Проект по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Старостина Анна Вадимовна

«Лаборатория чудес: эксперименты для дошколят»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_opytno_eksperementalnoy_deyatelnosti.docx287.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

ПРОЕКТ

 по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Лаборатория чудес: эксперименты для дошколят»

Воспитатель

Старостина Анна Вадимовна

Наименование проекта

Педагогический проект по развитию поисково-исследовательских умений и навыков средствами экспериментирования

«Маленькие исследователи» 

Заказчик проекта

МАДОУ г.Нижневартовска ДС №56 «Северяночка»

Основания для разработки проекта

 - Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.41, 42.

- Семейный кодекс РФ раздел 4 гл.12 ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей».

Разработчик проекта

Старостина А.В., воспитатель высшей квалификационной категории

Координатор проекта

Краснухина О.В, заместитель заведующего

Лобацевич Е.И., старший методист                        

Цель проекта

Развитие поисково-исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами экспериментирования.

Задачи проекта

Для детей:

- расширять представления детей об окружающем мире через

знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

- обеспечивать переход от предметно-практического действия

К образно-символическому действию (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

- развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством;

- развивать наблюдательность;

- воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.          

Для педагогов:

- повысить личностно-профессиональное развитие педагогов по теме проекта. 

Для родителей:

- вовлечь родителей в образовательное пространство: помощь организации лаборатории, выработка оптимального пути развития ребенка дома и в детском саду;

- обогащать детско-родительские отношения в совместной проектной деятельности.

Сроки реализации проекта

Сентябрь- май

Целевая группа

Дети 5-6 лет, родители, педагоги.

Ожидаемые результаты

С детьми:

- созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности;

- воспитанники имеют представления об окружающем мире;

- у дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

С педагогами:

- повысится личностно-профессиональное развитие педагогов по теме проекта;

- психологический климат в группе изменится в лучшую сторону, что будет способствовать повышению качества образовательного процесса.

С родителями:

- повысится уровень компетенции родителей в сфере экспериментально-поисковой деятельности дошкольников;

- родители станут активными участниками образовательного процесса.

Актуальность проекта:  

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а также, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.

Самый эффективный способ познания огромного мира — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

В современном обществе востребована творческая личность,  способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.  Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.  

Цель: развитие  познавательного интереса детей в процессе опытно –

экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  2. Развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение),  мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  3. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

      5.  Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при      

            проведении опытов и экспериментов.

Проблема заключается в том, что часто ребенку преподносятся готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Проанализировав работу по познавательной активности детей, делаем вывод, что дети часто бывают, пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы.

Гипотеза - заключается в предположении, что если дети будут иметь реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания, то они смогут использовать свои знания в жизни. Предполагаем, что с помощью исследований и экспериментов в «Лаборатории удивительных наук», мы сможем узнать о свойствах веществ и предметов (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость), а так же увидеть своим глазами результаты опытов, доказывающие присутствие у предметов определенных свойств, познакомиться с основными физическими явлениями (отражение, магнитное притяжение). С помощью мультимедийных презентаций, наши воспитанники могут почувствовать себя учеными и провести с помощью взрослых (воспитателей и родителей) настоящие опыты и эксперименты.

Принципы реализации проекта:

Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской

деятельности дошкольников; предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения

Вид проекта: информационно - познавательный, долгосрочный.

Продолжительность проекта: 1 год

Участники проекта:

1. Дети старшей группы (5-6 лет).

2. Воспитатели.

3. Родители и другие члены семьи.

Предполагаемый результат:

1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

2. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно

    выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в

    соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 

3. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

4. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Перспективы:

1. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями с учётом                

    интеграции образовательных областей программы;

2. Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий                            

    уровень развития с учетом рекомендаций профильных специалистов;

3. Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой                        

    активности (по рекомендациям учителя – логопеда);

 4. Совершенствовать профессионализм через применение инновационных                  

     технологий обучения.

I этап реализации проекта

 Организационный: Сентябрь

Цель: организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе

№ п/п

Мероприятия

Сроки

 

1.

