Мой родной край - Ненецкий автономный округ.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе.

   Тема: Мой родной край -  Ненецкий автономный округ.

   Цель: Расширение знаний детей о родном крае.

   Задачи: Познакомить детей с символикой г. Нарьян – Мар, с. Нижняя Пеша. Закреплять знания детей о культуре, быте коренных народов Севера.

    Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы.

    Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе родного края, уважение к жителям коренных народов Севера.

    Взаимосвязь образовательных областей:

Социально – коммуникативное, познавательное, речевое, музыкальное развитие, физическое развитие.

    Предварительная работа:

    Наблюдения на прогулке, чтение ненецких сказок, стихотворений ненецких поэтов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций на тему «Северный край», дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?», подвижные игры «Хейро – солнце», «Педхад хабэвко – драчливые куропатки», «Игра с кольцами - Кусанюх», «Волк и олени».

    Материалы и оборудование: карта России, карта Ненецкого Автономного округа, песня «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар» слова И. И. Кашежева, композитор Г. Ф. Пономаренко; песня «Наш край» слова А. Пришельца, композитор Д. Кабалевский; ненецкая народная песня; телевизор, ноутбук, презентация.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

    - Сегодня, ребята, мы совершим интересное путешествие. А где будем путешествовать, я предлагаю сделать вывод в конце путешествия.

2. Основная часть.

    - Ребята, как называется наша страна?

    - Правильно. Мы живем в России, в Российской Федерации. (Показ на карте). Это наша большая Родина. А как называется главный город нашей страны? (г. Москва)

    - Кто желает выйти и показать на карте г. Москва. (Один из детей выходит и показывает на карте).

    - Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы. (Дети определяют место нашего проживания).

    - Вы родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живет? (Родной край).

   - Послушайте один куплет из песни «Наш край» и посмотрите картинки нашего края.

  • Звучит последний куплет из песни «Наш край» слова А. Пришельца, композитор Д. Кабалевский, в это время показываю слайды 2-4.

    - Это большая или малая Родина? (Малая)

    - Малая Родина тоже имеет свое название. Как называется наша малая Родина? (Ненецкий автономный округ). Слайд 1.

    - Назовите столицу, главный город Ненецкого автономного округа. (г. Нарьян – Мар). Покажите этот город на карте Ненецкого автономного округа. (Выходит один ребенок и показывает). Слайд 5.

    - Послушайте припев из песни «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар» и посмотрите фотографии города.

  • Звучит припев из песни «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар» слова И. И. Кашежева, композитор Г. Ф. Пономаренко, показываю слайды 6-7.

    -  Как и у каждого города, у Нарьян – Мара есть свой герб и флаг. Слайд 8.

    На флаге и гербе центральное место занимает изображение головы оленя с рогами, символизирующее главное занятие местного населения — оленеводство. Серебряные рыбы в оконечности показывают — рыболовство. Серебро в геральдике символ — чистоты, мудрости, благородства, мира. Красный цвет поля говорит о названии города Нарьян-Мар в переводе на русский язык, который означает — Красный город, а также этот цвет символизирует мужество, красоту и жизнь. Синяя полоса символизирует реку Печору. Этот элемент флага подчёркивает также, что Нарьян-Мар — морской и речной порт. Синий цвет (лазурь) — символ чести, славы, преданности, истины и добродетели.

    - Почему наш округ называется Ненецкий автономный округ? (Ответы детей)

    - Коренная национальность в нашем округе ненцы, они разговаривают на ненецком языке.

    Физминутка: «Аньдорово – здравствуйте».

    (Дети поворачиваются лицом друг к другу, вытягивают руки - ладошки вверх у одного ребёнка, у другого ребёнка ладошки вниз, затем касаются друг друга ладонями и говорят «Аньдорово» и под ненецкую музыку танцуют произвольный танец).

    - Ребята, а что это за сооружение? (Чум.) Слайды 9-12.

