Проект "Кабы не было зимы..."
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Олейник Наталья Валентиновна

В этом проекте вы найдёте материалы для работы с детьми и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Кабы не было зимы..."39.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 106 общеразвивающего вида»

авторы:   Олейник Наталья Валентиновна, воспитатель

 Кузнецова Анна Александровна,  воспитатель

Педагогический  проект

«Кабы не было зимы…»

с детьми старшего дошкольного возраста

г. Сыктывкар, 2022г

Актуальность

Времена года сменяются друг за другом, неся с собой свои красоты, изменения и чудеса. Ведь дети растут и им интересно все вокруг.

Зима - прекрасное время года, которое дает возможность ребенку активнее накапливать опыт познания, исследовать зимние явления природы, устанавливать причинно-следственные связи сезонных загадок природы на планете Земля. Это  еще и незабываемое время для зимних игр и забав.

Цель проекта: Обобщать и систематизировать представления детей о живой и неживой природе зимой, о жизни людей в зимний период.

Задачи проекта:

  • Развивать у детей интерес к общегрупповым  событиям и проблемам, формировать потребность к совместному обсуждению и самостоятельному решению основных вопросов. Поддерживать совместные инициативы в проектной, продуктивной (коллективные работы), игровой и других видах деятельности.
  • Рассказать об «особенных» днях года: день зимнего солнцестояния - 22

декабря (самый короткий день в  году)

  • Развивать познавательный интерес детей, рассказывая об удивительных природных явлениях (полярный день и полярная ночь, северное сияние и пр.);    
  • Подводить детей к  умению самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения о жизнедеятельности животных, о приспособлении животных к  окружающей среде
  • Продолжать расширять представления о  людях разных профессий. Продолжать работу по  обогащению природоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
  • Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
  • Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
  • Формировать представления о  значении двигательной активности в  жизни человека; формировать представления об активном отдыхе.

Тип проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели,  музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Ожидаемые конечные результаты по проекту:

Качественные:

Для детей:

У детей сформированы представления о том, что в природе все взаимосвязано, дети умеют делать элементарные выводы и умозаключения о жизнедеятельности животных, о способах  их приспособления к  окружающей среде.

Дети могут творчески выразить свои представления о зимних явлениях, впечатления от  мира природы, произведений литературы, мультфильмов в продуктивных видах деятельности, в  играх.

Для педагогов:

-повышение компетентности педагогов в  проектировании творческой совместной деятельности с детьми и родителями;

-повышение профессиональной компетентности в организации образовательной деятельности с детьми в рамках проектной деятельности по данной теме;

Для родителей:

-повышение компетентности  родителей в  способах  ознакомления детей с окружающим миром  в условиях детского сада и семьи.

-рост творческой активности  родителей  через участие в совместных мероприятиях проекта;

Количественные:

•        количество детей целевой группы, принявших участие в проекте - 28 чел.;

•        количество родителей целевой группы, принявших участие в реализации проекта – не менее 50 чел.;

•        количество совместных мероприятий, проведённых с участием родителей  – 4;

•        количество Интернет-ресурсов, на которых будет освещаться ход реализации проекта – 2;

•        количество публикаций о проекте, размещенных в сети-Интернет - 2.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный этап – разработка совместно с детьми рекламного информационного маршрута для родителей, педагогов по теме проекта.  Определение совместно с детьми участников проекта – педагогов ДОУ, членов семей. Информирование общественности о старте проекта, его социальной значимости через сайт детского сада, группу «Вконтакте».

2 этап. Основной этап – реализация мероприятий совместно с участниками проекта, выпуск  страниц электронного журнала «Кабы не было зимы…» для родителей.

3 этап. Заключительный этап – подведение итогов реализации проекта, участие детей и родителей в ключевом мероприятии проекта – видеоролик «Конкурс чтецов «Зимние фантазии», челленджер «Птичья суперстоловая»

Анкетирование родителей с целью выявления мнения о результатах проекта.

 Информирование общественности об итогах проекта на официальном  сайте МАДОУ с размещением фотоотчета,  электронного журнала для родителей и педагогов «Кабы не было зимы…» и в группе «ВКонтакте»

План-график поэтапной реализации мероприятий проекта

Содержание образовательной деятельности  с участниками  проекта

Педагоги

Дети

Родители

Подготовительный

(проблема, планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта)

1 неделя проекта

Составление с детьми плана проекта и информационного рекламного  маршрута для родителей,

-создание условий в РППС - подбор литературы, дидактического материала по теме проекта для детей в среде группы на тему «Зима»;

-подбор материала для детского творчества;

-участие в анкетировании;

-оказание помощи в подборе иллюстраций, художественной литературы.

