"Дикие животные"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сарзанова Оксана Геннадьевна

Познавательно-исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dikie_zhivotnye.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дикие животные»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности 

Задачи:

- обеспечить условия для выражения детей своего мнения;

- способствовать развитию навыков взаимодействовать со сверстниками (в парах)

Cоздать условия для:

- внутренней потребности включения в деятельность с помощью беседы, с опорой на личный опыт детей;

- осознанного принятия детьми «детской» цели;

- участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность быть активными  и доброжелательными;

- развития умений задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения;

- развития умений выявлять причину затруднения в деятельности, выбирать способы преодоления затруднения;

- развития представлений о животных и их среды обитания;

- развития умений выделять сходства и отличия представителей животного мира разных природных зон;

- развития познавательной активности детей в процессе выполнения исследования;

- развития умений корректировать действия свои и сверстника;

- осознания себя как участника деятельности и для  сформированности элементарных навыков самооценки.

Методические приемы: методы организации поисковой деятельности (самостоятельная работа детей, метод практической передачи и тактильного восприятия), методы словесной передачи (рассказ воспитателя, беседа), методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, демонстрация), метод стимулирования познавательной деятельности (игра), метод самоконтроля (рефлексивное задание).

Оборудование:

- лаборатория 1:  фотографии;

- лаборатория 2: иллюстрации;

- лаборатория 3:.

Ход:

Организационный момент

Вводная часть

I Мотивационно-ориентировачный этап.

Детям приносят в группу посылка, открыв ее, воспитатель достает бумагу, на которой написано слово SOS.

 - Кто из вас знает, что обозначает слово SOS? (ответы детей)

Раздается плач, из посылки появляется Чебурашка. Он рассказывает детям о том, как попал в этот ящик (посылку) и его  доставили в наш детский сад. Просит детей помочь ему узнать, где же он живет, кто его родители, соседи.

II Поисковый этап.

- Какая беда случилась у Чебурашки? (дети выделяют проблему)

-  Что будем делать?

 - Сегодня в нашем распоряжении фотографии, иллюстрации.

- Для того, чтобы решить эту проблему, нам нужно стать кем? (исследователями).

- С чего начать наше исследование? А что делать дальше?

- Чебурашка – это кто?

-  Мы знаем где живет зверек?

- Чем питаются данный вид животных?

-  Кто может жить рядом с Чебурашкой? (Предложения ребят суммируются, дополняются персонажем и педагогом с учетом программных задач. На их основе составляется план исследования. Чтобы дети могли самостоятельно пользоваться планом, он должен быть наглядным. Каждый из вопросов воспитатель схематически зарисовывает на приготовленных заранее альбомных листах, возникает графический план действий.)

III Практический этап.

- Времени у нас мало, а что необходимо сделать, чтобы работа пошла быстрее?

- Что мы можем сделать?  

- Что нам в этом поможет?

Дети называют методы исследования и предлагают разделиться на команды,  каждая будет искать ответ на свой вопрос: первая – о родине Чебурашки, вторая – о родителях, третья – о соседях.

- Сегодня в нашем распоряжении фотографии, иллюстрации, энциклопедии, в которых может быть ответ на интересующий нас вопрос.

- Сведений соберется много, как нам рассказать другим?

Дети обсуждают,  и договариваются зарисовать собираемые сведения значками, символами, моделями.

- Предлагаю время не терять и начать исследование.

Дети проходят по группам в свои лаборатории.

Работа в лабораториях:

1 лаборатория – исследуют и находят подходящее место обитания животного.

2 лаборатория – кто может быть родителями и родственниками, почему.

3 лаборатория – кто является соседями и почему.

После того как дети закончат работу в лабораториях, они проходят в дискуссионный зал.

- Сейчас наступило время научного доклада.

Дети выбирают докладчика сами. Ребенок, опираясь на символы, рассказывает о том, что они исследовали со своей группой.

- Какие вопросы вы хотели бы задать докладчику? Что бы хотели добавить?

IV Рефлексивно-оценочный этап.

- Давайте вспомним, что вы узнавали, проводя свои исследования?

- Что помогло вам справиться с работой?

- Какие способы вам помогали? (Дети повторяют методы исследования.)

- Что было в этой работе самым трудным, интересным?

(помимо оценки работы над отдельными заданиями, важно предлагать ребятам восстановить весь ход решения учебной задачи. В этом могут помочь графический план занятия, наглядные результаты деятельности, вопросы персонажа и воспитателя.)

- Как вы думаете, ребята, убедился ли Чебурашка в том, что мы сможем ему помочь?

- Как вы думаете, что он теперь чувствует?

Выслушав ответы детей, педагог предлагает ребятам обратиться с подобным вопросом к Чебурашке.

Чебурашка: Я очень рад, что встретил настоящих друзей, готовых обо мне позаботиться. Я вам очень благодарен за то, что вы помогли узнать, кто мои родители, кто мои соседи. (проявление персонажем чувства радости, благодарности детям побуждает детей сделать что-то приятное друг другу.)

- Что бы вы хотели узнать еще о животных?

Дети предлагают темы новых исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе. Программные задачи: -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать предст

laquo;Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животны...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Интерактивная дидактическая игра «Дикие животные «Угадай голос дикого животного»».

Дидактическая игра «Дикие  животные  «Угадай голос дикого животного»».С помощью игры дети  учатся различать голоса и  внешний вид диких животных. Учатся соо...