Детская научная конференция "По следам Лампочки, Уголька и Ягодки" ссылка на презентацию к конференции в описании
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Конференция проводилась в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Воспитатель года Чукотки 2020" в котором я заняла 2 место.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ладушки» города Анадыря».
Конкурсный материал муниципального этапа
окружного конкурса педагогического мастерства
«Педагог года Чукотки - 2020»
Номинация: «Воспитатель года Чукотки»
Конкурсное задание «Педагогическая находка»
Конспект проведения детской научной конференции по теме:
«По следам Лампочки, Ягодки и Уголька».
(подготовительная к школе группа)
Воспитатель
первой квалификационной категории
Белова Светлана Игоревна.
Анадырь
2020 г.
Темы докладов:
- От жирника до лампочки. – Веснин Елисей.
- Ягоды Чукотки и их свойства. – Семесенко Людмила.
- Каменный уголь. – Ануфриев Дмитрий.
Виды деятельности:
*Конструктивно – модельная.
* Экспериментирование
* Исследовательская.
Актуальность: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей Чукотки недостаточно знаний об окружающих нас камнях и минералах, о том что северные ягоды тоже богаты витаминами С. Можно из них приготовить отличный морс, кисель, варенье. А можно собрать самим по схеме фонарик при чрезвычайных условиях. Лаборатория природы дает возможность закрепить полученные знания, развивает речь, мышление и конструкторские способности.
Цель: создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников. Задачи:
- Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире, о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
- Развитие диалогической речи, сенсомоторных способностей, мелкой моторики рук, вкуса.
- Воспитание интереса к проведению занимательных опытов и простейших экспериментов.
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические, использование ИКТ.
Интеграция образовательный областей: Познание (окружающий мир), речевое развитие, художественно –эстетическое развитие (рисование, моделирование).
Предшествующая работа: 1.Подготовительный этап (сбор материалов, создание презентаций по теме, обсуждение с родителями, воспитателем по проведению лабораторных работ). 2. Проведение лабораторных работ (приложение см. внизу). 3. Доклады ребят.
План проведения конференции.
- Доклад + презентация (прилагается). 1.Веснин Елисей - «От жирника до лампочки». 2. Ануфриев Дмитрий – «Каменный уголь». 3.Семесенко Людмила – «Ягоды Чукотки и их свойства». II. Физкультурная пауза.
- Викторина. IV. Проблемный вопрос (экология). V. Подведение итога.
I. - Здравствуйте дорогие наши участники научной детской конференции! Сегодня мы отправляемся по следам Лампочки, Ягодки и Уголька. А пройти по этим следам нам помогут: Елисей, Люда и Дима. Мы провели с вами три лабораторные работы. И первым подведет итог Веснин Елисей.
- От жирника до лампочки – Веснин Елисей.
Здравствуйте! Меня зовут Веснин Елисей
и мой проект называется «От жирника до лампочки».
Мы живем на Чукотке в северном суровом крае. Зима у нас длится очень долго и в зимнее время темнеет очень рано. И для того, чтобы в жилищах было светло раньше жители Чукотки использовали жирники. Жирник - каменная плошка. В нее наливали жир и клали фитиль. Фитиль поджигали. Так жирник освещал жилище и давал тепло.
Мне стало интересно, как еще освещали свои дома. Дома, мама мне рассказала, что люди придумали восковую свечу, керосиновую лампу, а сейчас все используют электрическую лампу. Рассмотрели лампочку. Она состоит из стеклянной колбы, патрона и нити накаливания. Кстати, эту лампу создал российский ученный Александр Лодыгин.
Я принес в детский сад электронный конструктор и мы попробовали с ребятами собрать небольшую электрическую цепь для лампочки. Рассмотрели схему сборки, вспомнили правило при работе с электронным конструктором и собрали электрическую цепь с помощью которой загорелась лампочка. Ребята были очень довольны, когда увидели, как загорелась лампочка. Спасибо за внимание!
- Вопросы будут? Тогда я приглашаю следующего участника Семесенко Люду.
-Здравствуйте! Я Семесенко Людмила. Мой проект называется
«Ягоды Чукотки и их свойства».
На Чукотке очень много полезных ягод: морошка, брусника, смородина, голубика, шикша. Известно, что в северных ягодах очень много витаминов. Из них варят варенье, морс, замораживают на зиму.
