Сценарий мероприятия посвященный к 95-летию Ямало-Ненецкого автономного округа в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Быт народов Ямала
методическая разработка (старшая группа)

 Предохина (Мартиашвили) Кристина Георгиевна

Сценарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptashinskaya_95._byt_narodov_yamala.docx45.75 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия посвященный

к 95-летию Ямало-Ненецкого автономного округа

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

                                                               

Быт народов Ямала

Цели:

  • Закрепление  представлений и расширение кругозора, где и как живут коренные народы северной тундры;
  • Развитие познавательного  интереса и любови к родному краю;

 

Задачи: 

  • развитие монологической и связной речи;
  • знакомство со словами ненецкого языка: «мя» -чум, «сингокоться»- колокольчик, «Ань –торова» -здравствуйте, «лакомбой» - до свидания;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти, интеллекта и эрудиции;
  • активизация активного и пассивного словаря.

Предварительная работа:

- знакомство  в беседах, на занятиях с родным краем;

- просмотр наборов открыток «Детство в тундре», «Костюмы», «Салехард»;

- просмотр видеороликов и презентаций о Ямале, о  жизни и быте  ненцев и ханты;

- знакомство с «Красной книгой Ямала»;

- разучивание стихов, песен, игр, танцев, загадок;

- объяснение пословиц:

 «Худой сетью рыбу не наловишь», это значит что у рыбака всегда должна быть зашитая, не рваная сеть для ловли рыбы.

«Оленя узнаешь по упряжке, а человека – на промысле». Это значит, что олень покажет какой он сильный и умный, когда везет нарты. А человека можно узнать когда он трудится, ленивый он или старательный.

Работа с родителями:

  • выставка детской литературы о севере;
  • посещение музея имени И.С. Шемановского;
  • изготовление костюмов, кукол, участие в конкурсах поделок и рисунков;
  • украшение повязок для девочек.

Материал к мероприятию: изделия из оленьего меха, куклы,  иллюстрации. У детей на голове повязки с национальным рисунком, кукла – сказочница. Презентация.

Ход мероприятия.

Дети под Гимн Ямала заходят в музыкальный зал (муз. Ю.П. Юнкеров, слова Л.В. Ходуновой)

Ведущий:

       -  Ань – торова ! -  Здравствуйте, гости и  ребята!  9 декабря 2020 года наш ЯНАО отмечает 90 лет со дня его рождения. И сегодня мы отправимся в путешествие.  

Ребенок:

Вы на карту посмотрите      
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живем.

Ведущий:

Да, мы живем на севере нашей  огромной страны – России. В ЯНАО, на полуострове Ямал.

- Какие коренные народы севера живут на Ямале?  (ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне)

Вот сколько национальностей и у каждого народа есть свой язык, традиции – праздники,  свой быт. Сегодня мы побываем у хантов и ненцев. Где же они живут? (в тундре) Мы живем в каких домах? (кирпичных и деревянных, многоэтажных) А что им  служит домом? (чум).

-А как по-ненецки чум? («Мя»)

Почему они живут в чуме? Потому, что они часто переезжают в поисках корма и воды для оленей.  чум быстро собирает и ставит женщина – хозяйка чума,

  1. Презентация – Чум (мя)

Ведущий:

 - Давайте посмотрим как собирается чум.

 Чум  строят из множества палок-шестов, они вверху связаны, и ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием – «нюк» - это по - ненецки.(дети повторяют.)Бывает нюк летний  из бересты, ткани. А зимний? (Из оленьей шкуры) Что кладут на пол в чуме? (доски и оленьи шкуры)

Чем согревают чум? (железной печкой). А  летом - костром. А зачем?( чтобы дым отганял комаров)

А мебель есть в чуме? Возле очага находится невысокий узкий столик. За ним жильцы чума кушают, рядом стоит сундучок с едой и посудой.

- А какая посуда у северных народов?(посуда крупная и деревянная, легкая, потому, что большая семья, такая посуда не бьется при частых переездах.)В чуме мало места, а много людей, и они соблюдают порядок. Кто следит за порядком? Конечно женщина - чум работница. Что она делает? Хозяйка варит еду, наводит порядок, занимается рукоделием: шьет всем членам семьи одежду и покрытие для чума, делает узоры для украшения одежды из меха, ткани, сукна, бисера. Она с дочками собирает ягоды  в тундре.

2. Игра «Дети и волк»

 Мы по тундре гуляли  и бруснику собирали. (морошку, чернику,голубику,клюкву)

Много ягодок везде: и на кочках, и в траве.

Но вот сучья задрожали …

Дети, дети не зевайте, волк за елью! Убегайте! Молодцы, много ягод собрали.

- А чем занимается хозяин?( пасет оленей, ловит рыбу, охотится) Вот как много работы у него, а в свободное время хозяин любит мастерить. Что он делает? (посуду и поделки из дерева, игрушки детям- лодочки и нарты)На что похожи  нарты?(на русские санки). У них есть полозья, много места для сиденья и груза.

3. Сказочница знакомит с хантыйским преданием.

 Сказочница:

- Уся уплаты!! Дети с вами поздоровалась бабушка (сказочница-кукла), она хочет вам что-то поведать – рассказать.

- Как   появились нарты нам рассказывают хантыйские предания. Вот одно из них.

Решили 2 ханта построить нарты. Пошли в лес, срубили 2 хвойных дерева. Один хант очень торопился, ничего не почистил и не обтесал и ствол оставил весь с сучками. А другой  обтесал, почистил древесину и сделал все ровно и гладко. Вот 1 хант поехал – так бысторо, что только пыль столбом, а у другого – олени тянут – потянут и никак не едут, сучки мешают, хода не дают. Олени оглянулись и хозяину говорят человеческим голосом : «Ты нас послушай. Посмотри на твоего товарища, у него все гладко сделано, поэтому он быстро едет. А мы весь лес вместе с землей с собой тащим, сил уже никаких нет». С  тех пор нарты обтесывают и обстругивают гладко, и они быстро едут.

Ведущий:

Олени  тащут нарты, а оленевод погоняет их палкой – хореем, на 1 конец одета круглая деревянная втулка,  которая защищает оленя, чтобы его не поранить хореем.

На хорей иногда одевают железное копье, чтобы  копьем проверять  прочность льда и  даже отгоняют от стада волков.

- Ребята,  а как вы думаете, какая погода бывает зимой в тундре? В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, метут метели. И чтобы не замерзнуть они шьют себе специальную одежду.

Ребенок:

Отгадайте загадку: «В одну дырку влезешь, а из 3 вылезаешь.»  (малица)

Ребенок:

Малица - это мужская  сплошная шуба из оленьего меха с капюшоном.

4.  Презентация одежда

Ведущий:

-  А как вы думаете, почему мужчины ненцы и ханты не надевают шапку? ( они все время трудятся на улице и сильный ветер может шапку унести, а капюшон пришит к малице). Что мужчины надевают сверху малицы? Каждый мужчина надевает пояс – это его гордость, он нигде его не снимает и не бросает. А что носят на ногах  мужчины?

Кисы – это длинные сапоги, сшитые из оленьего меха. Тимофей.

- А что носит женщина? ( Ягушка – у нее разрез впереди,  есть воротник и нет капюшена, она надевается как пальто). Какой головной убор носит женщина? (Шапка из оленьего меха. Расшитая орнаментом из сукна, а по краям прикрепляются металлические монетки, бляшки, чтобы ветром не сносило. Еще у женщин есть ложные  косы. Преплетеные из цветных ниток, к ним тоже прикрепляются бляшки и монеты, пуговицы. Косы очень тяжелые и нужны, чтобы женщины не горбились, ходили с прямой спиной.

У мужчин гордость их пояс, а что является гордостью у женщин? Сумочка. Детям мама пришивает на одежду даже колокольчики. Зачем? Пока чум - работница готовит, стирает. Дети сами гуляют и мама по звону колокольчика узнает, где они находятся.

Сказочница:

«Вот вам сингокоться – это колокольчик по – ненецки.  Лакомбой! – до свидания, - Говорит Бабушка уходит, ее ждут внучата. 

- Лакомбой! – прощаются дети. Давайте поиграем.

5. Игра «Где звучит сингокоться?» ( Сингокоться справа, слева, впереди, сзади, вверху)

6. Игра «Важенка и оленята»

- В тундре нет магазинов. Игрушки для детей тоже мастерят взрослые и старшие сестры и братья. Мальчики играют лодочками, нартами, фигурками оленей. А девочки играют куклами из утиных носиков и шьют одежду им такую же,  какую носят сами.  Эти ненецкие игрушки называются уко.

Ведущий:

Давайте подарим нашим гостям… Стихи о любимом крае.

Ребенок:

На полярном самом круге,  

Где следы оленьих нарт,

Ты известен всей округе        

 Хлебосольный Салехард.

Ребенок:

Тундра – северяночка, нет ее милей,

Северным сиянием небо светит ей.

Буд-то чудо-девица лунною иглой

Вышивает красочно – Мой Ямал родной.

Итог мероприятия:

Ведущий:

Что интересное узнали?

Какие слова запомнили на ненецком языке?

Что понравилось?

Дети под Гимн Ямала выходят из музыкального зала (муз. Ю.П. Юнкеров, слова Л.В. Ходуновой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Игрушка моего детства».

Познакомить детей с историей возникновения игрушек,формировать знания детей о функциональных назначениях игрушек....

2частьПроект в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Едем, плаваем, летаем»

Сроки: краткосрочный (1 неделя), с 08.01. по12.01.2018 года.Тип проекта: познавательно-игровой, исследовательский.Участники: дети, воспитатели, родители.Место проведения: групповая комната, прогу...

3частьПроект в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Едем, плаваем, летаем»

Сроки: краткосрочный (1 неделя), с 08.01. по12.01.2018 года.Тип проекта: познавательно-игровой, исследовательский.Участники: дети, воспитатели, родители.Место проведения: групповая комната, прогу...

План работы по теме недели «Лето. Цветы на лугу». (с 18 по 22 мая). в старшей группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелым нарушениями речи (ОНР)группы №5в форме дистанционного обучения.

План работы по теме недели «Лето. Цветы на лугу».  (с 18 по 22  мая).в старшей группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелым нарушениями речи (ОНР)группы №5в формеди...