    - Что такое чум? (Жилище ненцев, его собирают в стойбищах, в тундре.)

    - Почему они живут в чумах? (Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.)

    - А для чего это необходимо делать? (Коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, и чум перевозят на новое место.)

    - Из чего сделан чум? (Из оленьих шкур.)

    - Зима у нас холодная, дуют ветра. Не холодно людям в тундре зимой? (Холодно, но люди тепло одеты).

    - Во что одеты? Обратите внимание, мужчины одеты в малицу, а женщины в палицу. Слайды 13-14.

    - Одежда и обувь коренных жителей не только теплая, но и нарядная, вышита орнаментом. Узоры взяты из природы: оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы и т. д.

    - Ведущая традиционная отрасль ненцев – оленеводство.

    - Как называется человек, который пасет оленей? (Оленевод). Слайд 15.

    - А кто следит за порядком в чуме, шьет одежду, варит еду, воспитывает детей? (Чумработница). Слайды 16-18.

    - Ненцы – кочевой народ, живут в тундре. Основные виды занятия ненцев – оленеводство и рыбная ловля. Слайды 19-20. Поэтому основу питания составляют мясо оленя и рыба. Причем, не для всех ненецких блюд нужна термическая обработка. Обязательно питаются ягодами и грибами.

    - Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Ненецкие авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. Слайды 21-22. Я предлагаю поиграть в игру «Хэйро-солнце». (Все играющие становятся в круг, берутся за руки и идут приставным шагом и зовут солнце – хейро, хейро, хейро. В кругу сидит «солнце» - водящий. Когда «солнце» встает и выпрямляется, по хлопку «ловишки-солнца» игроки разбегаются. Все игроки увертываются от «солнца» при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три в круг скорей беги!» те, кого водящий не задел, возвращаются в круг).

    - Ребята, давайте продолжим наше путешествие. В Ненецком автономном округе много сел и деревень. Как называется наше село? (с. Нижняя Пеша). Давайте найдем его на карте НАО. (Один из детей выходит и показывает). Слайды 23-24.

    - У нас тоже есть свой герб и флаг. Слайд 25.

    - В гербе отражены основные занятия местного населения. Пять рыб – символизируют рыболовство как промысел и пять населенных пунктов, входящих в состав сельсовета. Полярная куропатка – представитель местной фауны, основной вид промысла жителей сельсовета. Куропатка – символ выживаемости, готовности к самопожертвованию. Лазурь – символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения. Красный цвет – символ труда, мужества, красоты и праздника. Серебро – символ чистоты, ясности, открытости, примирения.

    - Флаг разработан на основе герба Пешский сельсовет. Прямоугольное голубое полотнище, воспроизводящее в середине изображение фигур из герба сельсовета.

    - Наше путешествие подошло к концу. Где происходило наше путешествие? (По Ненецкому автономному округу). Слайд 5.

3. Заключительная часть.

    - Ребята, вам понравилось занятие?

    - Что понравилось больше всего?

    - Что вы узнали нового?

    - Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край? Слайд 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Национальная одежда народов севера Ямало-Ненецкого автономного округа

Национальная одежда народов севера приспособлена к условиям крайнего севера, удобна в быту....

Региональная практика по формированию сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования в Ямало-Ненецком автономном округе

Данный опыт предложен к рассмотрению и дальнейшему изучению в качестве позитивной практики формирования региональных программ развития и территориального планирования сети образовательных организаций,...

Красная книга Ямало-ненецкого автономного округа

В Красную книгу ЯНАО занесены редкие и исчезающие животные,растения и грибы, постоянно или временно обитающие в состоянии естественной свободы на территории, континентальном шельфе и в морской экономи...

Договор №547 об производственной практике студентов (в рамках сетевого взаимодействия) Государственного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Надымский профессиональный колледж"

Договор №547 об производственной практике студентов (в рамках сетевого взаимодействия) Государственного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Надымский...