Главные вкладки

    «Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе. Программные задачи: -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать предст
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Барышева Диана Владимировна

    «Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.

    Программные задачи:

    -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме.

    -Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, внимание, связную речь, обогащать словарный запас (дупло, берлога, нора, логово).

    -Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным.

     

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.

    Программные задачи:

    -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме.

    -Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, внимание, связную речь, обогащать словарный запас (дупло, берлога, нора, логово).

    -Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным.

    Оборудование и материалы: Картина «Поздняя осень», картинки с изображением диких животных, их детёнышей, карточки-модели к играм “Кто, где живет? ”, картинки с силуэтами животных, корзинка.

    Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Послушайте стихотворение…

    Поздняя осень

    У берега несмело

    Ложится хрупкий лед.

    Печально туча серая

    По дну пруда плывет.

    Суровой дышит осенью

    Прозрачная вода.

    Деревья листья сбросили,

    Встречая холода.

    Г. Ладонщиков

    - О чем стихотворение? (об осени) Осень бывает ранняя и поздняя. Сейчас к нам пришла поздняя осень. А скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Но есть животные, которые всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание

    Дикие животные

    С человеком не живут,

    Постоянной помощи

    От него не ждут.

    А живут они в лесах,

    На горах, в лугах, степях.

    Сами пищу добывают,

    Сами деток охраняют,

    Строят прочное жилище,

    Место сбора сами ищут.

    -Ребята, а давайте сходим в лес. Может быть встретим какое-нибудь животное.

    -Мы в листочки превратились и тихонько закружились, Покружились, полетели, на пенёчки тихо сели. (дети садятся на свои стульчики)

    -Вот мы и оказались в лесу.

    А в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

    Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это?

    Дети: Это корзинка.

    Воспитатель: Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?

    Дети: Да!

    В корзинке и листочки, и грибочки, и шишки, и желуди, а на них загадки. Давайте отгадаем.

    Хожу в пушистой шубке,

    Живу в густом лесу,

    В дупле на старом дубе,

    Орешки я грызу.

    Кто это, ребята?

    Дети: Белка (картинка белочки)

    Воспитатель: Правда, белка. А где живет белка?

    Дети: Белка живет на дереве, в дупле. (хором скажем «дупло»)

    Воспитатель: Чем же занята белка осенью?

    Дети: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую.

    Воспитатель: А вот еще одна загадка.

    Летом ходит без дороги

    Возле сосен и берез

    А зимой он спит в берлоге,

    От мороза прячет нос.

    Кто это?

    Дети: Медведь. (картинка медведя)

    Воспитатель: Да действительно медведь. А кто знает, как живет медведь?

    Дети: В берлоге.

    Воспитатель: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как готовится медведь к зиме? (ответы детей).

    Воспитатель: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ловит рыбу в реке, ест много ягод, накапливает жир на зиму. В конце осени медведь находит себе под сосной место, в котором много листьев и веток, и в этом месте он ложится спать до весны. А зимой, когда выпадет много снега, медведю будет тепло в его берлоге. Ребята, а что любит кушать медведь? (ответы детей)

    Воспитатель: Молодцы, ребята, медведь любит мед, ягоды, рыбу.

    Воспитатель: Ребята, угадайте, про кого эта загадка:

    В густом лесу под ёлками,

    Осыпанный листвой,

    Лежит клубок с иголками,

    Колючий и живой.

    (Ёж)

    Дети отгадывают загадку, и воспитатель выставляет картинку с изображением ежа.

    Воспитатель: Ежи так же как и медведи готовятся к зиме и накапливают жир за лето и осень, чтобы не проголодаться и не замерзнуть зимой. Они утепляют свои норы. А когда начинаются первые заморозки, ежи закапываются в свою норку глубоко и засыпает в ней на всю зиму. Ребята, а что любит кушать ежик? (ответы детей).

    Воспитатель: Правильно, ребята, еж питается мышами, лягушками, червями.

    Воспитатель: А кто из вас знает, кто еще спит зимой?

    Дети: Ежик. (картинка ежа)

    Воспитатель: А где он прячется?

    Дети: В норе.

    Воспитатель: Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

    Воспитатель: Но совсем по- другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.

    Рыжий маленький зверёк
    По деревьям прыг да скок.
    Он живёт не на земле,
    А на дереве в дупле.

    (Белка)

    Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением белки.

    Воспитатель: Молодцы, ребята, это белка. А вы знаете как белочка готовится к зиме? (ответы детей).

    Воспитатель: Белочке не страшна зима. С наступлением зимы, она также как и зайчик, меняет свою шубку, которая помогает ей маскироваться, чтобы когда она прыгает по деревьям, не была заметна. Летом белочка в рыжей шубке, а к зиме она становится серой. Ребята, а где живет белка? (ответы детей).

    Воспитатель: Правильно, белка живет в дупле.

    Воспитатель: Ребята, а как же белочка готовится к зиме? (ответы детей).

    Воспитатель: Белочка все лето и осень собирает ягоды, грибы, орехи и прячет их в разных местах. Правда, она не всегда может зимой найти свои запасы. В солнечный день белка прыгает с ветки на ветку, а с наступлением морозов, ее не видно. Она спит в своем дупле, свернувшись в клубочек.