-оказание помощи в создании предметно-пространственной среды, подборе информации по теме проекта

Основной (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

1-2 неделя проекта

Организация разнообразных форм совместной  продуктивной, игровой, познавательной, речевой, двигательной  деятельности с детьми

читают и обсуждают с детьми дома художественную литературу, просматривают мультфильмы на тему «Зима»;

участвуют в изготовлении поделок в творческой мастерской;

подбирают вместе с детьми с Интернет-источников информацию для журнала «Кабы не было зимы…»;

готовят номера к видеоконкурсу стихотворений «Зимние фантазии», кормушки


Познавательное развитие

-Организованная образовательная деятельность ««Жизнь диких   животных зимой».

-Просмотр презентации «Как звери в лесу зимуют», «Зимушка-зима»(признаки зимы).

-Видеопросмотр «Как появляется снежинка».

-Наблюдение за зимующими птицами, солнцем, снегом, снегопадом, небом, лиственными и хвойными деревьями, инеем, долготой дня, снегоуборочной машиной, работой дворника;

-Экспериментирование:  в морозную погоду предложить детям походить по снегу, послушать, как он скрипит. Объяснить, почему он скрипит (ломаются снежинки). Подвести детей к пониманию о пользе снега для земли. (Он, как одеяло, укрывает траву, не дает замерзнуть корешкам и корням кустов и деревьев)

-Опыт и эксперименты со снегом, льдом (см. Сборник опытов и экспериментов)

-Ведение календаря наблюдений за погодой

Речевое развитие

-Размышлялки «Кабы не было зимы, что было бы тогда…», «Почему скрипит снег?», «Почему говорят «Мороз и солнце – день чудесный»,  «Почему людям нравится зима», «Почему  человек помогает зимой животным в лесу», «Почему не все птицы улетели на юг?».

-Заучивание стихотворения  И. Сурикова «Зима»

-Сочинение небылиц «Чего не бывает зимой»

-Игра-придумка «Что снится медведю зимой?», «О чём думала снежинка, когда летела на землю?», «О чем рассказал ворона, воробей?»

-Беседа о трех месяцах с их народным названием и приметами.

-Речевое упражнение  «Подбери слово» (Какой? Что делает?)

-Игра «Кукушка» (вопросы по прочитанному рассказу «Серая шейка» Д.Мамина-Сибиряка)

-Загадки о зимних явлениях в природе.

-Пословицы и поговорки о зиме.

-Чтение художественной  литературы: И.Сурикова «Зима», Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Н. Сладков «Суд над декабрём», В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г.Снегирёв «Про птиц», Н Сладков «Еловая каша», В.Зотов «Клёст», «О птицах», Бианки В. «Кто как готовится к зиме», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона», С.Маршак «Двенадцать месяцев», Бр.Гримм «Госпожа Метелица», р.н.с. «Снегурочка».

Социально-коммуникативное развитие

-Трудовые поручения: подкармливание птиц, «окучивание» снегом деревьев, расчистка дорожек от снега во время прогулки, посыпка дорожки песком (с помощью воспитателя), расчистка  вместе с воспитателем места для игр от снега, сбор снега в кучи   для построения снеговиков, сгребание снега лопатой на горку,

-Дидактическая игра «Угадай, на что похожи?” (узоры на окнах), «Что лишнее?»

-Игра «Что мы видели - не скажем, а что делали – покажем» (зимние забавы).

-Подвижная игра «Два мороза», «Хитрая лиса», «Займи льдинку», «Бездомный заяц», «В снежки».

-Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в зимний парк», «В гостях у Матушки Зимы»

-Режиссерская игра «Снежная королева»

-Игра-инсценировка «Снегурочка»

Художественно-эстетическое развитие

-Просмотр мультфильмов о зиме: «Зима в Простоквашино», «Снежная королева», «Серебряное копытце».

-Конструирование из бумаги  объемной снежинки

-Аппликация с использованием нетрадиционного материала «Зима в городе»

- Лепка «Зимние забавы»

-Рисование по сказке Д.Мамина-Сибиряка «Серая шейка»; «Зимний лес»; «Что снится медведю»; «Мой друг снеговик»

-Работа с раскрасками по теме «Зима»

-Изготовление цветных льдинок.

-Лепка различных фигурок из снега.

-Просмотр презентации с репродукциями картин русских художников по теме «Зима».

-Творческая мастерская «Символ Нового года», «Красивая снежинка».

-Слушание музыкальных произведений:

 песня из мультфильма «Кабы не было зимы…», Вивальди Антонио «Зима. Цикл Времена года», Чайковский П.И. «Вальс снежинок. Балет Щелкунчик», Дебюсси Клод «Снег танцует. Сюита Детский уголок».

-Импровизации под музыку «Музыка зимы»

Физическое развитие

-Рассматривание иллюстраций и плаката «Осторожно! Зимние травмы», «Зимние виды спорта», «Зимние забавы»

-беседы по ОБЖ: «Как вести себя на улице зимой?»; «Когда на улице мороз, отморозить можно нос»; «Скользкая дорога»; «Не ешь снег – можешь заболеть!», «Безопасность на снежной горке».

-Игры-эстафеты «А мороз-не беда, не страшны нам холода»

 -Создание плаката «Как заботиться о здоровье зимой».