  • Подготовка нормативно-организационных документов для внедрения проекта.
  • Подбор методической литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр и т. д.
  • Подбор диагностического материала для проведения

педагогической диагностики по разделам проекта.

  • Составление перспективного плана мероприятий проекта.  
  • Выявление уровня знаний у детей 5-6 лет по разделам проекта.
  • Обсуждение с родителями темы проекта. Подготовка информационного материала для родителей.

Сентябрь

II этап реализации проекта - Основной: (октябрь – май)

Цель: проведение работы с детьми по экспериментально-поисковой деятельности.

Задачи:

- организовывать совместную деятельность педагогов, детей;

- в центре опытно-экспериментальной деятельности оборудовать «Лабораторию удивительных наук»;

- привлечь родителей в опытно-экспериментальную деятельность детей.

Перспективный план

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Проектная линия 1. Организация работы с детьми

1.

Тема «Песчаная страна»

*Дидактические игры: «Все увидим, все узнаем», «Картинка из песка».

* Беседы: «Что такое пустыня», «Путешественник – песок».  

*Сюжетно – ролевая игра: «Строительство из «жидкого» песка», «Замок из песка».

*Рассматривание пустынь на глобусе.

*Занятие «Волшебное сито».

*Прогулка - Рисование на песке.

*Проблемная ситуация «Как достать камешки из песка».

*Занятие с презентацией «Песок в природе».

*Подвижные игры: «Кружатся песчинки», игра с мячом «Где живет песок», «Мы пришли в огород».

*Физкультминутка «Ладонь в ладонь»; 

«Верблюд детенышей ведет…». 

*Занятие Рисование цветным песком «Сюрприз для мамы».

*Опыты «Песчаные волны в банке», «Песчаные барханы». Работа с весами.

*Трудовые поручения. На участке – подметание дорожек, сметание песка с краев песочницы.

Октябрь

2.

Тема: «Песок и глина – наши помощники».

*Беседы: «Как сделать глину мягкой», «Как человек использует песок и глину», «Природный материал: песок и глина».

*Занятие- лепка из глины по замыслу.

*Рассматривание иллюстраций из альбома «Глиняные изделия».

*Пальчиковая гимнастика «Замок», «Первый пальчик в глине…».

*Дидактические игры: «Песчаная и глиняная посуда»,

*Сюжетно – ролевая  игра: «Едем на пикник».

*Занятие «Песок и глина – наши помощники».

тение художественной литературы - «Глиняная сказка» Кивин Феликс «Гончар сидит за верстаком», С. Маршак «Песок и Глина».

*Занятие «Песок и глина – наши помощники».

*Опыты и эксперименты с глиной и песком: «Песочный город», «Секреты старого крота», «Чудеса в решете».

Ноябрь

3.

 Тема: «Я – человек».

*Занятие «Основные системы нашего организма»

*Утренняя гимнастика «Мой организм».

*Дидактические игры: «Полезная и вредная еда», «Чудесный мешочек», «Кому, что нужно для работы – пазлы».

*Беседа «Зачем нужны уши, глаза, язык т.д.», «Кто такие стоматологи?».

*Рассматривание иллюстраций «Профессия врача».

*Занятие по рисованию «Дети делают зарядку».

*Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

*Занятие по конструированию «Строим дом».

*Проблемная ситуация «Если у друга заболело горло…».

*Сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача».

*Работа с лэпбуком «Мое здоровье».

*Эксперименты: «Узнай по запаху», «Узнай, что звучит», «Узнай по вкусу».

*Физкультурный досуг «Чтоб здоровым быть».

*Подвижные игры «Пяточка, носочек», «Угадай, чей голосок», «Зеркало».

Декабрь

4.

Тема: «Вода и лед».

*Дидактические игры: «Морской бой», «Как вода отражает предметы». «Цветные льдинки», «Поможем Винни - Пуху».

*Подвижные игры «Снежинки»; «Меткие стрелки».

*На прогулке – рассматривание снежинок через лупу.

*Занятие по рисованию «Снежинки за окошком».

*Чтение сказки «Морозко», стихов И. Суриков «Белый снег пушистый», К.Бальмонт «Снежинка».

