщина

6 – старушка («Поезд времени»)

Игра «Что это такое?»

Цель: развивать ассоциативное мышление.

Ход:

На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую

фигуру или схематическое изображение. Задает вопрос детям: Что это такое? или На что похоже?

Дети называют предмет, на который похоже это изображение.

Ведущий говорит: Нет! Это не …

Затем ведущий подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает:

«Что это?». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т.д.

Игра «Кто (что) это такое может быть?»

Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.

Ход:

Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические

пары.

Например: Что может быть и горячим и холодным (одновременно)?

(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)

- и легким и тяжелым;

- и длинным и коротким;

- и гибким и твердым;

- и гладким и шероховатым;

- и мягким и твердым;

- и острым и тупым.

Игра «Гирлянда»

Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью

вопросов.

Ход:

Ведущий предлагает стартовое слово.

Например: ЛЯГУШКА.

И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета.

Ведущий: Лягушка какая?

Дети: Зеленая.

От этого слова вновь ставится вопрос.

Например: Зеленая кто (что)?

Дети: Трава.

Ведущий: Трава что делает?

Дети: (растет)

Ведущий: Растет что (кто)?

Дети: (ребенок)

Ведущий: Ребенок какой?

Дети: (веселый)

Ведущий: Веселый кто бывает?

Дети: (клоун)

Ведущий: Клоун что делает?

Дети: (смеется)

И т.д.

Игра «Что было бы, если убрать часть?»

Цель: Учить « разбирать» любой объект на составляющие части.

Ход:

Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.

Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.

Например: У велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого)?

Игра «Кто кем будет?»

Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

Ход:

Ребенок отвечает на вопрос взрослого:

- кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко,

икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и

т.д.

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких

вариантов.

Например:

Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.

За одну игру можно разобрать 6-7 слов

Игра «Найди друзей»

Цельучить определять разные места обитания объекта и искать объекты,

выполняющие те же самые функции.

Ход:

Ведущий называет объект, выделяя функцию, а дети говорят, кто (что) выполняет эту же функцию.

Например:

ВедущийМашинка перевозит груз.

Дети: Перевозит груз пароход, слон …

Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?»

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать

характеристику объекту по одной части.

Ход:

Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать

характеристику объекту.

Например:

Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).

Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова?

(это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка).

Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?

(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).

Игра «Бином фантазии»

Цель: учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять

предложения.

Ход:

Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами. Предлоги ( в, над, через, около, у).

Например:

Подушка и крокодил

подушка под крокодилом;

 крокодил, прыгающий через подушку;

 крокодил в подушке;

 подушка, прыгающая через крокодила;

Вопрос: Как это случилось? (Дети придумывают ситуацию, рассказ)

Игра «маятник» (Хорошо-плохо)

Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.

Ход:

Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.

Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.

Например:

Укол

(+) (-)

Лечит

Быстро выздоравливаешь

Больно

Лекарство дорогое

страшно

Дождь

Растут растения

Пьют воду

Моются водой

Пыль сбрызгивает

Красиво

холодит

Промокнешь

Лужи появляются

Гулять нельзя

Белье намокло

Игра «Как много всего сделал человек»

Цельучить классифицировать предметы рукотворные по функции.

Ход: Предложить детям объекты рукотворные.

Например: стол, торт, кукла, самолет, тарелка, полка, чашка, мост, пирамидка, пылесос, радио, шарф, носки, ложка, театр.

Спросить детей, для чего сделан каждый предмет?

Дети называют сектора:

игрушки

одежда

посуда

здания (сооружения)

транспорт

мебель

Игра" Маленькие человечки"

Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

Ход:

Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.

Человечки твердого тела -

Человечки жидкого тела -

Человечки газообразного тела -

Ведущий предлагает разделить природную среду горизонтальными линиями и в верхнем секторе "поселить" все, что несет в себе человечков газа, в центре - жидкого тела, внизу - твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.

Например: Болотная лягушка - живая природа, живет и в воде и на суше.

Древесная лягушка - на дереве, хотя дышит воздухом.

Чайка - живая природа, живет в воздухе и на воде.

Игра "Перевирание сказки"

Цель: учить детей заменять сюжет сказки, что позволяет позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы.

Ход: Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по ходу ее "перевирают".

Например:

Сказка "Царевна лягушка".

Ведущий: Было у отца 3 сына.

Дети: Не 3, а 20.

Ведущий: Однажды собрал их царь и говорит: "Пора вам жениться!"

Дети: В лес по грибы идти.

Ведущий: Сыновья отвечают: "А где нам жен искать?"

Дети: Грибы искать.

Ведущий: Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба ваша.

Дети: Не по стреле, а по валенку.

Ведущий: У старшего сына упала стрела на боярский двор.

Дети: На елку, по шишке.

Ведущий: У среднего сына - на купеческий двор. Подняла его купеческая дочь.

Дети: В магазин, попала в бутылку молока.

Ведущий: У младшего сына в болото, к лягушке.

Дети: В цирк, попала в укротителя тигров.

