Картотека бесед с детьми среднего дошкольного возраста на тему "Осень"
материал по окружающему миру (средняя группа)

Методический материал поможет педагогам и воспитателям в работе над темой "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_besed_osen.docx93.11 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  бесед с детьми среднего дошкольного возраста на тему «ОСЕНЬ». 

     https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614556673_34-p-osennie-listya-na-belom-fone-kartinki-48.jpghttps://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614556673_34-p-osennie-listya-na-belom-fone-kartinki-48.jpghttps://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614556673_34-p-osennie-listya-na-belom-fone-kartinki-48.jpg

Тема: «Осень в гости к нам пришла»

Цель: Закреплять  представления детей о признаках осени.

Задачи: учить детей называть месяца осени,  развивать речь детей, умение слышать воспитателя, отвечать на заданные вопросы. Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Ход беседы.

Ребята, скажите какое сейчас время года? (Осень.)

Правильно! А по каким признакам вы это определили?

Назовите мне какие изменения в природе происходят с приходом осени? (дети называют, воспитатель дополняет ответы детей)

Давайте с вами вспомним названия осенних месяцев.

Который по счету сентябрь? (первый)

Который по счету ноябрь?

Правильно ребята!

Каждое время года имеет свои приметы. Особенно много примет у осени. Мы узнаем ее приход по разноцветной листве, которую обретают деревья. Клены становятся пестрыми, так как можно увидеть: желтые, зеленые и красные листочки. Липы и березки привлекают всех желтой листвой, напоминающей золотые монетки. Все деревья меняют листву, а затем совсем ее сбрасывают. Но встречаются такие деревья, которые не меняют свою листву, они остаются всегда зелеными.

Какие это деревья? (хвойные).

А что происходит с людьми с приходом осени?

Они собирают урожай, одеваются потеплее, потому, что солнышко  хоть и светит, но уже на греет.

А знаете ли вы что в народе существуют приметы осени? Послушайте какие приметы знаю я.

Теплая осень - к долгой зиме.

Гром в сентябре - к теплой осени.

Большой урожай рябины - к большим морозам.

Гуси полетели – скоро выпадет снег.

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

 Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.

Много желудей на дубе - к лютой зиме.

Предлагаю вам поиграть в игру. «А нас дождик не намочит»

В игре участвует сначала небольшое число детей, девочки, затем мальчики. Во время игры можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами. Как только они услышат сигнал воспитателя –«Дождик»! Необходимо прибежать на стульчик, или спрятаться под зонт.

Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

 

Молодцы, хорошо поиграли, а теперь предлагаю вам присесть за столы и нарисовать свою осень. После воспитатель подводит итог, а работы детей выставляются на выставку.

Беседа на тему «Осень»

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

А. С. Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

-Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?

Дети: Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.

-Почему это стихотворение грустное?

Дети. Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.

-Ребята назовите времена года. Сколько месяцев в году?

Дети. Называют времена года 12 месяцев в году.

-Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети. К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети. Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют) Ранняя осень.

-Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?

Дети. Листопадом. Золотая осень.

«В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?

Дети. Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.

-Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы.

-Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?

Дети. «Ворота зимы»«предзимник». Поздняя осень.

-Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?

Дети. В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.

-Ребята давайте с вами вспомним что же происходит осенью в живой неживой природе?

Дети: Основное изменение в неживой природе — похолодание — влечет за собой изменения в живой природе.

Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.

С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.

Постепенно начинается листопад. Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.

Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.

-Ребята давайте с вами вспомним народные приметы осени

Дети:

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

-Ребята, а что же происходит с живой природой осенью (птицами, насекомыми?

Дети: Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.

Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края. Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи.

Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди. Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы.

Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

-Ребята, осень еще называют «сезоном урожая» Как вы думаете почему?

Дети: С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами. Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку. В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.

-Ребята, а теперь отгадайте загадки.

Рыжий Егорка,

Упал на озерко,

Сам не утонул,

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

(дождь)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто … листопад

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет ветер

Вот на ножке купол-гриб,

Он от ливня защитит.

Не намокнет пешеход,

Если спрячется под … зонт

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?. птицы

-Молодцы ребята, все загадки отгадали. А теперь мы с вами посмотрим, какие вы внимательные?

На картинках изображена разная осень: ранняя, золотая, поздняя. Найди и назови изображение осени ранней, золотой, поздней. Правильно ли они расположены, Как нужно по порядку разместить картинки?

Дети ответы

-Какая картинка лишняя? Почему?

Дети ответы

-Назовите признаки осени?

-Как дикие животные готовятся к зиме?

Дети. Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: « Золотая осень»

Воспитатель демонстрирует картину И.И.Левитана «Золотая осень» и спрашивает у детей, если картина уже им знакома, как она называется и кто её написал. Если они затрудняются ответить, называет сам и даёт возможность рассмотреть картину. Затем спрашивает:

- Какое время года изобразил художник на картине?

-Какие приметы осени вы заметили ? ( Жёлтый лес, тёмная вода, пожелтевшая трава, сероватое небо).

-Как бы вы назвали эту картину? ( А И. Левитан назвал её «Золотая осень»).

-Как вы думаете, художник любил это время года?

- Почему вы так думаете ? ( Яркие , сочные краски, радостное изображение осени, лес стоит как золотой).

И поэт А.С.Пушкин тоже любил это время года. Послушайте отрывок из стихотворения « Осень»

                       Унылая пора! Очей очарованье!

                       Приятна мне твоя прощальная краса –

                       Люблю я пышное природы увяданье,

                        В багрец и золото одетые леса,

                         В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

                         И мглой волнистою покрыты небеса,

                         И редкий солнца луч, и первые морозы,

                         И отдалённые седой зимы угрозы.

-Как вы думаете, дети , подходит это стихотворение к картине? Как поэт называет осень?

-Что поэт слышит?

Воспитатель ещё раз медленно читает отрывок и даёт установку на запоминание.

Предложить детям послушать пьесу «Сентябрь» из альбома П.И.Чайковского « Времена года»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека бесед с детьми старшего дошкольного возраста

В картотеке подобраны беседы с детьми старшего возраста по разным образовательным областям....

Методическая разработка"Картотека бесед с детьми старшего дошкольного возраста"

Одним из основных методов развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на занятиях является беседа. Беседа — это организованная, целенаправленная разговор воспитателя с детьми по опр...

Картотека бесед с детьми старшего дошкольного возраста

Картотека бесед с детьми старшего дошкольного возраста № 1. Беседа с детьми на тему: «Какой мультфильм ты смотрел в выходные дни?» Цель – воспитывать стремление выража...

Картотека "Беседы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике травматизма".

Знать правила безопасности в зимнее время года, чтобы не получить травму; уметь предвидеть опасность в начале весны и чем сосульки могут быть опасны для человека; закреплять правила нахождения на солн...

картотека бесед с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно - патриотическому воспитанию

Картотека бесед по нравственно-патриотическому  воспитанию с детьми старшего возраста...

Картотека бесед с детьми среднего дошкольного возраста на тему "Осень".

Методический материал поможет педагогам и воспитателям в работе над темой "Осень"...

Картотека бесед с детьми среднего дошкольного возраста на осенний период

В данной картотеке представлены беседы для среднего дошкольного возраста на осенний период по лексическим темам....