Сценарий мероприятия посвященный к 95-летию Ямало-Ненецкого автономного округа в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Быт народов Ямала
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия посвященный
к 95-летию Ямало-Ненецкого автономного округа
в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Быт народов Ямала
Цели:
- Закрепление представлений и расширение кругозора, где и как живут коренные народы северной тундры;
- Развитие познавательного интереса и любови к родному краю;
Задачи:
- развитие монологической и связной речи;
- знакомство со словами ненецкого языка: «мя» -чум, «сингокоться»- колокольчик, «Ань –торова» -здравствуйте, «лакомбой» - до свидания;
- развитие логического мышления, внимания, памяти, интеллекта и эрудиции;
- активизация активного и пассивного словаря.
Предварительная работа:
- знакомство в беседах, на занятиях с родным краем;
- просмотр наборов открыток «Детство в тундре», «Костюмы», «Салехард»;
- просмотр видеороликов и презентаций о Ямале, о жизни и быте ненцев и ханты;
- знакомство с «Красной книгой Ямала»;
- разучивание стихов, песен, игр, танцев, загадок;
- объяснение пословиц:
«Худой сетью рыбу не наловишь», это значит что у рыбака всегда должна быть зашитая, не рваная сеть для ловли рыбы.
«Оленя узнаешь по упряжке, а человека – на промысле». Это значит, что олень покажет какой он сильный и умный, когда везет нарты. А человека можно узнать когда он трудится, ленивый он или старательный.
Работа с родителями:
- выставка детской литературы о севере;
- посещение музея имени И.С. Шемановского;
- изготовление костюмов, кукол, участие в конкурсах поделок и рисунков;
- украшение повязок для девочек.
Материал к мероприятию: изделия из оленьего меха, куклы, иллюстрации. У детей на голове повязки с национальным рисунком, кукла – сказочница. Презентация.
Ход мероприятия.
Дети под Гимн Ямала заходят в музыкальный зал (муз. Ю.П. Юнкеров, слова Л.В. Ходуновой)
Ведущий:
- Ань – торова ! - Здравствуйте, гости и ребята! 9 декабря 2020 года наш ЯНАО отмечает 90 лет со дня его рождения. И сегодня мы отправимся в путешествие.
Ребенок:
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живем.
Ведущий:
Да, мы живем на севере нашей огромной страны – России. В ЯНАО, на полуострове Ямал.
- Какие коренные народы севера живут на Ямале? (ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне)
Вот сколько национальностей и у каждого народа есть свой язык, традиции – праздники, свой быт. Сегодня мы побываем у хантов и ненцев. Где же они живут? (в тундре) Мы живем в каких домах? (кирпичных и деревянных, многоэтажных) А что им служит домом? (чум).
-А как по-ненецки чум? («Мя»)
Почему они живут в чуме? Потому, что они часто переезжают в поисках корма и воды для оленей. чум быстро собирает и ставит женщина – хозяйка чума,
- Презентация – Чум (мя)
Ведущий:
- Давайте посмотрим как собирается чум.
Чум строят из множества палок-шестов, они вверху связаны, и ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием – «нюк» - это по - ненецки.(дети повторяют.)Бывает нюк летний из бересты, ткани. А зимний? (Из оленьей шкуры) Что кладут на пол в чуме? (доски и оленьи шкуры)
Чем согревают чум? (железной печкой). А летом - костром. А зачем?( чтобы дым отганял комаров)
А мебель есть в чуме? Возле очага находится невысокий узкий столик. За ним жильцы чума кушают, рядом стоит сундучок с едой и посудой.
- А какая посуда у северных народов?(посуда крупная и деревянная, легкая, потому, что большая семья, такая посуда не бьется при частых переездах.)В чуме мало места, а много людей, и они соблюдают порядок. Кто следит за порядком? Конечно женщина - чум работница. Что она делает? Хозяйка варит еду, наводит порядок, занимается рукоделием: шьет всем членам семьи одежду и покрытие для чума, делает узоры для украшения одежды из меха, ткани, сукна, бисера. Она с дочками собирает ягоды в тундре.
2. Игра «Дети и волк»
Мы по тундре гуляли и бруснику собирали. (морошку, чернику,голубику,клюкву)
Много ягодок везде: и на кочках, и в траве.
Но вот сучья задрожали …
Дети, дети не зевайте, волк за елью! Убегайте! Молодцы, много ягод собрали.
- А чем занимается хозяин?( пасет оленей, ловит рыбу, охотится) Вот как много работы у него, а в свободное время хозяин любит мастерить. Что он делает? (посуду и поделки из дерева, игрушки детям- лодочки и нарты)На что похожи нарты?(на русские санки). У них есть полозья, много места для сиденья и груза.
3. Сказочница знакомит с хантыйским преданием.
Сказочница:
- Уся уплаты!! Дети с вами поздоровалась бабушка (сказочница-кукла), она хочет вам что-то поведать – рассказать.
- Как появились нарты нам рассказывают хантыйские предания. Вот одно из них.
