Проект по опытно - эксперементальной деятельности для детей 5 -6 лет
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_karamelki.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

2009000203211Проект

по опытно - эксперементальной деятельности

для детей 5 -6 лет группы «Карамельки»

Пояснительная записка.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Паспорт проекта.

Тип проекта: исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный (октябрь)

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Методы и формы работы: наблюдение, тематические беседы, эксперименты, анализ и обобщение результатов.

Актуальность темы, определение проблемы: проблема развития познавательной активности детей в наше время особенно актуальна. Ведь наши дети живут и развиваются в эпоху, когда информация изменяется очень быстро, именно поэтому от детей требуется не только иметь и владеть знаниями, но и уметь быстро и правильно получать эти знания самостоятельно и использовать их в своей жизни, думать, логически и творчески мыслить. Хочется, чтобы  наши воспитанники выросли любознательными, самостоятельными, общительными, творческими личностями, которые сумеют разобраться в окружающей обстановке, решить разные проблемы, которые могут возникнуть у них на пути.

Цель проекта:

Создание условий для овладения навыками эксперементирования.

Задачи проекта:

  • Развивать связную речь: рассуждать, обобщать.
  • Развивать наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к опытно-эксперементальной деятельности.
  • Воспитывать умение работать коллективно.
  • Формировать детско — родительские отношения, опытом совместной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта: реализация проекта позволит расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире живой и неживой природы, о различных природных явлениях, научит наблюдать и анализировать, а также станет первым шагом в воспитании экологической культуры.

План реализации проекта

Подготовительный этап проекта.

 Сроки: октябрь

Задачи

Формы работы

Разработка цели и задач проекта

Составление плана мероприятий реализации проекта

Мониторинг знаний детей

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера.

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в данном проекте.

Совершенствовать навыки общения с детьми.

Родительское собрание, консультации, беседы, анкетирование родителей, домашние задания  (проведение опытов)

Обогатить предметно-познавательную среду для реализации проекта.

Подбор художественной литературы, альбом с алгоритмом действий с инструкциями – картинками, природный материал, измерительные приборы, инструменты и т.д.

Исследовательский (основной) этап проекта.

Сроки: октябрь

Перспективно-тематическое планирование опытно - эксперементального проекта

Вид деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Познавательно-исследовательская

Рассматривание кристаллов соли, сахара. Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный — быстро. Наблюдение за ветром и спросить, по каким признакам можно узнать, есть ли ветер(качаются ветви деревьев, бегут облака)? Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Дети заметят, что их не слышно

Консультация ««Значение экспериментальной деятельности для детей»,Папка-передвижка «Исследуем и эксперементируем вместе с детьми»

Игровая

Игра – эксперемент «Цветочек», дидактическая игра «Какое молоко?»

Наблюдения по дороге домой

Трудовая

Создание альбома с алгоритмом действий

Сбор иллюстраций для оформления альбома

Продуктивная

 «Выращивание кристаллов соли на веточке ели», свойства воды (жидкая, парообразная, твердая), «Узоры на молоке», «Кипящее молока», опыт с йодом, «Вода течет вверх», «Радужный стакан», «Выращивание кристалла из соды», опыты с магнитом, «Можно ли склеить бумагу водой», «Пар — это тоже вода», «Сухие руки»

Фотоотчет

Чтение (восприятие художественной литературы)

Отгадывание загадок о соли и сахаре, В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и «Пузырь, соломинка и лапоть», К. Чуковского «Мойдодыр», сказка «Снегурочка», сказка «Вершки и корешки». Чтение экологической сказки «Вода и воздух»

Чтение сказок, расказов

Коммуникативная

Беседа «Вода -источник жизни», «Воздух это то. Чем дышим…», Беседа «Что такое природа?”, Беседа: «Волшебные» свойства магнита

Беседы с родителями  

Двигательная

Физкультминутка «Как приятно в речке плавать», «Ручеек». Подвижная игра «Капелька», «Дождик и солнышко»

Заключительный этап проекта.

 Сроки: октябрь

Мероприятия

Ожидаемый результат

Педагогическое наблюдение за дошкольниками, в процессе игр с целью определения знаний по теме проекта.

Выявление уровня знаний по теме проекта.

Провести анализ полученных результатов.

Определить эффективность проведённой работы

 Выращивание кристаллов из соды

Наливаем горячую воду в стакан или банку. Добавляем соду и размешиваем. Когда сода перестанет растворяться — это значит, что «пищи» достаточно. Я добавила около 15 столовых ложек соды, чтоб уж наверняка
На нитку подвешиваем предметы, на которых будем выращивать кристалл. Нитку привязываем к палочке и устанавливаем на банку. Ждем около суток.

Опыт с йодом                                                                                                                                                                                                         На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты к молоку, сметане, творогу  добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.