Заключительный

(презентация продуктов проекта, рефлексия-размышления над новым знанием или опытом)

2 неделя

Подведение итогов проекта в форме видеоконкурса чтецов «Зимние фантазии»; участие в  челленджде «Птичья суперстоловая»,

-Участвуют в оформлении выставок, обсуждении своих и совместных  с родителями творческих работ; в подготовке страничек журнала «Кабы не было зимы»,  готовят стихотворения о зиме, кормушки для «Птичьей суперстоловой»

помогают в создании выставки совместных с детьми  поделок;

обсуждают с детьми их творческие работы;

участвуют в видеоконкурсе стихотворений о зиме «Зимние фантазии»,

участвуют в челленжде и творческом групповом отчете с мультимедийной презентацией журнала «Кабы не было зимы…»

Описание итогов проекта

На протяжении всего проекта  дети - главные  участники всех мероприятий. Особенно им нравилось готовить и представлять друг другу инсценировки  по прочитанным произведениям, мультфильмам.  С огромным интересом  они подбирали с родителями, а потом  рассказывали и рассматривали иллюстрации  о загадочных природных зимних явлениях (снегопад, снежная буря, снежный дождь, снежная лавина).  Сколько эмоций вызвали у детей  маленькие открытия в процессе проведения совместных опытов по выпариванию воды из снега, превращению воды в льдинки, таянию цветных льдинок и пр. Дети с огромным увлечением создавали свои шедевры - творческие работы по теме проекта.

Но особый интерес у детей вызвали итоговые мероприятия. В видеоконкурсе чтецов «Зимние фантазии» они представили все свои творческие  и артистические способности ( https://disk.yandex.ru/i/Pmqp68O9q5r3sQ ).  С каким неподдельным восторгом и удовольствием изготавливали вместе с родителями  кормушки для птиц, а затем  создали уникальный  природоведческий челлендж «Птичья суперстоловая» (https://disk.yandex.ru/i/oc-367CF0NGxbg  ).

Родители – первые наши  и незаменимые помощники.  Они помогали знакомить детей с признаками и приметами зимы, проявляли инициативу и творчество в оформлении выставок, изготовлении кормушек; приняли активное участие в пополнении книжного уголка художественной литературой,  в подборе иллюстративного материала и информации для  альбома  «Зимушка-зима в гости к нам пришла» и  мультимедийной презентации журнала «Кабы не было зимы…» (https://detsad-106.ru/m/u/zhurnal-dlya-detey-roditeley-i-pedagogov-kaby-ne-bylo-zimy.pdf ), участвовали в викторине о детском чтении.

Таким образом, проделанная в ходе проекта совместная деятельность с детьми, родителями, педагогами  детского сада оказала значимый вклад в личностном развитии детей, в формировании любви в природе, бережному отношению ко всему живому, развитию любознательности о сезонных загадках и чудесах природы.

Список интернет-ресурсов:

  1. https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf 
  2. https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-aleksevna-buslo/konspekt-sovmestnoi-dejatelnosti-zdravstvui-zimnii-les-polnyi-skazok-i-chudes.html 
  3. https://multi-mama.ru/zagadki-pro-zimu/ 
  4. https://multiurok.ru/files/kartoteka-poslovits-i-pogovorok-o-zime-dlia-detei.html 
  5. https://www.childrensalbum.ru/zima-v-klassicheskoj-muzyke/
  6. https://yandex.ru/video/preview/2737907347797142685
  7. https://yandex.ru/video/preview/2789759611663014909
  8. https://yandex.ru/video/preview/10727410677051658096
  9. https://chips-journal.ru/reviews/15-opytov-so-snegom
  10. https://tavika.ru/2013/12/ice-experiment-part-1.html
  11. https://babiki.ru/blog/kulturnoe-nasledie/36609.html 
  12. https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/bezopasnost-zimoy-dlya-detey#_8 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение «Кабы не было зимы» с использованием нестандартного оборудования (для детей старшей группы) Инструктор по физич

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида № 66 «Журавушка» «Кабы не было зимы»спортивное развлечениес использованием нестандартного оборудования(...

План- конспект НОД "Кабы не было зимы..."

Открытое занятие по развитию речи в средней группе....

Танец "Зимняя сюита" часть 2 Кабы не было зимы Смотреть на странице сайта ВИДЕО

Выступление хореографического  детского  коллектива   МАДОУ 116 "Хрустальный  башмачок" на фестивале Рождественская  звезда 2014....

Спортивный досуг с зкологической направленностью "Кабы не было зимы" (для детей старшей группы)

Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности.Задачи:·         обобщить знания детей о зиме, как ...

Конкурс чтецов "Кабы не было зимы..." (старшая группа)

Конкурс  чтецов дает каждому ребёнку возможность для самореализации. При организации конкурса объединяются разные виды искусств — музыка, живопись, литература, что воспитывает эстетический вкус, ...

Консультация для родителей "Кабы не было зимы..."

Правила поведения детей на морозе....

Сценарий спортивного развлечения "Кабы не было зимы"

Сценарий разработан для детей старшего дошкольного возраста...