Решили 2 ханта построить нарты. Пошли в лес, срубили 2 хвойных дерева. Один хант очень торопился, ничего не почистил и не обтесал и ствол оставил весь с сучками. А другой обтесал, почистил древесину и сделал все ровно и гладко. Вот 1 хант поехал – так бысторо, что только пыль столбом, а у другого – олени тянут – потянут и никак не едут, сучки мешают, хода не дают. Олени оглянулись и хозяину говорят человеческим голосом : «Ты нас послушай. Посмотри на твоего товарища, у него все гладко сделано, поэтому он быстро едет. А мы весь лес вместе с землей с собой тащим, сил уже никаких нет». С тех пор нарты обтесывают и обстругивают гладко, и они быстро едут.
Ведущий:
Олени тащут нарты, а оленевод погоняет их палкой – хореем, на 1 конец одета круглая деревянная втулка, которая защищает оленя, чтобы его не поранить хореем.
На хорей иногда одевают железное копье, чтобы копьем проверять прочность льда и даже отгоняют от стада волков.
- Ребята, а как вы думаете, какая погода бывает зимой в тундре? В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, метут метели. И чтобы не замерзнуть они шьют себе специальную одежду.
Ребенок:
Отгадайте загадку: «В одну дырку влезешь, а из 3 вылезаешь.» (малица)
Ребенок:
Малица - это мужская сплошная шуба из оленьего меха с капюшоном.
4. Презентация одежда
Ведущий:
- А как вы думаете, почему мужчины ненцы и ханты не надевают шапку? ( они все время трудятся на улице и сильный ветер может шапку унести, а капюшон пришит к малице). Что мужчины надевают сверху малицы? Каждый мужчина надевает пояс – это его гордость, он нигде его не снимает и не бросает. А что носят на ногах мужчины?
Кисы – это длинные сапоги, сшитые из оленьего меха. Тимофей.
- А что носит женщина? ( Ягушка – у нее разрез впереди, есть воротник и нет капюшена, она надевается как пальто). Какой головной убор носит женщина? (Шапка из оленьего меха. Расшитая орнаментом из сукна, а по краям прикрепляются металлические монетки, бляшки, чтобы ветром не сносило. Еще у женщин есть ложные косы. Преплетеные из цветных ниток, к ним тоже прикрепляются бляшки и монеты, пуговицы. Косы очень тяжелые и нужны, чтобы женщины не горбились, ходили с прямой спиной.
У мужчин гордость их пояс, а что является гордостью у женщин? Сумочка. Детям мама пришивает на одежду даже колокольчики. Зачем? Пока чум - работница готовит, стирает. Дети сами гуляют и мама по звону колокольчика узнает, где они находятся.
Сказочница:
«Вот вам сингокоться – это колокольчик по – ненецки. Лакомбой! – до свидания, - Говорит Бабушка уходит, ее ждут внучата.
- Лакомбой! – прощаются дети. Давайте поиграем.
5. Игра «Где звучит сингокоться?» ( Сингокоться справа, слева, впереди, сзади, вверху)
6. Игра «Важенка и оленята»
- В тундре нет магазинов. Игрушки для детей тоже мастерят взрослые и старшие сестры и братья. Мальчики играют лодочками, нартами, фигурками оленей. А девочки играют куклами из утиных носиков и шьют одежду им такую же, какую носят сами. Эти ненецкие игрушки называются уко.
Ведущий:
Давайте подарим нашим гостям… Стихи о любимом крае.
Ребенок:
На полярном самом круге,
Где следы оленьих нарт,
Ты известен всей округе
Хлебосольный Салехард.
Ребенок:
Тундра – северяночка, нет ее милей,
Северным сиянием небо светит ей.
Буд-то чудо-девица лунною иглой
Вышивает красочно – Мой Ямал родной.
Итог мероприятия:
Ведущий:
Что интересное узнали?
Какие слова запомнили на ненецком языке?
Что понравилось?
Дети под Гимн Ямала выходят из музыкального зала (муз. Ю.П. Юнкеров, слова Л.В. Ходуновой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Игрушка моего детства».
Познакомить детей с историей возникновения игрушек,формировать знания детей о функциональных назначениях игрушек....

1 часть Проект в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Едем, плаваем, летаем»
Тип проекта: познавательно-игровой, исследовательский....

2частьПроект в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Едем, плаваем, летаем»
Сроки: краткосрочный (1 неделя), с 08.01. по12.01.2018 года.Тип проекта: познавательно-игровой, исследовательский.Участники: дети, воспитатели, родители.Место проведения: групповая комната, прогу...

3частьПроект в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Едем, плаваем, летаем»
Сроки: краткосрочный (1 неделя), с 08.01. по12.01.2018 года.Тип проекта: познавательно-игровой, исследовательский.Участники: дети, воспитатели, родители.Место проведения: групповая комната, прогу...

План работы по теме недели «Лето. Цветы на лугу». (с 18 по 22 мая). в старшей группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелым нарушениями речи (ОНР)группы №5в форме дистанционного обучения.
План работы по теме недели «Лето. Цветы на лугу». (с 18 по 22 мая).в старшей группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелым нарушениями речи (ОНР)группы №5в формеди...
Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Коррекционная и образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Конспект родительского собранияв старшей группе компенсирующе...