*Занятие «Найди бусинку».

*Проблемная ситуация «Лед – это тоже вода» - изготовление ледяных фигурок.

*Инсценировка сказки «Снегурочка».

*Беседы: «Уроки Айболита», «Капля, лед – вода, это будем знать всегда!».

*Игры-ситуации: «Горячая - холодная», «Почему исчезает вода», «Почему снег мягкий?».

*Занятие по лепке «Деревья в инее».

*Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни».

Январь

5.

Тема: «Разные ткани»

*Беседа «Ткань и ее разнообразие», «Что ты знаешь об одежде?».

*Дидактические игры «Бабушкин сундук», «Одень куклу по погоде», «Что нужно швее», «Почини коврик». 

*Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Н. Носов «Заплатка», В. Орлов «Портниха».

*Объемная аппликация из ткани «Цветы для солдат».

*Викторина «В мире лоскутков».

*Занятие «Профессия ткач. Путь ткацкого станка».

*Сюжетно-ролевая игра Ателье «Наперсток».

*Проблемная ситуация «Как помочь Маше сшить плащ…».

*Создание альбома «Виды тканей».

Занятие  Художественное конструирование «Коврик».

*Опыты «Свойства шерсти», «Как сделать нить».

Февраль

6.

Тема: «Чудеса растений»

*Дидактические игры: «Что нужно для роста астений», «Садовник», «Как растет цветок».

*НОД «Уход за растениями».

*Проблемная ситуация «Как оживить цветок?».

*Просмотр презентации «Комнатные растения».

*Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов».

*Беседа «Как мы ухаживаем за растениями».

*Организация огорода на окне.

*Подвижные игры «Елочки, пенечки».

* Аппликация «Цветок для мамочки».

*Слушание – П. Чайковский «Вальс цветов», «Красные маки».

*Труд в уголке природы «Пересадка цветов»

*Чтение «Цветок-огонек».

*Опыт «Куда растут корни?», «Разноцветные растения», «Секрет сосновой шишки».

*Создание паспорта «Комнатные растения».

Март

7.

Тема: «Удивительные камни»

*Просмотр ролика «Окружающий мир. Простые и драгоценные камни».

*Д/и «Гора и камешки», «Опиши камень», «Найди свой камень».

*Работа в центре художественного творчества - Выкладывание контурных рисунков камешками.

*Сюжетно-ролевая игра «Геологи».

*Чтение «Сказка, про лежачий камень, под который вода не течет», П. Бажов «Каменный цветок».

*Беседа «Где применяются камни?»

*Занятие Конструктивное творчество «Из чего построить дом?».

*Оформление альбома «Мои открытия».

*Опыты «Тонет, не тонет», «Мягкий, твердый камень».

*НОД «Волшебный мир камней».

*Создание мини-музея «Такие разные камни».

*Досуг «Пиратский квест».

Апрель 

8.

Тема: «Волшебный магнит»

*Беседа «Какие предметы притягиваются магнитом», «Что такое компас».

*Занятие «Волшебные свойства магнита».

*Дидактические игры: «Найди лишнее», «Магнитная азбука», «Рыбалка».

*Сюжетно-ролевая игра «Мы – туристы».

*Просмотр мультфильма – Фиксики. Магнит.

Занятие  по рисованию «Магнит на холодильник».

*Чтение сказки П. Бажова «Огнивушка–поскакушка», «Малахитовая шкатулка».

*Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».

*Проведение КВН «Мы - экспериментаторы».

До 15 Мая

Проектная линия 2. Организация работы с педагогами ДОУ

1.

*Анкетирование «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

*Консультация «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-

экспериментальной деятельности».

Октябрь

2.

*Мастер-класс «Лепим игрушки из глины».

Ноябрь

3.

*Семинар «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности» (обмен опытом).

Декабрь

4.

*Методические рекомендации «Мир предметов: свойства веществ».

Январь

5.

*Консультация «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Февраль

6.

*Круглый стол «Экспериментирование как познавательно-исследовательской деятельности ребенка дошкольника».

Март

7.

*Устный журнал «Полезные советы. Ребенок и природа».

Апрель

8.

