Проект "Мир насекомых"
проект по окружающему миру (средняя группа)

проек в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye_1.docx190.93 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ д/с «Родничок» села Турочак

Проект

«Мир насекомых»

Автор проекта: Сумусенкова Ольга Сергеевна,

воспитатель

с.Турочак, 2019


Паспорт

образовательного педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

Мир насекомых

Адресация проекта

Проект предназначен для работы с детьми, родителями и педагогами

Руководитель проекта

 Ольга Сергеевна

Особенности проекта

Актуальность: Насекомые – самая многочисленная группа животных. Детям всегда интересно смотреть полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Проект поможет узнать детям больше о насекомых и научить правильному отношению к ним.

Вид: познавательный

Сроки реализации: краткосрочный (в течение одной недели)

Возрастная категория: средняя группа

Цель проекта

Обогащение знаний детей средней группы о насекомых, обобщение опыта работы, вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада посредствам проектной деятельности.

Задачи проекта:

- формировать представление об окружающей природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;

- формировать у детей элементарные представления о насекомых, их строении, способах передвижения;

- воспитывать бережное отношение к живому;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- формировать навыки исследовательской деятельности.

для детей

для педагогов

- обобщить педагогический опыт по теме проекта.

для родителей

- информировать родителей про опасности укусов насекомых;

- привлекать родителей к участию в проектной деятельности

Ресурсное обеспечение проекта

Программа, лепбук, дидактические игры, ИКТ, компьютер, проектор

Ожидаемые результаты работы над проектом

Ребенок проявляет любознательность к насекомым; защищает и оберегает их; интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать. Открыт новому. То есть проявляет стремления к получению знаний.

Содержание деятельности

(по пяти основным направлениям)

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры «Чего не стало?», «Четвертый лишний», «Угадай насекомое», «Сложи насекомое», «Что это за насекомое?»

Консультация для родителей « Первая помощь при укусах насекомых

Познавательное развитие:

Беседа с детьми на тему: «Удивительный мир насекомых»

Чтение пословиц, поговорок и народных примет.

Занятие «Мир насекомых»

Презентация

Речевое развитие:

Чтение стихотворений.

Отгадывание загадок.

Художественно-эстетическое  развитие:

Физическое развитие:

Разучивание пальчиковых гимнастик «Бабочка», «Насекомые», «С кем дружит цветок».

Проведение физкультминуток «Бабочка», «Трудолюбивая пчелка».

Итог проекта

Лепбук, текстовый вариант проекта

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«По истине нравствен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред».

А. Швейцер.

Вид проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги группы.

Девиз проекта: «Как прекрасен этот мир».

Ресурсы, необходимые для реализации проекта 

Данный проект может оказаться полезным, доступным в планировании и осуществлении воспитательной деятельности в ДОУ, не требующий больших финансовых и материальных затрат.

Общие сведения о ДОУ

Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» расположен по адресу: индекс 649140, Республика Алтай, Турочакский район, село Турочак, ул. Зеленая, 14. Рабочий телефон: 8(388)43 22-5-98.

Учредитель: Отдел образования Турочакского района МО «Турочакский район».

Детский сад работает в режиме 5-дневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду составляет 10,5 часов – с 07.30 до 18.00. 

Дошкольное учреждение имеет 5 возрастных групп.

В детском саду образовательную деятельность ведут квалифицированные специалисты и педагоги.

Детский сад реализует Образовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Постановка проблемы.

Многие дети мало знают о пользе насекомых, они их боятся и губят. Чтобы этого избежать, нужно больше рассказывать детям о насекомых, развивать познавательный интерес к насекомым.

Актуальность темы проекта.

В ходе беседы о насекомых выяснилось, что знания дошкольников о них очень скудные. Таким образом, возникла проблема, нужны ли насекомые.

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе и вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Поэтому экологическое воспитание подрастающего покаления – это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех ее звеньях.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются переосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее.

Цель проекта: Обогащение знаний детей средней группы о насекомых, обобщение опыта работы, вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада посредствам проектной деятельности.

Задачи для достижения поставленной цели:

- формировать представление об окружающей природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;

- формировать у детей элементарных представлениях о насекомых. Их строении, способах передвижения;

- воспитывать бережное отношение к живому;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- формировать навыки исследовательской деятельности.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап

Изучение методической литературы о насекомых.

Разработка проекта, отбор содержание.

Создать условия для изучения насекомых.

  1. Практический этап

Беседа с детьми на тему: «Удивительный мир насекомых»

Чтение стихотворений.