На занятии мы провели 2 опыта с ягодами. Для первого опыта нам понадобились 2 стакана – в одном стакане была обычная вода, а в другом вода с пищевой содой. В стаканы с жидкостью мы помещали ягоду и наблюдали как меняется ее цвет. Нам удалось выяснить, что вещества в ягодах меняют свой цвет в щелочной среде.
Для второго опыта мы взяли белые салфетки и обмакнули в ягодный сок – салфетка окрасилась в красный цвет. И мы выяснили, что брусника и смородина содержат природный краситель
На занятии нам рассказывали, что брусника и красная смородина богата витамином С и мы в этом убедились!
Ягоды Чукотки очень полезны. Спасибо за внимание!
- Спасибо Люда. Твой доклад был интересен. Следующий участник Ануфриев Дима.
- Здравствуйте! Меня зовут Ануфриев Дима,
сегодня я защищаю свой проект «Свойства каменного угля».
Каменный уголь – это не простой камень, это полезное ископаемое. У нас на Чукотке тоже добывают каменный уголь. Уголь образовался из погибших древних растений, которые разложились, сгнили и превратились сначала в торф, а потом в каменный уголь. Уголь добывают в шахте шахтеры.
Я провел несколько опытов с мамой и папой, а потом показал их ребятам. Первым делом нам нужно было найти отличия между камнем и каменным углем. Для этого нужно было проверить уголь на твердость и прочность. Если зажать каменный уголь в руке, то он достаточно твердый. А если постучать по нему молоточком, то он расколется и рассыпится. Мы убедились в том, что каменный уголь твердый, но не прочный и хрупкий.
Всем известно, что уголь черный. Но что будет, если провести углем по белому листу бумаги? Мы провели углем по бумаге и он оставил черный след.
Из угля получают топливо, лекарства и даже духи! Вот какое полезное ископаемое добывают на Чукотке!
Спасибо за внимание!
- Ребята настало время отдохнуть. Дима проведет физкультурную паузу.
II.Физкультурная пауза «Шахтеры».
Уголь в земле глубоко залегает (делают три приседания). В шахтах его горняки добывают. (Руки сложены замком и от плеча вытягивают руки в перед). На смену в забой шахтерам пора (Руки на поясе выполняют наклоны вправо, влево). Уголек поднимать на гора (Руки поднимают вверх). Шахтеры, шахтеры на смену идут (шагают на месте). Нелегок но очень почетен их труд (вытирают пот со лба).
- Спасибо Дима. А теперь блиц – ответ. Нужно быстро отвечать на вопросы моей викторины. Готовы?
III. Викторина.
1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей)
2.Самый музыкальный цветок? (колокольчик)
3.Самая красивая птица в мире? (павлин)
4.Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)
5.Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)
6.Подземная часть растения? (корень)
7. Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга)
8. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
9. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)
10.Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)
11.Кто на себе лес носит?(олень)
12. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (сорок-а)
- Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием. Настало время решить экологические вопросы, которые подготовили ребята.
(Ребята задают вопрос, дети и взрослые дают свои варианты ответов. Воспитатель подводит итог с помощью картин в презентации).
IV. Экологический вопрос.
1. ‒ Перед вами ягодная поляна. Ягод очень много, а времени у вас мало. Можем ли мы собирать ягодки не по одной, а использовать специальные предметы? (Выслушиваются разные варианты ответов и в итоге ответ: нет не можем, потому, что такой способ губит ветки, а они долго восстанавливаются).
- Почему лишайники в тундре не везде растут? (Они растут там где чистый воздух).
- Зачем нужны комнатные растения? (Ответы детей). Нельзя забывать, что комнатные растения – это источник красоты, хорошего настроения, здоровья, доброты и чистого воздуха.
V. А сейчас я напомню вам как уменьшить свой экологический след: не наполняйте кастрюли до краев, не забывайте о призыве «Уходя, гасите свет!», рационально используйте горячую и холодную воду, установите энергосберегающие лампочки, бросайте мусор только в контейнеры, сажайте деревья, посадите цветы. Все эти правила висят у нас в экологическом уголке. Пожалуйста не забывайте об этих правилах. На этом наша конференция заканчивается. Мы хотим поблагодарить всех участников конференции за интересные и увлекательные работы и пожелать дальнейших успехов в ваших исследованиях. Спасибо вам, дорогие родители, что не стоите в стороне от забот и проблем своих детей, что понимаете важность проводимых детским садом мероприятий.
VI. -Спасибо вам ребята, до новых встреч. Приглашаю всех сделать общее памятное фото.
Приложение.