- Хотите узнать, добавили ли в наше молоко и творог крахмал? (ДА)

- А что для этого надо сделать?

- Для этого в наше молоко добавим йод.

- Что случилось с молоком?

ВЫВОД: ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЙОДА С КРАХМАЛОМ ОБРАЗУЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕ ЯРКО-СИНЕГО ЦВЕТА.

РАЗ У НАС МОЛОКО НЕ СТАЛО СИНЕГО ЦВЕТА, ЗНАЧИТ, КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЕМ? ( В НЕМ НЕТ КРАХМАЛА)

ЭТО МОЛОКО, КАКОЕ? ( ПОЛЕЗНОЕ)

 ОПЫТ «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»

- Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)

- Почему так говорят?

-Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.

- Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.

- Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.

- Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.

- В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.

Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит, убегает )

ОПЫТ « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»

- Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? ( На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)

- Чем обычно рисуете? ( Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)

- А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? ( Нет)

- Хотите попробовать?

Нальем молоко в тарелку. Добавим в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).

- Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!

А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Вывод: Мы видим взрыв красок. В чем же секрет фокуса?  Дело в том, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и, таким образом, приводит их в движение, что способствуют появлению таких красивейших причудливых разноцветных узоров на поверхности молока

«Вода течет вверх» (окрашивание цветов)

Воду окрашиваем с помощью пищевых красителей в разные цвета, затем помещаем в растворы скрученное бумажное полотенце (из одного стакана в другой). Через некоторое время смотрим на результат оцениваем результат.

Объяснение опыта

Подкрашенная вода впитывается и поднимается по салфеткам. Молодцы, ребята!

«Радужный стакан»

Дети делают сахарные сиропы разных концентраций, окрашивают их в разные цвета, а воспитатель берет сиропы, начиная с самого слабого, и наливает их в один стакан.

Объяснение опыта

«Пар — это тоже вода».

Оборудование: Кружка с кипятком, стекло.

Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды.

Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

«Можно ли склеить бумагу водой».

Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть — безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.

Дидактическая игра «Какое молоко?»

Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко.

- Давайте поиграем в игру «Какое молоко?» Я называю животное и бросаю вам мяч, а вы ловите и говорите, как называют это молоко. Например: у коровы молоко коровье.

Какое молоко у козы? ( Козье)

Какое молоко у лошади? (Лошадиное, кобылье)

Какое молоко у верблюда? (Верблюжье)

Какое молоко у коровы? (Коровье)

Какое молоко у оленя? (Оленье)

Игра «Капельки»

Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.

Дети хаотично гуляют по кругу.

Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.

Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом

Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в море.

Дети берутся за руки и образуют большой круг.

Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода

Круг из детей вытягивается в овал.

Воспитатель: А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (Вода будет нагреваться.)

Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой папа.

Дети бегают по группе.

Воспитатель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.

Дети обнимают друг друга.

Воспитатель: Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.

Читая сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и «Пузырь, соломинка и лапоть», испытываем предметы из разных материалов на плавучесть (лист бумаги, металлическая пластина, кусочек ткани и кусок дерева). Дети наблюдают, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Делаем вывод, что лучше всего сделать плот из дерева, так как оно не тонет.

В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» дети разбирали ситуацию, как поднять воду со дна колодца. Дети кладут камешки в «колодец» до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв, делают вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

 В сказке К. Чуковского «Мойдодыр» обсуждали, как при помощи соломинки определить, где находится мыльная вода, а где чистая вода для ополаскивания. Выясняем с детьми, как образуются мыльные пузыри.

 В сказке «Снегурочка»  обсуждали свойства снега и льда. Замечаем с детьми,  как воздействует температура на лед.

В сказке «Вершки и корешки» делаем выводы о влиянии воздуха, света, тепла и воды на рост растений. Выясняем, для чего растению необходимы вершки, а для чего корешки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Опытно - эксперементальная деятельность в условиях ДОУ"

Воспитатель: Казанцева. Л. В.Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в условиях ДОУ"                Цель проекта:С...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности для детей 6–7 лет «Волшебница-водица»

Проект по опытно-экспериментальной деятельности для детей 6–7 лет «Волшебница-водица»...

Проект по опытно- экспериментальной деятельности для детей от 6–7 лет

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

Конспект краткосрочного проекта по опытно - экспериментальной деятельности для детей старшего возраста на тему: "Магнит и его свойства.а"

Тип проекта: познавательно – исследовательский, краткосрочный (неделя).Участники проекта: воспитатели и дети группы.Цель: Сформировать представление о магните и его свойствах.Задачи: -Познакомит...

Проект по самообразованию педагога на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в опытно-эксперементальной деятельности»

Опыт – единственно верный путьспрашивать природу и слышатьответ в ее лаборатории".Д. И. Менделеев"Природа - источник здоровья.Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя.Бер...

Проект по опытно- экспериментальной деятельности для детей от 6–7 лет

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...