Отгадывание загадок.

Разучивание пальчиковых гимнастик «Бабочка», «Насекомые», «С кем дружит цветок».

Проведение физкультминуток «Бабочка», «Трудолюбивая пчелка».

чтение пословиц, поговорок и народных примет.

Дидактические игры «Чего не стало?», «Четвертый лишний», «Угадай насекомое», «Сложи насекомое», «Что это за насекомое?»

Консультация для родителей « Первая помощь при укусах насекомых».

  1. Заключительный этап

Итоговое занятие «Мир насекомых».

Ожидаемые результаты деятельности в рамках проекта

Дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик).

Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые.

Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;

находить сходства и различия.

Владеть обобщающим понятием «насекомые».


Приложение 1

Беседа с детьми на тему: «Удивительный мир насекомых»

 Знаете ли вы, что бабочки и стрекозы, шмели и пчелы, муравьи, божьи коровки и кузнечики – животные? Они относятся к группе насекомых. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело их состоит из трех частей: головы, на которой находится два ушка, средней части тела и брюшка. У большинства насекомых в определенные периоды жизни появляются крылья. Это самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на земле примерно 250 миллионов лет назад.

ТЫ САЧКОМ ИХ НЕ ЛОВИ.

Насекомые хлопочут, наполняя жизнью сад:

Там кузнечики стрекочут, тут комарики звенят.

Каждый занят важным делом: золотистая пчела

На цветок душистый села, сок медовый собрала.

Вот в кустах возле тропинки деловитый муравей,

Уцепившись за травинку, доит усиками тлей.

Ты не трогай их не надо, ты сачком их не лови!

Пусть живут с тобою рядом мотыльки и муравьи!

А чем питаются насекомые, вы знаете?

Большая часть насекомых поедает зеленые листья, стебли и побеги растений. Пчелы, шмели, бабочки, мухи любят угоститься сладким нектаром цветов. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу и опыляют растения. Без этих насекомых не было бы на лугах ярких цветов!

Есть в природе и насекомые хищники, которые питаются другими насекомыми. Быстрокрылая стрекоза, симпатичная божья коровка, зеленый кузнечик – хищные насекомые.

В природе у насекомых не мало врагов. Но хитрые бабочки и жуки научились ловко прятаться, а если надо, то защищаться от них. Защитная окраска помогает кузнечикам стать совсем незаметными среди зеленых стеблей трав. Бабочки, когда садятся отдохнуть, складывают пестрые крылышки и становятся похожими на лепестки цветов. Гусеницы бабочек часто напоминают обломки веточек или сучков.

У некоторых насекомых есть острое жало, которым они прокалывают кожу врага и впрыскивают в рану яд. Знаете ли вы, что это за насекомые? Правильно! Шмели, пчелы и осы могут больно ужалить. Распознать жалящих насекомых можно по черно-желтой окраске. Животные, заметя такое сочетание цветов, стараются держаться подальше, кому же хочется быть ужаленным!

В природе есть безобидные мухи, похожие на ос и на пчел. Их так и называют: осовидки и пчеловидки. Они скопировали внешность жалящих насекомых, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Краски в животном мире служат способом общения. У божьей коровки хорошо запоминающаяся ярко-красная спинка. В случае опасности эти жучки выпускают едкую пахучую жидкость, предупреждающая птиц о том, что они не съедобны. А вот жуки солдатики воспользовались отпугивающей окраской божьих коровок. «Меня не следует трогать» - хочет сказать жук, показывая красную спинку, и черные точки на ней.

Важную роль в жизни насекомых играют не только цвет, но и запах. «Пчелы, бабочки, жуки издалека чувствуют, где есть сладкий нектар или сок растений; комары, москиты на большом расстоянии 8 обнаруживают запах выдыхаемого человеком или животным углекислого газа и спешит на этот запах….» (Ю.Дмитриев.)

Пчелы и муравьи, которые являются «общественными» насекомыми, запахом и движениями сообщают своим товарищам, где находится корм и как добраться до него. Насекомые посылают сообщения не только о еде, но и об опасности. Сигнал тревоги насекомые тоже могут передать на языке запахов. Почувствовав «запах страха»,одни из них прячутся, другие бросаются в атаку.