Все лабораторные работы дети выполняют вместе с воспитателем.
Лабораторная работа №1. «От жирника до лампочки».
Вид деятельности: конструктивно-модельная.
Цель: способствовать развитию пространственного мышления, навыков межличностного общения и коллективного творчества; содействовать освоению умений читать элементарные схемы, собирать схему электрического фонарика; сформировать представление об источниках освещения, об устройстве электрической лампочки.
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические.
Дидактические средства: презентация, электронный конструктор «ЗНАТОК», электрическая лампочка.
Технические средства: ноутбук, экран.
Ход занятия.
Загадка – Дом – стеклянный пузырек, А живет в нем огонек, Днем он спит, а как проснется – Ярким пламенем зажжется? Что это?
-Верно, это электрическая лампочка. Как вы думаете, для чего она нужна? (Ответы детей)
Да вы правильно ответили, чтобы освещать жилища, улицы в тёмное время суток. А знаете ли вы, что раньше лампочек не было? (Ответы детей.)
Хотите узнать, чем же люди раньше освещали жилища? (Согласие детей.) Давайте с вами посмотрим на экран. (Рассматривание и совместное комментирование картин окна на слайде).
Видите, ребята, сколько было разных источников света. С открытием электричества появилась возможность освещать жилища с его помощью. Теперь в наших домах много разных красивых светильников. Самый распространённый осветительный прибор – это лампа накаливания или лампочка. В её создании участвовали изобретатели разных стран. Но только российский учёный Александр Лодыгин смог создать лампочку, которой мы пользуемся и сегодня.
А теперь мы продолжаем. Так из чего же состоит лампочка? (Слайд №4) Она состоит из стеклянной колбы, патрона и нити накаливания.
Посмотрите на нашу лампочку – она не горит. Что нужно сделать, чтобы лампочка загорелась? (Ответы детей)
Правильно. Для того, чтобы лампочка загорелась, внутри её должен бежать электрический ток.
А как электрический ток попадёт в лампочку? (Ответы детей).
Верно, для этого нужен выключатель и провода.
Мы выяснили, чтобы лампочка включилась необходимы источник тока, провода и выключатель.
А давайте теперь попробуем с помощью нашего электронного конструктора включить лампочку?
Занимайте свои рабочие места. (Дети садятся вокруг столов). Выберите необходимые детали конструктора. Давайте посмотрим, какие детали вы выбрали и сравним их с деталями в инструкции.
Воспитатель. Попробуем с помощью ваших деталей собрать электрическую схему, изображённую на экране. Такую схему имеет электрический фонарик.
Воспитатель. Прежде чем приступим к работе, разомнём ваши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Ток бежит по проводам (поочередно стучат пальчиками одной руки) Свет несет в квартиру нам (пальчиками другой руки) Чтоб работали приборы: холодильник, мониторы Кофемолки, пылесос (загибают пальцы одновременно на обеих руках) Ток энергию принес (стучат кулаком одной руки о кулак другой).
- А теперь приступайте к сборке схемы. Будьте аккуратны, не нажимайте сильно на середину элементов конструктора и соблюдайте полярность. (во время выполнения задания воспитатель наблюдает за деятельностью детей и помогает им по мере необходимости).
Молодцы, ребята! Вы все справились с самым первым заданием. Ваши лампочки загорелись. Так что же необходимо, чтобы получить электрическое освещение? (Ответы детей)
Воспитатель. Хотели бы вы продолжить работу с электронным конструктором? (Согласие детей).
Воспитатель. Очень здорово! Сегодня вы хорошо поработали и смогли сами собрать электрический фонарик. Впереди вас ждут ещё более увлекательные занятия с конструктором. На этом наше занятие закончено.
Лабораторная работа №2
Задачи:
- Расширять знания детей о полезных свойствах ягод (на примере красной смородины и брусники).
- Провести опыты с красной смородины и брусники, познакомить с их уникальными свойствами изменять цвет в зависимости от среды (щелочная, нейтральная).
- Развивать любознательность, логическое мышление, исследовательские навыки.
- Воспитывать взаимопомощь, интерес к экспериментированию, стремление к здоровому образу жизни.
- Ребята! Я приглашаю вас в Лабораторию Здоровья, но возьму с собой тех, кто назовет продукты, богатые витамином С. Дети называют полезные продукты и садятся на стулья.
- О чудесных свойствах ягод мы узнаем, когда проведем опыты.