*Семинар-практикум  «Мир явлений: магнит и магнетизм»

*Презентация «Итоги проектной деятельности».

До 15Мая

Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями

1.

*Анкетирование «Изучение познавательной инициативы»

*Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).

Сентябр

2.

*Беседа дома с детьми: «Кто такие ученые и что такое эксперимент».

*Консультация «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование».

Октябрь

3.

*Папка – передвижка «Наливаем, выливаем, сравниваем…».

*Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Ноябрь

4.

*Практикум для родителей «Экспериментируем вместе с папой».

*Смотр-конкурс рисунков «Моя семья».

Декабрь

5.

*Создание совместных с детьми альбомов о проведению опытов.

*ООД для родителей «Найди бусинку».

Январь

6.

*Создание альбома «Виды тканей».

*Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»

Февраль

7.

*Оформление мини-музея «Такие разные камни».

*Круглый стол «Ребенок и природа».

Март

8.

*Совместный досуг с детьми Пиратский квест».

*Оформление альбома «Мои открытия».

Апрель

9.

*КВН «Мы - экспериментаторы». 

*Презентация проекта

До 15Мая

Занятия с детьми проводятся один раз в две недели, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия в старшей группе 25 минут.

III этап Заключительный этап реализации проекта: (май )

Цель: анализ результатов проектной деятельности.

Задачи:

- выявить уровень усвоения знаний детей 5-6 лет по разделам проекта. 

- обобщить итоги работы с детьми и родителями.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

  • Педагогическая диагностика.
  • Проведение  КВН «Мы - экспериментаторы».
  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Презентация проекта «Лаборатория удивительных наук».

С 15Мая

Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного

 возраста в процессе экспериментирования

 (по методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой)

«Что мне интересно?» (О.В.Афанасьева)

Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования, как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, кусочки бечевки. До начала экспериментирования ведется разговор с детьми: что можно сделать с этими предметами? Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с предметами по - своему усмотрению. После завершения ему задают дополнительные вопросы: что ты делал? Интересно ли тебе было? Почему ты выбрал именно это занятие? Что ты сегодня узнал?

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.

2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу.

 «Что нам интересно?» (О.В.Афанасьева) - выявление особенностей экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми.

Группе детей предъявляют те же предметы что и в первом задании. Проводится беседа: кто, что делал с этими предметами в прошлый раз? Что при этом узнал? Кто использовал эти предметы необычно? После этого детям предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми детьми каждому из них индивидуально задаются вопросы: с кем ты играл? Что вы сегодня сделали? Кто придумал это делать? А почему этим хотел заниматься ты? Когда тебе было интереснее – в прошлый раз, когда ты играл сам, или сегодня? Что ты нового узнал?

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.

2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу.

«Кораблекрушение» (Т.И.Бабаева, О.В.Киреева) - выявление экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде.

Перед детьми стоит макет корабля, тазик с водой, мешочки, наполненные сахаром, солью, красками, песком, пустая миска.

Корабль перевозил груз, но во время шторма корабль перевернулся, когда моряки достали мешки из воды, некоторые из них были пустыми. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешка и почему? Ребенку предлагается самостоятельно провести эксперимент и разрешить данную проблему.

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, выдвигает гипотезы, самостоятельно использует предметы для проверки своей гипотезы, делает выводы.

2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, затрудняется в выдвижении гипотез, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность, не выдвигает гипотез, действует по инструкции воспитателя.

«Перевертыши» (Т.И.Бабаева, О.В.Киреева) - выявление знаний детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде.

1 часть ситуации (провести на практике эксперимент и разрешить данную проблему) – ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума и материалов, находящихся в нем: камень, железный гвоздь, бумага плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка, тяжелая машина – на дне аквариума.

Инструкция: посмотри, что здесь нарисовано? Что правильно, а что неправильно? Почему ты так думаешь? Задача ребенка – провести на практике эксперимент и разрешить заданную проблему, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: деревянным корабликом, гвоздем, камнем, бумагой, тяжелой машинкой, пластмассовой банкой, тазом с водой.

