Конспект познавательно-исследовательского проекта "Чудеса тепличные"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ахмерова Лариса Семеновна

   Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность, которая способствует  развитию эмоционально-положительного отношения к природе. Большинство проживающих в городской местности  детей  не очень тесно общаются с природой. Не все из них  имеют возможность  увидеть, как родители или члены семьи сажают овощные культуры в условиях приусадебного  участка, убирают их осенью, используют в различных видах и с различной целью. Теплица, находящаяся на территории детского сада занимает важное место в реализации задач по ознакомлению дошкольников с окружающей природой, воспитании интереса и бережного отношения к ней. Теплица является живой лабораторией, которая помогает детям расширить, обогатить и закрепить знания о растениях, в ней растущих, особенностях их выращивания. Интеграция образовательных областей в ходе знакомства с окружающим миром  позволяет  формировать у дошкольников более полные представления об окружaющей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudesa_teplichnye_2023.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект «Чудеса тепличные»

Вид проекта: познавательно – исследовательский;

Продолжительность: долгосрочный;

Участники исследовательской деятельности: дети 4-5 лет, педагоги, родители воспитанников;

Место проведения: экологическая студия

Объект исследования: овощные культуры  болгарского перца, картофеля, свеклы, фасоли, гороха, зелени укропа, пшеницы;

Материал и оборудование: 2 биолаборатории,   грунт для посадки, вода, семена и корневая рассада овощных культур (томата, перца сладкого, огурцов, , укропа, гороха, фасоли. свеклы, картофеля); садово-огородный  инвентарь:  лейки для полива, ведерки, лопатки, грабли  для рыхления почвы, муляжи овощей для игр и рассматривания, коллекция семян огородных культур, схема алгоритм трудовой деятельности;

Методы работы: наблюдения, беседы, эксперименты,  трудовая, продуктивные виды деятельности, ведение дневника наблюдений;

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;

Актуальность:  важной  задачей  экологического воспитания сегодня является воспитание экологически грамотного человека с раннего детства.

   Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность, которая способствует  развитию эмоционально-положительного отношения к природе. Большинство проживающих в городской местности  детей  не очень тесно общаются с природой. Не все из них  имеют возможность  увидеть, как родители или члены семьи сажают овощные культуры в условиях приусадебного  участка, убирают их осенью, используют в различных видах и с различной целью. Теплица, находящаяся на территории детского сада занимает важное место в реализации задач по ознакомлению дошкольников с окружающей природой, воспитании интереса и бережного отношения к ней. Теплица является живой лабораторией, которая помогает детям расширить, обогатить и закрепить знания о растениях, в ней растущих, особенностях их выращивания. Интеграция образовательных областей в ходе знакомства с окружающим миром  позволяет  формировать у дошкольников более полные представления об окружaющей действительности.

 Проект даст  детям непосредственную  возможность увидеть,  как растут некоторые огородные культуры, какие условия необходимы для их роста, чем  они полезны, как используются в пищу.

Умение самим увидеть посадку определенных овощных культур, ухаживать за ними,  понаблюдать, как  быстро и в какую форму превращаются недавние семена и рассада поможет детям почувствовать сопричастность  с природой, позволит приобрести  первые полезные трудовые навыки,  положить начало формированию отношения к земле как  богатству страны, заложить основы любви к ней и к труду. Главное, выращенный и собранный  урожай даст возможность употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.

Цель проекта: формирование  знания детей о посадке  и уходе за некоторыми огородными культурами в условиях умной теплицы.

Задачи:

  • познакомить  детей среднего дошкольного возраста с процессом выращивания  огородных культур томата, перца болгарского, огурца, картофеля, свеклы, фасоли, гороха, укропа.
  • познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени - укропа;
  • развивать у детей познавательную активность, желание участвовать в трудовой деятельности, формировать трудовые навыки;
  • формировать  представления о внешнем виде вышеуказанных  огородных культур, особенностях  их внешнего строения, различать  семена и рассаду;
  • побудить у детей интерес к конкретном объектам - огородным культурам, через стихи, загадки, исследовательскую деятельность;
  • формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста данных культур, изучение системы подачи влаги, света и тепла с помощью датчиков в умной теплице;
  • формировать умение наблюдать за изменениями роста огородных культур в условиях теплицы, учить детей  ежедневно ухаживать за огородными культурами  в  условиях теплицы и видеть результат своего труда;
  • способствовать   экологическому просвещению родителей и развитию партнерских отношений с семьями воспитанников через привлечение к участию в проекте;
  • воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к окружающему миру  природы и ее  объектам.