    Воспитатель: Ребята, отгадайте вот такую загадку:

    Зимой беленький, а летом серенький. 
    Никого не обижает, а всех сам боится. 
    (Заяц)

    Воспитатель: Заяц меняет свою летнюю шубку на белую. Зимняя шубка у зайца белого цвета, а летняя – серого. Белая шубка у зайца теплая, она не дает замерзнуть ему во время морозов. Ребята, а вы знаете, почему зимняя шубка зайца белого цвета? (ответы детей). : А сейчас посмотрите сюда (показывает белый лист бумаги, на нем силуэт белого зайца) вы что - нибудь видите? Дети. Нет. Воспитатель. А сейчас? (показывает силуэт серого зайца на белой бумаге)

    Воспитатель: Заяц меняет серую шубку на белую, чтобы его не было заметно на снегу. Скажите, а от кого спасают зайца длинные ноги и его белая шубка? (ответы детей). : Правильно, ребята, они спасают зайца от хищников - лисы и волка. Зайцы питаются по ночам корой деревьев и ветками кустарников.

        Физкультминутка:

    Зайка беленький сидит (присели на корточки)

    И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

    Зайке холодно сидеть, (встают)

    Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

    Зайке холодно стоять,

    Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

    Кто-то зайку напугал —

    Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)

    Воспитатель: А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца?

    Воспитатель: Лиса и волк тоже готовятся к зиме. Как вы думаете, нужно ли им менять свои шубки? (ответы детей).

    Воспитатель показывает картинки с изображением лисы и волка.

    Воспитатель: Нужно, мы же с вами тоже летом носим легкую одежду, чтобы не было жарко. А когда наступает зима, то одеваем теплые одежды, чтобы не замерзнуть. Так и им нужно переодеться к зиме. Но это не значит, что они меняют свои шубки на новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Днем лиса и волк в поисках пищи, рыщут по лесу. Лиса обнюхивает снег и ищет мышиные норки. Лиса зимой в основном питается мышами. У лисы есть дом – нора (хором сказали «нора», там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово. Спят волк и лиса просто на снегу, закрывая нос и лапы своим хвостом.

    Воспитатель: Ребята, лиса и волк делают запасы на зиму? (ответы детей).

    Воспитатель: Правильно, волк и лиса не делают запасы на зиму. Волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Зимой волки живут стаями. Это волк, волчица и волчата. Днем они спят, а по ночам ходят на охоту.

     

    -Ребята, мы все- таки испугали зверей и он разбежались.

    Дикие животные дома отдохнули и со своими детенышами решили прогуляться.

    (Используются картинки с изображением диких животных и их детёнышей).

    Как- то раз осенним днем

    Звери все пошли гулять гурьбой

    За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.)

    За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.)

    За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)

    За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.)

    За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.)

    За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок.)

     А теперь давайте закроем глаза и послушаем, какие  же звуки мы услышим в лесу.(Запись рычания медведя, вой волка, стрекот белки)

    Ребята, а вы сможете превратиться в животных?

    -Покажите, как заяц прыгает;

    -Войте как волки;

    -Покажите, как крадется лисичка за зайцем;

    - Как спит медведь в берлоге;

    -Свернитесь как ежик клубочком;

    -А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся, как листочки.

    Листочки, листочки

    В деток превратитесь

    В детский сад вернитесь!

    -Подойдите все ко мне. У меня есть вот такой мячик. Давайте поиграем… (или просто встали в круг)

    Мяч красивый и волшебный,

    Будет в руки к вам скакать

    И вопросы задавать.

    Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

    Воспитатель - Дети

    1. Кого мы видели в лесу? 1. В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика.

    2. Кто из животных спит зимой? 2. Зимой спят медведь, ежик.

    3. Где спит медведь? 3. Медведь спит в берлоге.

    4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? 4. Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.

    5. Какие животные являются врагами для зайца? 5. Волк и лиса

    6. Где живет белочка? 6. Белочка живет на дереве в дупле.

    7. О чем мы говорили на занятии? 7. Как дикие животные готовятся к зиме.

    -Сегодня на занятии все старались.

     Ну вот мы и вернулись в наш садик. Какое интересное у нас получилось путешествие, дарю вам раскраски с дикими животными.


    Список используемой литературы:

    1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 1987.
    2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа / авт.-сост. З.А. Ефанова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 307 с.
    3. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет / авт.-сост. М.П. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2013. – 190 с.
    4. Программа ДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе. На тему: " Наземный транспорт"

    Продолжать знакомить детй с окружающим миром, с разнообразным видом транспорта....

    Конспект интегрированного открытого занятия по познавательному развитию в средней группе "ФРУКТОВЫЙ САД"

    "ФРУКТОВЫЙ САД" Цели: - расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека;- обогащат...

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе "Волшебная радуга".

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Волшебная радуга".Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования клеем ПВА и цветной солью.Задачи.Образо...

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе детского сада "Я и мое имя"

    Открытое занятие содержит в себе цели и задачи:- формирование положительного отношения к своему имени, знать, что оно обозначает; - уточниние представления детей о многообразии имён;   ...

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»...