3 балла – ребенок разрешает проблему самостоятельно с помощью экспериментирования,

2 балла – ребенку дается подсказка: «Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы, как ты думаешь, могут они нам помочь узнать, что плавает, а что – тонет» и он разрешает проблему.

1 балл – ребенок действует вместе с воспитателем.

2 часть ситуации (выявить устойчивость интереса к экспериментированию, умения переносить полученные знания в новые условия).

Инструкция: на другом столе есть еще предметы. Ты хотел бы узнать, что из них плавает, а что – тонет? Незнайке очень нужно перебраться на другой берег реки, но он не умеет плавать. Что ж ему делать? Он решил построить плот и переправиться на нем. Только вот беда – он не знает, из чего делать плот. На берегу лежат дерево, камни, железо, бумага, пластмасса, глина. Ты можешь помочь Незнайке?

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, самостоятельно решает проблему;

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок затрудняется в переносе полученных знаний в новые условия.

3 часть ситуации – (выявить осознание ребенком результатов экспериментирования). С этой целью проводится индивидуальная беседа: расскажи, что ты сейчас делал? Что перепутал художник? Как ты помогал Незнайке? Из чего нужно сделать плот? Что на самом деле плавает, а что – тонет? Тебе понравилось решать эту задачу?

3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя;

1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее.

 «Сахар» (Л.Н.Прохорова) - выявление умений детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки. Сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

Инструкция: один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила в нее два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар и съесть его. Однако сахара в чашке не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел его сахар?».

Вопросы: Кто взял сахар? Куда делся сахар? Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить, был ли сахар?»

3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя;

1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее.

«Как ухаживать за растениями» (Л.Н.Прохорова) - выявление способности ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.

Педагог дает ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Затем предлагает ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в уходе. Ребенку необходимо ответить, что произойдет, какими растения станут после того, как он осуществит уход за ними. Педагог предлагает ребенку рассказать о последовательности своих действий, а затем – подобрать необходимое оборудование и показать (Незнайке), как правильно ухаживать за растениями. Далее предлагается задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел сделать и что получилось?

3 балла – у ребенка сформирована потребность в деятельности с природными объектами, он качественно выполняет уход за растениями. В уходе нацелен на результат, понимает его направленность; рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла – у ребенка сформированы некоторые умения ухода за растениями, но действует не всегда целесообразно. Его увлекает процесс ухода, но не нацелен на результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого.

1 балл – для ребенка характерно неустойчивое отношение к растениям, не владеет умениями осуществления за ними.

Критерии, уровни усвоения программы (5 - 6 лет)

Уровни

Критерии

Высокий уровень

(2,45 – 3 балла)

Познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге с взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Средний уровень

(1,45 – 2,44 балла)

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Ниже среднего

(0 – 1,44 балла)

Ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую деятельность, т.е. исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Практическая значимость проекта.

Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов и заинтересованных родителей детей 5-6 лет.

Способы трансляции опыта. Распространение успешного  педагогического опыта по проекту планируется посредством:

- участие в  педагогических  мероприятиях в рамках реализации годового плана ДОУ;

- участие в конкурсном движении различного уровня;

- размещение информации  о реализации проекта в СМИ различного уровня,  на сайте ДОУ и  в сети Интернет.

Возможность распространения  опыта реализации проекта. Обобщенный  опыт реализации педагогического проекта  может быть распространён на территории ЯНАО, а также Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность. Задачи:Образовательные:·        продолж...

Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....

Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством различных видов деятельности»

Приобщение к русской национальной культуре через знакомства с традициями и обычаями русского народа ( апрель 2017)...

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельностив старшей группе на год МесяцНеделяНазвание опытаКоличество занятийСЕНТЯБРЬ1«Откуда берётся песок»12«...

Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Почему образуются лужи?

Практически все дети очень любят гулять на улице. При этом их тянет туда, где им находиться не стоит. Если вы видите большую грязную лужу, не сомневайтесь, ребенок обязательно исследует ее. Иссл...

Проект по развитию театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театр глазами детей»

Паспорт проектаВид проекта:  информационно-творческий, познавательно-игровой.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидае...