Краткосрочный социально-экологический проект "Ты природу охраняй, батарейку не бросай!"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Козырева Людмила Геннадьевна

Воспитание экологической культуры дошкольников, то есть формирование ответственного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ty_prirodu_ohranyay_batareyku_ne_brosay.docx340.25 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\28fc75c66d9210ed84bd936c09e2e55e-4.jpgМБОУ Игримская СОШ №1

структурное подразделение детский сад «Звёздочка»

Краткосрочный социально-экологический проект

Автор составитель: Л.Г. Козырева

Введение

Всё хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна. Начальным звеном непрерывного экологического образования является сфера дошкольного воспитания.

Дошкольный возраст - период накопления знаний, в этот период закладываются основы личностной культуры, и главная задача в этом возрасте – формирование основ экологической культуры, формирование правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания. И здесь важна роль педагога, который, подбирая правильные методы и приёмы, вводит ребёнка в социальный мир.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: воспитание гуманного отношения к природе; формирование системы экологических знаний и представлений; развитие эстетических чувств; участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, т.е. целью экологического образования является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Актуальность проекта:

Наша жизнь во многом зависит от состояния окружающей среды. И сегодня это понимает каждый житель планеты Земля. С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. Мы стараемся выбрать качественные, экологически чистые продукты в магазине, гуляем в местах, где чистый воздух, строим дома в экологически чистых районах. И при этом, многие из нас не задумываются, что состояние окружающей среды напрямую связано с нашим поведением в быту, в природе.

Мы живем в мире, который уже невозможно представить без всевозможных аккумуляторов и батареек. На батареях работают сотовые телефоны, ноутбуки, детские игрушки и автомобили. Они также используются для поддержания работы устройств, работающих от сети. Когда случаются аварии и выключается электричество, тогда источники бесперебойного питания поддерживают функционирование оборудования. Мы везде сталкиваемся с батарейками и аккумуляторами, но практически не задумываемся о том, что они обладают не только полезными для нас свойствами. Также надо знать, что при неправильной эксплуатации и утилизации они несут в себе потенциальную угрозу для здоровья и окружающей среды. Как только старая батарейка приходит в негодность, большинство людей без сожаления выбрасывают её в мусор, даже не задумываясь над тем, какой вред наносят, тем самым безобидные вещицы таят в себе колоссальную угрозу.

Что нужно делать и какова ситуация с утилизацией батареек на данный момент?

Вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек и аккумуляторов чрезвычайно актуальны в настоящее время. Утилизация этих отходов является одной из самых сложных проблем переработки вторичного сырья. Практически во всех батарейках содержатся токсичные вещества в виде различных металлов и химикатов, которые при разрушении корпусов батареек попадают в природную среду.

При производстве элементов питания используются: свинец, никель, кадмий, цинк, ртуть, оксид серебра, кобальт, литий. Одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли.

Таким образом, проанализировав сложившуюся экологическую ситуацию, и проведя опрос среди родителей группы, я  пришла к выводу, что реализация проекта «Ты природу охраняй, батарейку не бросай!» будет способствовать воспитанию экологической культуры воспитанников, изменению самосознания взрослых участников проекта.

Цель проекта: воспитание экологической культуры дошкольников, то есть формирование ответственного отношения к природе.

Задачи проекта:

  1. Информировать, разъяснять, какую опасность для человека и природы несут выброшенные вместе с обычным мусором батарейки.
  2. Помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать некоторые отходы в приемные пункты батарейки, бумага, пластик);
  3. Развивать умение рассуждать, используя имеющиеся знания, находить экологически грамотное решение, делать выводы;
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.
  5. Узнать - куда сдать батарейки, после окончания в детском саду акции по сбору отработавших свой срок батареек.

Гипотеза: если отработанная батарейка выброшена с мусором, то она нанесет вред окружающей среде.

Тип проекта:

Краткосрочный: 1 месяц

Групповой

Доминирующая в проекте образовательная область: познавательное развитие;

Направленность деятельности: воспитательно-образовательная;

Число участников проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) - родители (законные представители) воспитанников старшего  дошкольного возраста, педагоги ДОУ;

Сроки проведения:  

Характер контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

Тематическое поле: Экологическое воспитание

Практическая ценность проекта:

  1. Повышение грамотности всех участников образовательных отношений в вопросе формирования основ экологической культуры, формирования правильного отношения человека к природе.
  2. Довести до взрослого населения и детей данные, угрожающие природе при разложении простой батарейки иоценить степень экологической опасности использованных батареек для человека и окружающей среды.
  3. Повышение активности родительского сообщества ДОУ и включение родителей (законных представителей) в образовательно-воспитательный процесс учреждения.

Продукт проекта:

Акция «Батарейки - сдавайтесь!».

Ожидаемый результат:

Детям

понять, что батарейки, выброшенные вместе с другим мусором, наносят вред почве, растениям и животным;

Педагогам

накопить информацию и лучше понять идеи и действия детей дошкольного возраста в рамках образования для устойчивого развития;

Родителям

рассматривать природу как среду для жизни всех существ, включая человека

Этапы проекта «Ты природу охраняй, батарейку не бросай!»

I этап. Организационный

анкетирование и организация родителей для помощи и участия в проекте;

создание информационной базы и подбор материалов по проекту;

планирование по проекту;

ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;

II этап. Практический

организация РППС;

совместная деятельность педагогов и детей с учетом интеграции ОО;

педагогическое просвещение родителей;

III этап. Заключительный

подведение итогов деятельности в рамках проекта

совместная акция: «Батарейки - сдавайтесь!».

План мероприятий реализации  проекта «Сдай батарейку - защити природу!»

№п/п

Дата

Мероприятия

Целевые ориентиры

Ответствен

ные

Беседа «Польза и вред батарейки»

Расширять знания детей об электричестве, электроприборах, о пользе и вреде батареек; обобщить знания детей о пользе и опасности электричества, воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Беседа «Как вести себя в природе?»

Воспитать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе, сформировать у дошкольников знания о нормах и правилах поведения в природе, выработать потребность в общении с природой.

Познавательно-исследовательская деятельность «Охотники за батарейками»

Познакомить детей с вредом, наносимым батарейками окружающей среде и правильным способом их утилизации. Расширить знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе. Развивать познавательные и творческие способности детей.

Беседа с детьми «Почему нельзя выбрасывать батарейки?»

Формировать представления детей о вреде выброшенных с мусором батареек для природы: почвы, растений и животных. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе: помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать использованные батарейки в приемные пункты.

Конспект экспериментальной деятельности

«Батарейка - польза или вред?»

Учить оценивать степень экологической опасности использованных батареек для окружающей среды; развивать умение рассуждать, используя имеющиеся знания, находить экологически грамотное решение, делать выводы;

Картотека экспериментов: Влияние воды на металлическую оболочку батарейки,  

Влияние загрязненной воды на растения,

Влияние кислой среды на корпус батарейки

Проверить опытным путем, выделяются ли из элемента питания, содержащиеся в нем

вещества.

Дидактическая игра «Польза и вред для нашей Планеты»

Формировать основы экологической грамоты; способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром. Расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях; дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы.

Дидактическая игра «Сортируем мусор - бережем природу»

Повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами. Развивать умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.

Игра лото «Сортируем мусор по контейнерам»

Повышение уровня экологической культуры и

информированности о проблеме обращения с отходами.

Настольная дидактическая игра «Мусорознайка»

Развитие умения правильно сортировать и выбрасывать мусор в специальные контейнеры для отходов; воспитывать бережное отношение к природе. Ознакомление детей с понятием "сортировка мусора", "вторичная переработка".

Дидактическая игра пазлы «Разложи мусор по бакам»

Знакомство с принципами системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов. Стимулировать их совершать практические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни.

Чтение экологических сказок «Батарейка и мышка», «Сказка про батарейку», «Сказка про батарейку Сонечку», «Сказка о батарейке Баточке», «Музыкальный руль»

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, понимание о единстве и взаимосвязи человека с живой природы Земли; расширение и развитие экологических знаний и умений детей через экологические сказки; посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;формировать навыки бережного отношения к природе, заботу о ней;

НОД по экологии

«Сортируем мусор, бережем природу»

Знакомство с принципами системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов. Стимулировать их совершать практические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни. Уточнить знания детей о причинах возникновения мусора; Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к чистоте улиц города.

Музыкальное представление экологической сказки «Бурый мишка и вредная батарейка»

Воспитать бережное, гуманное отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле; развитие познавательного интереса к природе; развитие нравственных качеств личности, чувства товарищества, готовности прийти на помощь друзьям.