Опыт№1 -Сегодня объектами исследования являются красная смородина и брусника -Что вы видите на столе? (Тарелки с ягодой, стаканы, ложечка мерная, салфетки). -Посчитайте, сколько стаканов (Ответы детей). -Стаканы одинаковые? -Что находится в стаканах? (Ответы детей) -У нас есть плоды красной смородины и брусники,(какого цвета?) -Как вы думаете, если я добавлю в каждый стакан с водой этот отвара, что произойдет с водой? Дети проводят опыты, кладут в каждый стакан по ложечке ягоды и размешивают. Одна команда с отваром из красной смородины проводит опыт, а другая – брусники.
Что получилось? В первом стакане – вода окрасилась в фиолетовый цвет. Во втором стакане – она стала розовой.
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете почему произошла такая реакция? (ответы детей)
Дело в том, что мы с Людой заранее в каждый стакан добавила специальное вещество. В первую - пищевую соду. Во вторую, я ничего не добавляла, поэтому вода стала светло – розовая.
Вещества, содержащиеся в ягодах: красной смородины и брусники, способны изменить цвет в зависимости от среды, в которую они попадают. (Щелочная и нейтральная) Красящие свойства этих ягод объясняется тем, что у них есть особый пигмент- антоциан.
«Ягоды — красители» опыт №2
Оборудование: ягоды брусники, смородины, салфетка, стакан киселя.
Цель: показать детям, что некоторые ягоды могут закрашивать салфетку.
Описание опыта. Раздать детям чистые листочки. Предложить раздавить на них ягоды или попробовать ею порисовать. Определить, какие ягоды оставляют цветные следы, а какие нет. Сделать вывод, что ягодами можно испачкать одежду.
Лабораторная работа №3.
-У обычных камешков, есть интересные свойства. Бывают камешки твердые и мягкие, светлые и темные, шершавые и гладкие, легкие и тяжелые. Внутри самых тяжелых камешков, например прячутся разные металлы, даже золото и серебро. А главное - из особых камешков, из руды, можно получить и железо, медь, и алюминий.
Посмотрите: вот несколько камешков - белых, серых и черных. Найдите среди них кусочки угля.
- Каменный уголь- это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.
Экспериментальная деятельность с детьми.
- Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) -Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый? (Пробовали надавить на него или сжать в руке).
- Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). -Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт. Уголь рассыпался на несколько мелких кусочков. -Какой вывод можно сделать? (Каменный уголь твёрдый, но не прочный).
-Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.)
Интерактивная доска.
-Сейчас я расскажу о чудесных превращениях угля.
-Какого цвета уголь? Каждому известно: уголь черный. А таблетки, которые вам давали от простуды, например аспирин, белые как снег? А ведь аспирин и другие лекарства делают из черного угля.
Уголь черный, а из него получают разноцветные краски. Уголь ничем не пахнет, а из него получают духи и даже сиропы для конфет и пирожных.
Уголь не прозрачный, а из него можно сделать самое лучшее стекло и стеклянные предметы. Уголь не похож на нитки, а их из него получают.
Из угля делают и удобрение, которым посыпают землю, чтобы росли фрукты, овощи, хлеб.
Из угля добывают витамины, необходимые детям и бензин для машин. Чего только не делают из угля.
Итог: Научно-практическая конференция прошла с большим успехом для наших детей. А за этим успехом кроется кропотливая работа родителей и педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий детской научно-практической конференции в доу по теме «Ребятам о зверятах»
Любовь, понимание и забота - это то, что ждет живая природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образовани...
Конспект детской научно – практической конференции «Я открываю мир»
Конспект детской научно – практической конференции «Я открываю мир»...
Сценарий детской научно-практической конференции на тему «Космос-это интересно!»
Сценарийдетской научно-практической конференциина тему «Космос-это интересно!»...
Детская научно-практическая конференция Космос-это интересно!
Разработка праздника/развлечения...
Сценарий детской научно-практической конференции "Хочу всё знать!" (зональный этап)
Сценарий зонального этапа детской научно-практической конференции "Хочу всё знать!"...
Детская научная конференция "Строение человека"
конференция для детей в рамках тематической недели "Человек, части тела"...
Мастер - класс «Методика организации исследовательской деятельности с дошкольниками. Подготовка детей к участию в детских научно - практических конференциях».
Материал о знакомстве с методикой организации проектной деятельности А.И. Савенкова. Опыт использования данной методики при подготовке детей к участию в детских научно – практических ...