Примечание: всю сказку рассказывать не надо.

Сказки "Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба".

Игра "Префиксы"

Цель: учить комбинировать слова с префиксами получая интересные слова

придумывая рассказы.

Ход:

На доске пишутся с левой стороны префиксы, а с правой любые объекты. Затем присоединить префикс к слову. Обсудить интересные слова.

Анти         Мульти

Психо. Тетра. Само

Аква. Полу.Поезд

Жираф. Гвоздика.Стул

Молоток. Диван.Комар

Авиастул.Полужираф. Автомолоток

Мотодиван. Суперкомар

Отметить с детьми, что (+) и (-) в новых предметах (объектов).

Аэро - воздушный, анти - против, зоо - о животных, мото - приводящий в движение, астро - звездный, архео - древний, мело - музыкальный, моно - единственный, мульти - множество, тетра - четыре, аква - водный, аэровокзал, антимоль, зоопарк, астронавт, видеомагнитофон, меломан, мультипликация, тетрадь, аквариум.

Например:

Мелостул - музыкальный стул, когда садишься звучит музыка.

Монотелевизор - единственный на земле телевизор.

Аквазаяц - водяной заяц.

Видеокарандаш - превращает в картинку написанное.

Минислон - слон размером со спичечный коробок.

Игра: "Паровозик"

Цель: учить выстраивать логические цепочки, развивать внимание, память, мышление.

Правила игры: Ведущий готовит 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды: дерево или птица, или цветок, человек и так далее (объекты живой системы). Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.

Ход:

Ведущий - педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети - вагончики.

Выстраивается "поезд времени".

Ведущий: Давайте отправимся на поезде времени человека. На столе вразнобой изображения младенца, маленькой девочки и мальчика, школьника, подростка, взрослого, пожилого человека.

Каждый ребенок выбирает любую картинку. Ведущий берет свою, встает, а за ним встает ребенок со следующей по смыслу картинкой и так далее.

В: А в будущем, на чем будет ездить человечество?

Дети выбирают предложенные картинки и выстраивают в "поезд".

Игра "Что будет если..?"

Цель: на развитие мышления, речи, гибкости ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Правила игры: Эта игра построена на вопросах и ответах. "Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?", "Что будет, если летом пойдет снег?".Вопросы могут быть разными - как житейские, так и фантазийные, например: "Что будет если, ты окажешься на Марсе?"

Ход:

Ведущий задает вопросы ребенку: "Что будет, если в ванну с водой упадет бумага?". Ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывет и т.д.

Игра "Солнышко светит"

Цель: развитие мышления, речи, гибкости ума, воображения.

Правила игры: Ведущий начинает предложение, а ребенок заканчивает. Например: дождь - идет, а еще ..., солнышко - светит, а еще..., собака - лает, а еще..., паровоз - мчится, а еще..

Ход:

Можно объединить два предмета или живых существ и называть общие для них действия. Снег и лед тают, птица и самолет летают, заяц и лягушка прыгают. Или одно действие и много предметов: Плавает рыба, лодка, корабль, айсберг.. А еще? Греет солнышко, шуба, батарея.. А еще? Гудит машина, поезд...

Игра "Уменьшаем и увеличиваем"

Цель: обогащать словарный запас детей, учить образовывать при помощи суффиксов: - ок, - чик, - чек, - ище.

Правила игры: Ведущий называет слова, а дети говорят слова с окончанием суффиксов ок, чик, чек, ище.

Ход:

Ведущий: Я буду называть кого-нибудь, а ты сделай его маленьким. Например: гриб-грибок, стул-стульчик, лист-листочек.

Следите за тем, чтобы ребенок не называл вместо правильного ответа детенышей животных: не заяц - зайчонок, а заяц - зайчик; не корова - теленок, корова - коровка.

Тоже самое можно делать и в обратном направлении. Взрослый называет "уменьшенное" слово, ребенок дает его обычный вариант.

Такие же игры можно проводить с "увеличивающими" суффиксами: кот - котище, урок - урочище.

Игра "Назови одним словом"

Цель: обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление.

Правила игры: Ведущий что-то описывает, а ребенок называет это одним словом. Например, утренняя еда - это завтрак; большая посуда для приготовления компота - кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год -- елка.

Игра "Опиши одним словом"

Цель: обогащать словарный запас детей при помощи прилагательных, развивать речь, внимание, мышление.

Правила игры: Эта игра аналогична предыдущей, только называть нужно не существительное, а прилагательное. Например: чашка для кофе - кофейная, цветок из бумаги - бумажный, варенье из клубники - клубничное, сок из яблок - яблочный.

Пусть ребенок потренируется в придумывании заданий для вас.

Игра "Цепочка"

Цель: учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.

Правила игры: Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать, как можно больше признаков и не повториться.

Ход:

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением очков, ребенок увидев картинку, говорит очки круглые и передает картинку следующему игроку. Следующий игрок говорит очки солнечные и передает следующему игроку картинку и т.д.