Вы, конечно, слышали, что насекомые, которые поедают стебли и листья растений. Портят посевы, грызут корни и древесину деревьев, называются вредителями. С ними хорошо справляются наши крылатые помощники-птицы. А вот муравьи, пчелы, бабочки, шмели и стрекозы, божьи коровки и многие другие насекомые приносят пользу растениям и людям. Муравьи переносят по лесу семена растений -кислицы, хохлатки, незабудки и способствуют их растению. Божьи коровки уничтожают вредных тлей. Бабочки, шмели опыляют растения. Стрекозы ловят разносчиков болезней комаров. Пчелы дают людям янтарный мед, воск, из которого делают свечи, и целебное вещество ‒ прополис.

Знаете ли вы, что для того, чтобы накопить килограмм меда, пчелам нужно собирать нектар с 19 миллионов цветов. «Конечно, одна пчела не может облететь столько цветов: килограмм собирают много пчел. Но и у одной не мало работы: в день рабочая пчела посещает в среднем семь тысяч цветов!» (Ю.Дмитриев).

Гуляя по цветущему, зеленому лугу не пытайтесь поймать красивую бабочку или стрекозу, легкомысленного мотылька или жука-солдатика. Лучше понаблюдайте за ними, и вы узнаете много интересного о жизни этих хлопотливых маленьких обитателей нашей планеты.


Приложение 2

Стихотворения

 «Про всех»  Б.Заходер

Все-все

Все На Свете

На свете нужны

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

- Злых и свирепых.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны,

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется…

Все-все,

Все На Свете

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

***

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок,

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

***

Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку,

Вверх неспешным ходом

Ползет по стебельку

К пахнущему медом

Яркому цветку.

Поедает быстро

Коровка вредных тлей,

И цветок душистый

Спасибо скажет ей!

Незваная гостья

Муха, муха-надоеда,

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит.

Хлеб нарезан – можно есть.

Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали!»

Муха  Е. Стеквашова

Надоедливая мушка

Дребезжит, зудит над ушком,

Безобразие какое,

Не даёт она покою,

Спрятал уши под подушку

Приземлилась на макушку,

Лапками защекотала –

Загнала под одеяло.

Только я увижу сон,

Снова раздается звон.

Вот поймаю хулиганку

И запру в стеклянной банке.

Посиди, подумай малость-

С кем ты глупая связалась?

Жук  А. Барто

Мы не заметили жука,

 И рамы зимние закрыли,

 А он живой, он жив пока,

 Жужжит в окне,

 Расправив крылья...

 И я зову на помощь маму:

 -Там жук живой!

 Раскроем раму!

А. Барто

Жуки  В. Берестов

Ну какое ж детство без жуков!

Их следы — как вышитые строчки.

Из-под плотных тёмных пиджаков —

Светлых крыльев лёгкие сорочки.

Чудо как хорош гудящий звук,

Звук блаженный песенки полётной.

Жалко, что летать не любит жук,

Жалко, что жужжит он неохотно.

На автомобильчик он похож,

И усами движет, как чудовище,

И блестит, как дорогая брошь,

Сам себе разбойник, сам сокровище.

У жука ужасно важный вид.

Ух, какой он взрослый и усатый!

Жутко занят, страшно деловит,

Жук из наших рук бежит куда-то.

Тот как жёлудь. Этот как орех.

Вот рога оленьи, носорожьи.

Майский жук летает лучше всех.

Но дороже всех коровка божья.

У коровок божьих

Кофточки в горошек.

Попроси — и полетят

Прямо из ладошек!


Приложение 3

Загадки

Самого не видно, а песню слышно,

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит.   (Комар)

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки.   (Божья коровка)

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.   (Бабочка)

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.   (Муравей)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он

А жильцов в нём миллион.   (Муравейник)

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он.   (Кузнечик)

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь.   (Комар)

У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её…( Стрекоза)

Сок цветов душистых пьёт,

Дарит нам и воск, и мёд.

Людям всем она мила,

А зовут ее...(Пчела)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда сажусь.   (Жук)

Кто над нами вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится,

Целый день летает,

Всем надоедает.   (Муха)

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.   (Бабочка)

Домовитая хозяйка,

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком.   (Пчёла)

Не солнце, не огонь, а светит.   (Светлячок)

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.   (Кузнечик)

Голубой аэропланчик,

Сел на белый одуванчик.   (Стрекоза)

В лесу у пня

Суета, беготня –

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.   (Муравьи)

Не зверь, не птица,

А нос как спица,

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

Кто его убьёт,

Кровь свою прольёт.   (Комар)

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.   (Бабочка)

Мы в работе поминутно

От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно –

Лишь под ноги посмотри.