Сценарий театрализованного представления по экологическому воспитанию «Батарейки»

Формировать активную нравственно  - экологическую позицию личности по отношению к окружающей природе. Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности. Развивать интерес к театрализованной деятельности.

Сценарий выступления агитбригады.

«Маленькая батарейка - вред для окружающей среды»

Интересные факты о батарейках.

Привлечь внимание воспитанников и родителей к проблемам загрязнения окружающей среды; развитие творческих способностей детей в такой интегрированной форме сценического действия, как агитбригада.

Просмотр мультфильма «Батарейки» из сериала «Фиксики»;

Достижение целевых ориентиров ФГОС, закрепить знания детей о батарейке  средствами детской мультипликации

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: Акция «Батарейки, сдавайтесь!»

Цель акции - формирование экологического сознания, развитиеэкологическойкультуры и расширениеэкологического кругозора у дошкольников, воспитание у детей и взрослых ответственного отношения ко всему живому на Земле, формирование активной жизненной позиции, обеспечение вклада в повышение уровня экологической культуры населения, в понимание проблем экологии, вовлечение всех участников образовательного процесса в активную деятельность по сохранению природных богатств.

Организация пункта приема сдачи батареек в ДОУ

IMG_5538IMG_5539

Взаимодействие с семьями воспитанников

1.Анкета

2.Консультация «Почему нельзя выкидывать батарейки в мусорное ведро?»

3.Буклет «Большой вред маленькой батарейки»

4.Участие в акции «Батарейки, сдавайтесь!»

5. Памятка «Правильная утилизация батареек»

6.Листовки «Батарейки»

Результаты проекта:

Социальной значимостью работы над проектом стало осознание детьми и взрослыми экологически целесообразного поведения в окружающей среде и содействие в организации утилизации батареек. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Родители, участвуя в реализации проекта, были не только источниками информации, реальной помощью и поддержкой ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стали непосредственными участниками образовательного процесса, обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Все участники образовательного процесса «прожили» тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление рисунков, участие в акции. Такая совместная проектная деятельность способствовала сплочению коллектива родителей. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов деятельности.

Рефлексия: те ожидания, которые мы возлагали на проект, осуществились:

  1. Ребята стали больше задумываться  о поступках людей относительно экологии;
  2. Педагоги получили удовлетворение от проведенной работы, стали внимательнее и ответственнее относиться к экологическому воспитанию;
  3. Работа по проекту сблизила родителей и ребят. Мамы и папы, бабушки и дедушки проявляют больший интерес к нашим проектам, акциям. Они стали чаще задумываться о том, что в природе все взаимосвязано, а человек не «царь», а часть большого сложного мира, мира природы.

C:\Users\user\Desktop\ОБЛАКО\Фото Экскурсии\20230203_104153 (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природоохранная акция в ДОУ «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять»

                                Природоохранная акция в ДОУ«Человек, овладевший экологической культурой,подчиняет...

Социальная экологическая акция « Чудо – дерево книгами ты пополняй, берёзку и ёлочку этим спасай!» (Развивая, движение Буккроссинга в детском саду, спасаем природу)

Дети приносят прочитанные книги, и оставляет её  на полках «Чудо – дерева», тем самым помогают развивать движение БУККРОССИНГа в детском саду.  Каждый ребенок понимает, что...

НОД по экологическому воспитанию "Охраняя природу, охраняем Родину"

Формировать  познавательный интерес детей к  живой и неживой природе....

Краткосрочный социально-экологический проект "Береги свою планету - ведь другой, похожей, нет!"

Формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности....

Социально – экологический проект «Батарейку сдай – планету сохраняй»

Ученые подсчитали: в среднем одна семья за год использует 60 батареек. Электрические батарейки - очень полезная вещь. Батарейки дают бытовым приборам независимо...

ОТЧЁТ об участии во Всероссийском природном социально-экологическом проекте «Эколята – Молодые защитники Природы, 2023»

Проведение акции по сбору макулатуры "Спасаем деревья с Эколятами".Участие в экологическом мероприятии «Посади дерево»....

Экологическая акция «Защитим природу. Отработанная батарейка»

Экологическая акция «Защитим природу. Отработанная батарейка»Тема экологической ситуации очень актуальна, поскольку современный человек производит такое количество отходов, что проблема их...