Игра "Расставь по порядку"

Цель: формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных, развивать мыслительную деятельность детей, речь.

Правила игры: Ведущий показывает детям 5-6 карточек с изображением разных животных например: мышка, кошка, собака, конь, слон), их нужно расставить по росту, начиная с самого маленького. После этого начинается обсуждение каждой карточки. Например: кошка - большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая?

При анализе ситуации "Для кого мышка большая?", "Для кого слон маленький?" дети используют знания из личного опыта.

Можно расставить игрушки например: жираф, осел, лев, цыпленок, мышь, динозавр и попросить детей поставить по росту животных так, как они есть в природе.

Игра «Кем был раньше?»

Цельучить называть прошлое предмета.

Ход:

Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком), сильный (слабым).

Игра "Маша-Растеряша"

Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

Метод:

Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?..

Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

Ход игры: 1-й вариант: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

 

- Ой! 
- Что с тобой?
- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду

(называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)? 
Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.
2-й вариант: то же, что в 1-м варианте, но роль Маши-Растеряши предоставляется по очереди всем участникам игры. Ведущий может до начала игры попросить детей, чтобы они загадали потерянный предмет. Затем он назначает Машей-Растеряшей одного из детей. Ответчиком можно назначить, допустим, соседнего ребенка. Тогда он после удачного ответа становится Машей-Растеряшей и обращается к следующему по цепочке участнику игры. Таким образом обеспечивается участие каждого ребенка. Но остальным быстро надоедает ждать своей очереди. Можно не назначать ответчика, пусть на вопрос Маши-Растеряши отвечают все желающие, после чего роль Маши-Растеряши переходит к следующему по цепочке игроку. Но тогда не все будут активно участвовать в игре. Можно объединить подходы, когда первым должен ответить, например, сосед, а остальные могут дополнить. Тогда Маша-Растеряша может оценить ответы и выбрать лучший. А кто дал лучший ответ становится сам Машей-Растеряшей - ведь известно, что "растеряшесть" заразительна.

Игра "Мои друзья"

Цель: учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство подходят (подбегают) к ведущему.

Примечание: Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами.

В старшем дошкольном возрасте можно брать "сложные" объекты по функции. В 5-6 - и летнем возрасте роль ведущего может выполняться ребенком.

Ход:

Ведущий: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать.

К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка.

Ведущий: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летает? Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь ко всем детям.

Ведущий: Мои друзья - это то, что может говорить.

К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы...

Примечание: Ведущий может использовать игру при ориентировки в помещении, при формировании понятия обобщения и др.

Ведущий: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире.

К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.

Ведущий: Выберете слова, обозначающие название техники. Мои друзья - это то, что может перевозить грузы.

К ведущему подходят те дети, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль.

Ведущий: Мои друзья - это то, что умеет жужжать.

К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена и произносят в качестве упражнения: ж-ж-ж.

Ведущий: Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "Р" (в начале слова, в середине, в конце).

К ведущему подходят дети со словами: рак, воробей, фары.

Как усложнения для 6-7 лет.

Ведущий: Мои друзья - это слова, обозначающие действия, в которых есть звук "А".

Дети: Бегать, прыгать, летать.

Примечание: Воспитатель заранее раздает детям по 2 предметные картинки с разными объектами. Например:

ребенок 1: стол и вода

ребенок 2: сахар и стакан с водой

ребенок 3: ручка и стол

ребенок 4: молоко и чашка чая

ребенок 5: краска и вода

ребенок 6: зонт и дождь

ребенок 7: часы и шкаф

Ведущий: Что же взаимодействует между собой?

К ведущему подходят дети с картинками сахара и стакана с водой, молоком и чашкой чая, краски и воды.

Ведущий: Мои друзья - это то, что умеет отталкиваться друг от друга. К ведущему подходят дети с картинками зонта и дождя.

Ведущий: Мои друзья - это то, что не взаимодействуют.

К воспитателю подходят дети с картинками стола и воды, часов и шкафа, ручки и стола.

Примечание: В ходе игры дети объясняют причину взаимодействия - не взаимодействия, учатся строить предложения, тем самым решается задача развития монологической речи, формируется умение выражать свои мысли.

Вариантов игры много. Можно усложнять условия игры через объединение функции и надсистемы.

Ведущий: Мои друзья - это те кто живет в лесу, и умеют быстро бегать.

Дети: Лиса, волк.

Ведущий: Мои друзья - это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку.

Дети: пылесос, утюг, веник, комбайн, лошадь..

Примечание: Данную игру можно использовать и при отработке под- и над-системы, а также прошлого конкретного объекта.

Ведущий: Я - телефон. Мои друзья - это, что может передавать информацию на расстоянии.

Дети: Книга, почтальон, голуби с записками, компьютер.

Ведущий: Я - цветок. Мои друзья - это те объекты, которые в прошлом были семечком.

Дети: Огурец, подсолнух, тыква, дыня.

Литература: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igry-po-tehnologi-triz-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...