Ожидаемые результаты:

  • дети узнают о том, что овощные культуры являются  источником  витаминов;
  • дети познакомятся с процессом посадки томата, болгарского перца, огурца, петрушки, салата листового, укропа  в открытый грунт теплицы и научатся выполнять простейшие трудовые операции, необходимые при их выращивании;
  • у  детей сформируются знания и представления о росте овощных культур в условиях умной  теплицы;
  • у детей обогатится словарный запас за счёт  новых слов;
  • дети познакомятся с поговорками, пословицами, загадками, стихами об овощных культурах томата, огурца, перца, укропа, петрушки, лука;
  • дети узнают, где и в каких целях  используются  плоды овощных культур;
  • активная помощь родителей по экологическому воспитанию дошкольников.

План реализации проектной деятельности:

Этап

Название мероприятия

Неделя месяца

1 Подготовительный

АПРЕЛЬ

-знакомство  детей и  родителей с идеей проекта и биолабороторией;

3

-подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об огородных культурах и зелени;

3-4

-подбор  консультаций  и рекомендации для родителей;

3

-разработка плана проекта;

3

-подбор иллюстративного и демонстрационного материала о томате, огурце, болгарском перце, укропе, петрушке, фасоли, горохе, пшенице;

3-4

подготовка  ящиков  с грунтом, инвентаря для высадки   семян и рассады;

4

-подготовка посадочного материала (семена укропа,  огурцов, томатов, болгарского перца,  фасоли, гороха, пшеницы, клубни картофеля и свеклы );

4

МАЙ

-создание дидактических игр «Вершки – корешки», разрезные картинки «Овощи, фрукты»;

1

-оформление коллекции семян овощных культур и рассматривание;

1

-изготовление  атрибутов к драматизации сказки «Репка», «Пых»;

3

-консультации для родителей «Лук от семи недуг»;        

4

2- Основной

-рассматривание и изучение посадочного материала, коллекции овощных культур, знакомство с биолабороторией «Умная теплица»;

2

-беседа «Что нужно растениям для роста?»;

3

-загадывание загадок  об овощных культурах;

3

-совместная  трудовая деятельность:  посадка   семян огурца,  томата, гороха, фасоли, укропа, пшеницы;

3

-двигательная деятельность  «Вкусный обед»

3

-изобразительная деятельность (рисование)  «Лук от семи недуг» ;

4

-совместная деятельность: наблюдение и уход за посаженными культурами (полив в воды в бочонок биолаборатории,  рыхление по мере необходимости);

На протяжении всего времени проекта

-рассматривание коллекции семян огородных культур;

4

-подвижная игра «Мыши в кладовой»;

4

-чтение белорусской сказки  «Пых»;

4

-дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

5

-аппликация (коллективная работа) «Веселая грядка»;

5

-дидактическая игра «Большой – маленький»;

5

-консультация для родителей «Рацион ребенка. О пользе овощей»;

5

ИЮНЬ

-чтение стихотворений об овощных культурах;

1

беседа «Овощи с огорода»;

1

-дидактическая игра  «Посадили  огурец, вырос славный молодец»;

1

-театральное представление  по  белорусской сказке «Пых»;

2

-подвижная игра  на участке группы  «Зайцы и капуста»;

2

-рисование «Огурец»;

2

-настольные игры   домино «Овощи и фрукты»;

3

-аппликация «Тарелка с овощами»;

3

-лепка «Заюшкин огород»;

4

-подвижная игра «Вершки и корешки»;

консультация для родителей «О пользе свекольного сока»;

4

-прием в пищу продуктов выращенного в теплице урожая (салата из  свежих огурцов, помидор, перца и зелени);

По мере созревания

                           ИЮЛЬ

-беседа «От моркови больше крови»;

1

-опытно-экспериментальная деятельность «Сравни на вкус»;

1

-рассказывание русской народной сказки «Репка»;

1

-дидактическая игра «Какого овоща не стало?»;

2

-музыкальная игра  «Во саду ли, в огороде»;

2

-лепка «Кабачок- круглый бочок»;