Назови меня скорей –

Я рабочий …(Муравей)


Приложение 4

Пальчиковая гимнастика.

Бабочка

Бабочка-коробочка, улетай на облачко.

 Там твои детки на березовой ветке.

 (ладони прижаты друг ко другу тыльными сторонами, пальцы прямые, имитируем полет бабочки)

Божья коровка

По цветку ползет букашка,

 (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки)

 На ней красная рубашка.

 (накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)

 Маленькая крошка,

 (правой рукой погладить божью коровку)

 На спине горошки.

 (указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)

Комар

Летит муха вокруг уха: жжж

(водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс

(водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб — оп!

(пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его — хлоп!

(ладошкой дотрагиваемся до лба)

И к уху: зззз

(зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Муха

Вот летела муха,

(правая рука машет четырьмя пальцами)

На варенье села,

(правая ладонь шлепается на левую)

Вымазала брюхо,

(ладони вращаются относительно друг друга)

Дальше полетела.

(правая рука продолжает махать, а левая остается на месте)

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

***

Стрекоза поспать легла

У кувшинках в лепестках,

В сладком клевере — пчела,

Шмель — в кудрявых васильках.

(поочередно сгибаем пальцы)

В колокольчиках — сверчок,

Муравьишка — у сосны,

В паутине паучок

Смотрит радужные сны.

(кладем руки под щеку)

Оса

Оса села на цветок,

(вытянуть указательный палец правой руки)

Пьет она душистый сок.

(и вращать им, затем те же движения — пальцем левой руки)

С кем дружит цветок

(для этой игры руки нужно сложить «цветочком»: соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки)

Цветочек дружит с бабочкой,

(большие пальцы переплетите в замок: ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)

Цветочек дружит с пчелами,

(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)

Цветочек дружит с солнышком,

(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)

С дождинками веселыми.

(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки — это капли дождя)


Приложение 5

Физкультминутки

Бабочка

Утром бабочка проснулась. (потереть кулачками глаза)

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась. (потереть ладонями щеки)

Два ‒ изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – полетела, (помахать руками вверх-вниз)

У реки остановилась, (легких бег на месте)

Над водою закружилась.

Трудолюбивая пчёлка

Пчёлка трудится весь день (рисуем руками круг)

И работать ей не лень. (покачиваем указательным пальцем)

От цветка летит к цветку (взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу. (круговые движения руками по животу)

Хоботком нектар сосёт, (наклоны вниз)

За день много соберёт. («раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесёт нектар в тот улей. (изображаем полёт)

И назад вернётся пулей, (показываем указательный палец)

В сотах утрамбует мёд, (топанье ногами)

Скоро ведь зима придёт (поёживание)

Будет пчёлкам, чем питаться. (имитация движения ложкой)

Надо летом им стараться. (имитация накладывания мёда в соты)

«Сороконожка»

Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)

- Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).

И потопаю потом (дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

«Видишь, бабочка летает»

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять! (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

«Кузнечик»

Поднимайте плечики раз, два, раз, два

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели, травушку покушали

Тишину послушали

Тише, тише высоко

Прыгай на носках легко.

«Стрекоза»

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)

А сама как вертолет, (вращение)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

«Божьи коровки»

Мы божьи коровки (прыжки)

Быстрые и ловкие! (бег на месте)

По травке сочной мы ползем, (волнообразные движения руками)

А после в лес гулять пойдем. (идем по кругу)

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы... (приседаем)

Устали ноги от ходьбы! (наклоны)

И кушать мы давно хотим... (гладим животик)

Домой скорее полетим! («летим» нас свои места)


Приложение 6

Пословицы и поговорки

  • Муравей не велик, а горы копает.
  • Муравью роса – ливень.
  • Самую злую змею может одолеть куча муравьёв.
  • На муравейнике долго не усидишь.
  • Лучший подарок муравью – ножка кузнечика.
  • Спотыкаются не о гору, а о муравейник.
  • Одна пчела много мёду не наносит.
  • Пчёлка маленькая, да мёд её сладок.
  • Яблоньку за яблоки любят, а пчёлку – за медок.
  • Пчела знает, где мёд брать.
  • У кого пчела, тому жизнь весела.
  • Приходи к пчеле с кротким словом, береги пчелу добрым делом.
  • Жужжала муха, дождалась паука.