2

-рисование «Угостим зайчика  морковкой»;

3

-сбор урожая огурцов в теплице, рассматривание плодов;

3

-подвижная игра на участке группы «Найди овощ»;

3

-аппликация (коллективная работа) «Приглашаем в огород –посмотрите ,что растет»

4

-дидактическая игра «Разложи по порядку»

4

настольная игра- разрезные картинки «Фрукты, овощи»

4

-подвижная игра на участке группы «Донеси овощ до корзинки

5

-консультация для родителей   «Польза овощей»

5

АВГУСТ

-беседа «В каких овощах больше пользы, в сырых или отарных?»;

1

-рисование «Урожай овощей»;

1

-театральное представление по русской народной  по сказке «Репка»;

1

-дидактическая игра «Поварята»;

2

-сбор урожая томатов и огурцов,  рассматривание плодов

2

-лепка «Помидор и огурец»

2

-подвижная игра «Собери урожай»;

3

-аппликация «Репка»;

3

-развлечение «Веселый огород»;

3

-рисование «Репка»;

4

-подвижная игра  на участке «Овощи или фрукты»;

4

-наблюдение за подготовкой грунта теплицы к зимнему периоду;

4

СЕНТЯБРЬ

-конкурс поделок «Чудо- овощ»;

1

3 Заключительный

-анализ результативности проекта;

1

-презентация продукта детской творческой деятельности по теме проекта (рисования, лепки, аппликации)  для родителей;

2

-презентация итоговых результатов проекта для родителей и заинтересованных лиц (презентация);

2

   В процессе реализации проекта  достигнуты следующие результаты:

  • проектная деятельность помогла формированию   у детей интереса к огородным культурам,  исследовательской  деятельности с огородными культурами;
  • способствовала приобретению  дополнительных знаний  о пользе,  многообразии и   выращивании  огородных культур;
  • способствовал формированию  уважительного отношения к труду людей;
  • способствовал развитию заинтересованности родителей и их  компетентности в вопросах экологического  воспитания дошкольников.

           В проекте приняли участие дети  группы «Звездочки»,  родители, педагоги группы.

           Дошкольники обогатили свои представления  о многообразии, способах посадки и выращивания различных огородных культур в биолаборатории. Дети узнали о лекарственных  свойствах  огородной зелени: укропа.

 В период реализации  проекта дошкольники  вместе с родителями принимали участие в посадке лука и зелени в домашних условиях. Совместно с педагогами дошкольники наблюдали за ростом и развитием культур, посаженных в умной теплице. Вместе с  родителями дошкольники посетили овощной магазин и познакомились с видами огородных культур на прилавке магазина. Также дети принимали участие в совместном с  родителями приготовлении  овощных блюд и салатов в условиях семьи.

  В процессе осуществления проекта была изготовлена коллекция семян огородных культур, благодаря чему дошкольники узнали и увидели, каких видов и сортов  они  бывают.

 Данный проект подтвердил, что слаженная целенаправленная  работа педагогов в тесном сотрудничестве с родителями   способствовала развитию   у детей  познавательного интереса, формированию новых  экологических   знаний. Реализация проекта  способствовала закреплению  навыков заботливого отношения    дошкольников среднего дошкольного возраста к окружающему миру  природы и ее  объектам.

Вовлечение родителей в совместную деятельность способствовала развитию партнерских отношений  с семьями воспитанников, повышению заинтересованности родителей жизнью детей в дошкольном учреждении, компетентности в вопросах экологического просвещения.    

 Таким образом, работа по реализации проекта была проведена успешно и интересно.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития, 2013.
  1. Иванова А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.- М., 2012.
  2. Коломина Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий- М.: 2014.
  3. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы  в младшей группе детского сада (2-4 года).- М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  4. Николаева С.Н.
  5. Соломенникова  О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа.-М.: Мозаика - Синтез, 2016.
  6. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-2-е изд.-М.: Мозаика - Синтез, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Вот я какой!"

Предлагаемый материал поможет детям познакомиться с внутренним строением человека, с функциями внутренних органов....

Конспект познавательно - исследовательской НОД в подготовительной логопедической группе по теме "Мебель"

Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детей с ОНР. Тема "Мебель". Дети знакомятся с этапами производства мебели, узнают о профессиях: столяр, дизайнер, л...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...