Народные приметы

  • Комары и мошки столбом – к хорошей погоде.
  • Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь.
  • Перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.
  • Пчелы сидят на стенках улья – к сильной жаре.
  • Если муравьи прячутся в кучке  - жди сильного ветра, дождя, грозы.
  • Паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем.
  • Перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели.
  • Если паук принимается за работу над новой сетью, то погода скоро переменится к лучшему.
  • Если много комаров – готовь короб для ягод.
  • Если много мошек – готовь по грибы лукошек.
  • Если муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы.
  • Много паутинок на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
  • Если лист с деревьев сыпется густо, пора улья с пасек убирать.
  • Светляки ярко горят в траве – на хорошую погоду.

Приложение 7

Дидактические игры

«Четвёртый лишний»

Цель: Закрепление знания детей о насекомых.

Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово.

Вариант №1:

1. заяц, еж, лиса, шмель;

2. трясогузка, паук, скворец, пчела;

3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7. таракан, муха, пчела, майский жук;

8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9. лягушка, комар, жук, бабочка;

10. стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Вариант №2:

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю… пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, трудолюбивая, красная спинка, пассика, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, «летающий цветок», соты, жужжит, «чемпион по прыжкам», большие глаза, полосатый, нектар, пыльца, гусеница.

«Сложи насекомое»

Цель: Закрепление знаний детей о насекомых.

Дидактический материал: Картинки с изображением разных насекомых (каждое в двух экземплярах).

Методика проведения: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на 4 части. Дети рассматривают целые картинки, затем складывают по ней свою мозаику. Получившиеся насекомые описывают внешне, какие он издает звуки и как передвигается.

«Угадай насекомое»

Цель: Формирование умения находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

Предлагаем вниманию детей 3—4 насекомого. Дети называют их. Затем сообщаем, что сейчас будем рассказывать об насекомом, не называя ее. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за насекомое.

Вначале следует указывать на 1—2 признака, постепенно их число увеличивают до трех-четырех.

«Чего не стало?»

Цель: Развитие зрительной памяти.

На столик кладутся несколько картинок с изображением насекомых. Дети внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачиваются. В этот момент взрослый убирает одину из карточек. Задача ребенка ‒ вспомнить, какого насекомого не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более карточек).

«Что это за насекомое?»

Цель: расширение представления о жизни насекомых; описывание насекомых по характерным признакам; воспитание у детей заботливого отношение к природе.

Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают насекомое, а другой – должны угадать, что это.


Приложение 8

Консультация для родителей « Первая помощь при укусах насекомых».

Пчёлы и осы составляют обширную группу отряда перепончатокрылых. Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще, чем с другими ядовитыми животными. При поражении острое оружие с силой вонзается в кожу, и токсин проникает в кровь пострадавшего. Уколы наносят только самки.

Единичные укусы пчёл здоровые люди переносят легко. Они, как правило, вызывают местную реакцию. Кожа краснеет, появляется припухлость, ощущается сильная болезненность, жжение, зуд. Однако сильную токсическую реакцию вызывают даже одиночные укусы в голову, кровеносный сосуд, в полость рта. При этом появляются головокружение, головная боль, тошнота, слабость. Иногда отмечается рвота, повышение температуры тела, обморок. Есть дети особо чувствительные к яду перепончатокрылых насекомых. Помимо обычных реакций, у них при повторном укусе и возникают крапивница, слезотечение, обильные выделения из носа. В тяжёлых случаях возможен отёк гортани – осложнение, требующее экстренной медицинской помощи.

Частота возникновения аллергических реакций на укусы осами и пчёлами очень велика. У чувствительных детей резкая реакция может развиться в ответ на один укус. Следует заметить, что ужаления пчёлами более тяжелы, чем укусы ос и шмелей, так как первые оставляют в ранке жало с ядовитой железой.

Если ребёнка ужалила пчела, прежде всего, необходимо удалить жало с места поражения. Эту процедуру нужно делать осторожно, чтобы не выдавить содержимое ядовитой железы в ранку. После извлечения жало следует уничтожить, иначе, попав случайно на кожу, оно может вновь вонзиться с помощью сокращения мышц ядовитой железы. Затем на место поражения кладут лёд или полотенце, смоченное холодной водой. Использовать для охлаждения землю, глину, как порой делают, нельзя – это может привести к инфицированию, развитию столбняка.

В том случае, когда реакция на укус насекомого бурная, необходима неотложная медицинская помощь. Поэтому следует как можно быстрее вызвать врача или доставить потерпевшего в ближайшее лечебное учреждение. До прибытия врача нужно уложить ребёнка, высоко приподняв ему голову. Можно дать ребёнка таблетку противоаллергического средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...